Проект Мастерская семейного чтения
проект по литературе (7 класс)
Форма проекта: развивающий, творческий.
Учащиеся: учащиеся 7А,7Б,7М класса МБОУ «СОШ№5» МО «ЛМР» РТ.
Сроки реализации проекта: март-май 2018-2019 учебный год.
Этапы реализации проекта:
1. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта;
2. Выявление информационных потребностей родителей;
3. Составление графиков проведения мероприятий;
4.Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
5. Разработка и выпуск буктрейлеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_masterskaya_semeynogo_chteniya.docx | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район
Республики Татарстан
Проект
Мастерская семейного чтения
Автор проекта
заведующая библиотекой
И.В. Манакова
Лениногорск, 2018
Форма проекта: развивающий, творческий.
Учащиеся: учащиеся 7А,7Б,7М класса МБОУ «СОШ№5» МО «ЛМР» РТ.
Сроки реализации проекта: март-май 2018-2019 учебный год.
Этапы реализации проекта:
1. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта;
2. Выявление информационных потребностей родителей;
3. Составление графиков проведения мероприятий;
4.Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
5. Разработка и выпуск буктрейлеров.
Актуальность проекта
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. Без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Планируемый результат:
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня влияния библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь-школа”, создание коллектива единомышленников. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Продукт проекта: конечным результатом проектной деятельности станет организация мастерской семейного чтения, создание учащимися совместно с родителями буктрейлеров по прочитанным произведениям.
Целевая аудитория данного проекта: учащиеся 7А, Б,М класса, их родители.
Введение
“Язык – это инструмент, надо учиться языку,
надо расширять свой лексикон,
учиться облекать свои впечатления
в более совершенную, яркую, простую форму ”.
М. Горький
По целевой направленности проект является аутентичным: проект сосредоточен на проблеме, которая имеет связь с жизнью учащихся, данная проблема актуальна и для мира взрослых людей - их родителей.
Гипотеза: Я предполагаю, что нужно возродить семейное чтение. Для многих наших классиков семейное чтение – это лучшее воспоминание о детстве. Безусловно, тогда не было таких средств массовой информации, как сейчас, но забот у родителей было не меньше, но они находили время для совместного чтения, потому что оно сближало всю семью, помогало воспитанию ребенка. если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.
Идея данного проекта: уроки семейного чтения обеспечат формирование духовно-нравственных ценностей личности ученика - гражданина.
Цель: содействовать формированию ценностных качеств личности с опорой на семью как социального института через семейное чтение и обсуждение прочитанных книг при использовании технологии педагогических мастерских. Заявленная цель реализуется в процессе совместной деятельности библиотекаря, педагога с семьёй ученика, в результате чего повышается самооценка и детей и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения.
Уроки семейного чтения позволяют:
1. Родителям глубже понять своего ребенка;
2. Сплотить семью через чтение художественных произведений;
3. Вести индивидуальную работу с каждым учеником и его семьей;
4. Создать условия для духовно-нравственного развития личности - выпускника.
Задачи:
1. Выбрать произведения воспитательного значения, интересные и взрослым и детям.
2. Привлечь родителей к чтению книг вместе с детьми для осознания ценности семейного
чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как
залога жизненного успеха.
3. Совершенствовать использование технологии мастерских при проведении мероприятий семейного чтения.
Методы проекта: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование эксперимента; диагностика ( обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:
исследовательский;
проблемный;
метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся, сценическое искусство.
Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:
лекции с творческими заданиями и тезисами;
- дискуссии;
- диспуты;
- устные выступления;
- мастерская чтения.
Современные образовательные технологии:
Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология решения изобретательских задач.
Описание проекта : Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию коммуникативной компетенции не только школьника, но и родителей, педагога, реализующего работу по проекту.
Данный проект выполним, потому что в век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но эстетическое и духовно-нравственное воспитание, когда главным становится формирование духовно-нравственных ценностей. Читая совместно с родителями, учащиеся смогут выделить наиболее распространенные действия анализа и чтения произведений. Практические занятия снабдят целевую аудиторию идеями по созданию определенных альтернатив. Поскольку целевой аудиторией являются родители и сами учащиеся, им будет проще выйти на диалог.
В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.
Технологическую основу проекта составляют следующие технологии:
- педагогика сотрудничества;
- групповые технологии;
- игровые технологии;
Технология мастерской позволяет идти в ногу с веком и не забывать мудрость наших предков: «Стремление к знаниям, познанию себя дисциплинирует мысль, порождает желание улучшить себя. Познав себя, вы узнаете весь мир» (Л.Толстой), так как главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.
Библиотекарь на занятиях:
- создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении;
- включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы;
- работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;
Основные элементы мастерской:
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение познания, области чувств каждого ученика. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, текст, рисунок и т.д.;
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
3. Социоконструкция – групповая работа. Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения;
4. Социализация – все, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем. Сравнение с другими в ходе дискуссии, общения;
5. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской, осознание своих мыслей, чувств, поступков.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм, используемая на уроках чтения для детей и их родителей, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей.
1.1 Тип мастерской: рефлексивный.
В результате работы по проекту уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит выпускникам в устной и письменной форме:
- вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;
- высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- изменять при необходимости свое речевое поведение;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения.
В ходе проекта запланирована следующая деятельность:
– проект предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, которая позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок «По страницам любимых книг»
Проводится:
- учащихся знакомят с творчеством Н.В.Гоголя, А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина;
- бсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии;
- ведется работа с текстом, предлагается участие в викторинах, чтениях по ролям;
- проводится просмотр художественных фильмов по произведениям Н.В.Гоголя, А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина;
- проводится контроль прочитанного через громкие чтения;
- проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.;
- проводится цикл чтений “Слушаем книжку” Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», А.Лиханов, В.Железников «Чучело», Е.Пономаренко «Леночка», С.Алексеевич «Цинковые мальчики».
Блок «Массовые мероприятия»
Проводится:
- анкетирование детей «Как мы читаем»;
- конкурс презентаций «Мы читаем дома»;
- конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга»;
цикл чтений “Слушаем книжку”;
- интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета».
Блок «Родительские чтения»
Задачи:
- развитие у родителей потребности в повышении уровня информированности в области детской литературы;
- показать значимость воспитания младшего поколения в семье от степени приобщенности к книге старшего поколения.
Тема мастерской чтения в классе: «У нас в семье все дружат с книгой».
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у школьников и их родителей.
Проводится:
- анкетирование родителей класса «Как мы читаем?»;
- круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”;
- консультирование родителей по организации домашней библиотеки;
- экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
Блок «Библиотека. Книга. Семья»
Цель:
- развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения;
- помощь родителям в отборе книг для чтения;
- рекомендации родителям, направленные на заинтересованность ребенка к чтению.
Проводится
- участие учащихся класса и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга»;
- разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм;
- составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей;
- рекламирование новых книг для учащихся класса;
- оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка;
- проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
1.2. Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося;
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться,
успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
1.3. В рамках данного проекта учащимся совместно с родителями предлагается прочитать следующие произведения: А.Лиханов « Последние холода» ,А.Лиханов «Чистые камушки» , «Кукла», «Оценка действительности»,повесть В.Железникова «Чучело», «Профессия – Учитель», Е.Пономаренко «Леночка», С.Алексеевич «Цинковые мальчики».
1.4. Результативность реализации продукта. Учащиеся заполняют совместно с родителями читательский дневник в форме таблицы: (например)
Выбор произведения | Привлечение к семейному чтению | Тема занятия | результат |
Указать автора, произведение | Произведение А.Лиханова «Кукла» | Тему занятия, например, «Формирование ценности Семья, Культура при знакомстве с историей русской куклы и обсуждения рассказа». | Например, на мастерскую пришло 76% мам и бабушек. 5 мам показали своих кукол, которых до сих пор хранят. Эмоциональный настрой показал, что было трогательное взаимопонимание среди взрослых и детей. |
1.5. Проведение занятий по плану
Тема |
Введение |
Виртуальные литературные экскурсии |
Литературные чтения |
Теория литературы |
Исследовательская творческая деятельность |
Творческая деятельность |
Изобразительная, декоративно-прикладная деятельность |
Мероприятия с применение информационно-компьютерных технологий. Создание буктрейлеров. |
Защита буктрейлеров |
1.6. Защита буктрейлеров.
Вывод: на занятиях в рамках проекта по представленной системе идет формирование всех ценностей личности ученика в соответствии с ФГОС. Главный акцент на формирование ценности Семья на занятиях по произведению А.Лиханова «Чистые камушки», Отечества на мастерской по повести А.Лиханова «Последние холода», Культуры – произведение В.Железникова «Чучело», Земля – экология слова на мастерской «Оценка действительности при исследовании записок». На всех занятиях формирование ценностей Труда, так как данная технология заставляет всех включиться в деятельный процесс, Знание – все мастерские направлены на самопознание личности, и Человек – читающая личность, осознающая духовно-нравственные ценности, будет всегда стремиться к здоровому образу жизни.
Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней. Но главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, и объединила семью книга.
Список использованной литературы
1. Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.
2. Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.
3. Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. - № 3. – С. 76-78.
Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. - № 10. – С. 44-46.
4. Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. - №8. – С. 14-16.
5. Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1. – С. 7-8.
5. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977
6. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003
8. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. – М. : РГБ, 2003
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека. http://www.uraledu.ru/node/26750
1. Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения. http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm сайт Русской ассоциации чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»
Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....
Публичный урок по проекту "Семейное чтение"
Открытый урок с родителями после участия в проекте "Семейное чтение"...
Социально-педагогический проект "Клуб семейного чтения"
Работа с семьей является одним из главных направлений школы, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрени...