Проект Мастерская семейного чтения
проект по литературе (7 класс)

Форма проекта: развивающий,  творческий.

Учащиеся: учащиеся 7А,7Б,7М класса МБОУ «СОШ№5»   МО «ЛМР» РТ.

Сроки реализации проекта: март-май 2018-2019 учебный год.

Этапы реализации проекта:

     1. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта;

     2. Выявление информационных потребностей родителей;

     3. Составление графиков проведения мероприятий;

     4.Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

     5. Разработка и выпуск буктрейлеров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_masterskaya_semeynogo_chteniya.docx47.23 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район

Республики Татарстан

Проект

Мастерская семейного чтения

Автор проекта

заведующая библиотекой

И.В. Манакова

Лениногорск, 2018

Форма проекта: развивающий,  творческий.

Учащиеся: учащиеся 7А,7Б,7М класса МБОУ «СОШ№5»   МО «ЛМР» РТ.

Сроки реализации проекта: март-май 2018-2019 учебный год.

Этапы реализации проекта:

     1. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта;

     2. Выявление информационных потребностей родителей;

     3. Составление графиков проведения мероприятий;

     4.Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

     5. Разработка и выпуск буктрейлеров.

     Актуальность  проекта

 Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. Без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:        

 - интеллектуальное и эмоциональное развитие;

 - развитие языка;

 - социальное и образовательное развитие;

 - влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Планируемый результат:

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния  библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь-школа”, создание коллектива единомышленников. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности  библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Продукт проекта: конечным результатом проектной деятельности станет организация мастерской семейного чтения, создание учащимися совместно с родителями буктрейлеров по прочитанным произведениям.

 Целевая аудитория данного проекта: учащиеся 7А, Б,М  класса, их родители.  

 

Введение

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,

 надо расширять свой лексикон,

учиться облекать свои впечатления

в более совершенную, яркую, простую форму ”.

                                                              М. Горький

По целевой направленности проект является аутентичным: проект сосредоточен на проблеме, которая имеет связь с жизнью учащихся, данная проблема актуальна и для мира взрослых людей - их родителей.

Гипотеза: Я предполагаю, что нужно возродить семейное чтение. Для многих наших классиков семейное чтение – это лучшее воспоминание о детстве. Безусловно, тогда не было таких средств массовой информации, как сейчас, но забот у родителей было не меньше, но они находили время для совместного чтения, потому что оно сближало всю семью, помогало воспитанию ребенка. если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.

Идея данного проекта: уроки семейного чтения обеспечат формирование духовно-нравственных ценностей личности ученика - гражданина.
Цель: содействовать формированию ценностных качеств личности с опорой на семью как социального института через семейное чтение и обсуждение прочитанных книг при использовании технологии педагогических мастерских. Заявленная цель реализуется в процессе совместной деятельности библиотекаря, педагога с семьёй ученика, в результате чего повышается самооценка и детей и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения. 

Уроки семейного чтения позволяют:

1. Родителям глубже понять своего ребенка;

2. Сплотить семью через чтение художественных произведений;

3. Вести индивидуальную работу с каждым учеником и его семьей;

4. Создать условия для духовно-нравственного развития личности - выпускника.

 

 Задачи:

 1. Выбрать произведения воспитательного значения, интересные и взрослым и детям.

 2. Привлечь родителей к чтению книг вместе с детьми для осознания ценности семейного

 чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как  

 залога жизненного успеха. 

 3. Совершенствовать использование технологии мастерских при проведении мероприятий семейного чтения.

Методы проекта: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование  эксперимента; диагностика ( обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:

исследовательский;

проблемный;

метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся, сценическое искусство.

Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:

лекции с творческими заданиями и тезисами;

 - дискуссии;

 - диспуты;

 - устные выступления;

 - мастерская чтения.

Современные образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология решения изобретательских задач.

Описание проекта : Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию коммуникативной компетенции не только школьника, но и родителей, педагога, реализующего работу по проекту.

Данный проект выполним, потому что  в век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но эстетическое и духовно-нравственное воспитание, когда главным становится формирование духовно-нравственных ценностей. Читая совместно с родителями, учащиеся смогут выделить наиболее распространенные действия анализа и чтения произведений. Практические занятия снабдят целевую аудиторию идеями по созданию определенных альтернатив. Поскольку целевой аудиторией являются родители и сами учащиеся, им будет проще выйти на диалог.

В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.

Технологическую основу проекта составляют следующие технологии:

- педагогика сотрудничества;

- групповые технологии;

- игровые технологии;

Технология мастерской позволяет идти в ногу с веком и не забывать мудрость наших предков: «Стремление к знаниям, познанию себя дисциплинирует мысль, порождает желание улучшить себя. Познав себя, вы узнаете весь мир» (Л.Толстой), так как главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.

 Библиотекарь на занятиях:
-  создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении;

 - включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы;

  - работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;

Основные элементы мастерской:

 1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение познания, области чувств каждого ученика. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, текст, рисунок и т.д.;

 2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

 3. Социоконструкция – групповая работа. Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения;

 4. Социализация – все, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем. Сравнение с другими в ходе дискуссии, общения;

 5. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской, осознание своих мыслей, чувств, поступков. 
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм, используемая на уроках чтения для детей и их родителей, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей.
1.1 Тип мастерской: рефлексивный.

 В результате работы по проекту уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит выпускникам в устной и письменной форме:

 -  вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;

 - поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

 - слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;

 - высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

 - стимулировать собеседника к продолжению общения;

 - грамотно разрешать конфликты в общении;

 - изменять при необходимости свое речевое поведение;

  - оценивать успешность ситуации общения;

 - корректно завершать ситуацию общения.

В ходе проекта запланирована следующая деятельность:

– проект предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, которая позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.

Блок  «По страницам любимых книг»

Проводится:

 - учащихся знакомят с творчеством Н.В.Гоголя,  А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина;

 - бсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии;

  - ведется работа с текстом, предлагается участие в викторинах, чтениях по ролям;

 -  проводится просмотр художественных фильмов по произведениям Н.В.Гоголя, А. де Сент-Экзюпери, А.С. Пушкина;

 - проводится контроль прочитанного через громкие чтения;

 - проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.;

 - проводится цикл чтений “Слушаем книжку” Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»,     А. де Сент-Экзюпери «Маленький  принц»,  А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», А.Лиханов, В.Железников «Чучело», Е.Пономаренко «Леночка», С.Алексеевич «Цинковые мальчики».

Блок «Массовые мероприятия»

Проводится:

 - анкетирование детей «Как мы читаем»;

 - конкурс презентаций «Мы читаем дома»;

 - конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”,  «Моя семья и книга»;

цикл чтений “Слушаем книжку”;

 - интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета».

Блок «Родительские чтения»

Задачи: 

 - развитие у родителей потребности в повышении уровня информированности в области детской литературы;

 - показать значимость воспитания младшего поколения в семье от степени приобщенности к книге старшего поколения.

Тема мастерской чтения в классе: «У нас в семье все дружат с книгой».

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у школьников и их родителей.

Проводится:

 - анкетирование родителей класса «Как мы читаем?»;

 - круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”;

 - консультирование родителей по организации домашней библиотеки;

 - экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.

Блок   «Библиотека. Книга. Семья»

Цель:

 - развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения;

 - помощь родителям  в отборе книг для чтения;

 - рекомендации родителям, направленные на заинтересованность ребенка к чтению.

Проводится 

 - участие учащихся класса и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга»;

 - разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм;

 - составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей;

 - рекламирование новых книг для учащихся класса;

 - оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка;

 - проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

1.2. Исследовательская деятельность.

     Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

 - во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);

  - во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;

 - в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося;

 -  в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, семинар.  Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться,

успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.

   Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию.     Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

1.3. В рамках данного проекта учащимся совместно с родителями предлагается прочитать следующие произведения: А.Лиханов « Последние холода» ,А.Лиханов «Чистые камушки» , «Кукла», «Оценка действительности»,повесть В.Железникова «Чучело», «Профессия – Учитель», Е.Пономаренко «Леночка», С.Алексеевич «Цинковые мальчики».

1.4. Результативность реализации продукта. Учащиеся заполняют совместно с родителями читательский дневник в форме таблицы: (например)

Выбор произведения

Привлечение к семейному чтению

Тема занятия

результат

Указать автора, произведение

Произведение А.Лиханова «Кукла»

Тему занятия, например, «Формирование ценности Семья, Культура при знакомстве с историей русской куклы и обсуждения рассказа».

Например, на мастерскую пришло 76% мам и бабушек. 5 мам показали своих кукол, которых до сих пор хранят. Эмоциональный настрой показал, что было трогательное взаимопонимание среди взрослых и детей.


1.5.  Проведение занятий по плану

Тема

Введение

Виртуальные литературные экскурсии

Литературные чтения

Теория литературы

Исследовательская творческая деятельность

Творческая деятельность

Изобразительная, декоративно-прикладная деятельность

Мероприятия с применение информационно-компьютерных технологий. Создание буктрейлеров.

Защита буктрейлеров

1.6. Защита буктрейлеров.

Вывод: на занятиях в рамках проекта по представленной системе идет формирование всех ценностей личности ученика в соответствии с ФГОС. Главный акцент на формирование ценности Семья на занятиях  по произведению А.Лиханова «Чистые камушки», Отечества на мастерской по повести А.Лиханова «Последние холода», Культуры – произведение В.Железникова «Чучело», Земля – экология слова на мастерской «Оценка действительности при исследовании записок». На всех занятиях формирование ценностей Труда, так как данная технология заставляет всех включиться в деятельный процесс, Знание – все мастерские направлены на самопознание личности, и Человек – читающая личность, осознающая духовно-нравственные ценности, будет всегда стремиться к здоровому образу жизни. 

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней. Но главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, и объединила семью книга.

Список использованной литературы

1. Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.

2. Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.

3. Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. - № 3. – С. 76-78.

Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. - № 10. – С. 44-46.

4. Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. - №8. – С. 14-16.

5. Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1. – С. 7-8.

5. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977

6. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003

8. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. – М. : РГБ, 2003

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека. http://www.uraledu.ru/node/26750

1. Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения. http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm    сайт Русской ассоциации чтения.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»

Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Публичный урок по проекту "Семейное чтение"

Открытый урок с родителями после участия в проекте "Семейное чтение"...

Социально-педагогический проект "Клуб семейного чтения"

Работа с семьей является одним из главных направлений школы, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрени...