Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной. М. «Просвещение», 2010г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразоват. организаций. В 2 частях; под редакцией В.Я. Коровиной. – 7-е издание - М. : Просвещение, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx | 67.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной. М. «Просвещение», 2010г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразоват. организаций. В 2 частях; под редакцией В.Я. Коровиной. – 7-е издание - М. : Просвещение, 2019 г.
Основная задача обучения литературе в 9 классе состоит в том, чтобы углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Сроки реализации программы: 2019-2021 уч.г.
Цели и задачи образования.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Требования к уровню подготовки учеников.
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы, психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман, герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии, повесть, жанровые особенности рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох:
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведения литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Объем сочинений должен быть примерно таким: в 9 классе— 3-4 тетрадные страницы. Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
Курс литературы изучается на базовой уровне. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Содержание программы 9 класса
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10 часов)
Характеристика русской литературы XVIII века Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ( 55 часов)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский . Жизнь и творчество. (Обзор.) «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов . Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. . Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Бесы». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов . Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», ...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь . Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский . Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий . Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (обзор) (2 часа)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл . Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела).
Уильям Шекспир . Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете . Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | План | Факт |
Введение – 1 час | |||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека | ||
Древнерусская литература – 4 часа | |||
2 | Древнерусская литература . Обзор | ||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | ||
4 | Центральные образы «Слова о полку Игореве» | ||
5 | Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве» | ||
Русская литература XVIII века – 10 часов | |||
6 | О русской литературе XVIII века (обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве | ||
7 | М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» | ||
8 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» | ||
9 | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор) «Властителям и судиям» | ||
10 | Г. Р. Державин. «Памятник» | ||
11 | Сентиментализм. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои | ||
12 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы | ||
13 | Внеклассное чтение. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя | ||
14 | Развитие речи. Сочинение «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений) | ||
15 | Контрольная работа по теме «Русская литература XVIII века» | ||
Шедевры русской литературы XIX века – 55 часов | |||
16 | Русская поэзия XIX века | ||
17 | Романтизм. В. А. Жуковский – поэт-романтик. | ||
Василий Андреевич Жуковский | |||
18 | Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Невыразимое» | ||
19 | В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады | ||
Александр Сергеевич Грибоедов | |||
20 | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя (обзор). «Горе от ума». | ||
21 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт | ||
22 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва | ||
23 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого | ||
24 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | ||
25 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике | ||
26 | Развитие речи. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Письменный ответ на один из проблемных вопросов или анализ одного из эпизодов комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | ||
Александр Сергеевич Пушкин | |||
27 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика | ||
28 | А.С. Пушкин. Лирика. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | ||
29 | А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк» | ||
30 | А.С. Пушкин. Любовная лирика | ||
31 | А.С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам …» и другие стихотворения | ||
32 | А.С. Пушкин. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» | ||
33 | Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина | ||
34 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Цыганы» | ||
35 | Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» | ||
36 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение | ||
37 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа | ||
38 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа | ||
39 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | ||
40 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора | ||
41 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | ||
42 | Роман «Евгений Онегин» в критике. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | ||
43 | Развитие речи. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | ||
44 | Контрольная работа по изученным произведениям А.С.Пушкина | ||
Михаил Юрьевич Лермонтов | |||
45 | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта | ||
46 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова | ||
47 | М.Ю.Лермонтов. Любовная лирика | ||
48 | М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | ||
49 | Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике М.Ю.Лермонтова | ||
50 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа | ||
51 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Главы «Бэла», «Максим Максимыч». Загадки образа Печорина | ||
52 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Главы «Тамань», «Княжна Мэри». | ||
53 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | ||
54 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Фаталист». | ||
55 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина | ||
56 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | ||
57 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | ||
58 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа | ||
Данте Алигьери | |||
59 | Внеклассное чтение. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | ||
Николай Васильевич Гоголь | |||
60 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | ||
61 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков | ||
62 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова | ||
63 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме | ||
64 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра | ||
65 | Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» | ||
66 | Анализ работ. Тест по творчеству Н.В.Гоголя | ||
Фёдор Михайлович Достоевский | |||
67 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | ||
68 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки | ||
Антон Павлович Чехов | |||
69 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | ||
70 | А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | ||
Литература ХХ века – 28 часов | |||
71 | Русская литература ХХ века. Иван Алексеевич Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы | ||
72 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе | ||
Поэзия Серебряного века | |||
73 | А.А.Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…» | ||
74 | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина» | ||
75 | С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии | ||
76 | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека | ||
77 | С.А.Есенин. Стихи о любви | ||
78 | В.В.Маяковский. «А вы могли бы?» | ||
79 | В.В.Маяковский. «Послушайте», «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | ||
80 | Контрольная работа по теме «Поэзия Серебряного века» | ||
Михаил Афанасьевич Булгаков | |||
81 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы | ||
82 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести | ||
Марина Ивановна Цветаева | |||
83 | М.И.Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти | ||
84 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России | ||
Анна Андреевна Ахматова | |||
85 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini» | ||
86 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием» | ||
Николай Алексеевич Заболоцкий | |||
87 | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе | ||
88 | Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта | ||
Михаил Александрович Шолохов | |||
89 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | ||
90 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа | ||
Борис Леонидович Пастернак | |||
91 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви | ||
92 | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта | ||
Александр Трифонович Твардовский | |||
93 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, о природе | ||
94 | А.Т.Твардовский. Стихи о войне | ||
Александр Исаевич Солженицын | |||
95 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | ||
96 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | ||
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-ХХ веков | |||
97 | Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи поэтов XIX века | ||
98 | Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи поэтов XX века | ||
Зарубежная литература – 2 часа | |||
99 | Из зарубежной литературы. Обзор | ||
100 | Из зарубежной литературы. Обзор | ||
Подведение итогов – 2 часа | |||
101 | Итоговая контрольная работа | ||
102 | Анализ контрольной работы. Задания для летнего чтения |
Планируемые результаты изучения предмета
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....