Тема искусства в творчестве М. Горького.
статья по литературе (11 класс)
Тема искусства занимает в творчестве М. Горького особое место и особенно ярко представлена в пьесе "Дачники" (для внеклассного чтения в старших классах). Об этом произведении пойдёт речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Горький "Дачники". Тема искусства. | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением предметов»
Тема искусства в творчестве М. Горького.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Ефименко Оксана Александровна
2019
Тема искусства занимает в «Дачниках» значительное место. Она представляет особый интерес для исследования, не утратила своего значения как для театральных критиков, современников автора, так и для сегодняшних горьковедов. В своё время эта тема была освещена в работах учёных советских лет, которыми данный аспект рассматривался односторонне, т. к. их внимание в основном было обращено на раскрытие Горьким в пьесе «мещанской» природы декадентского «искусства для искусства», к которому писатель относился крайне отрицательно. Мы же постарались с помощью детального анализа каждого действия пьесы объективно взглянуть на данную проблему.
Эта тема интересна нам ещё и тем, что вопросы, поставленные в ней, не теряют своей актуальности и в наши дни. Любой из нас не раз задумывался над тем, какую роль искусство играет в нашей жизни, каково предназначение писателя, каков смысл жизни, как нужно себя вести, чтобы твоё существование не превратилось в бессмысленно прожитые годы, и кто поможет выбрать единственный правильный путь, ведущий к счастью и благополучию. Все эти вечные насущные вопросы находят своё отражение в пьесе. Мы, так или иначе, сталкиваемся с персонажами, которые в спорах об искусстве затрагивают проблемы, выходящие за грань этого волнующего их аспекта бытия. В связи с этим тема искусства приобретает «вселенский» масштаб. Она помогает объяснить не только узкий круг входящих в её рамки вопросов, которые касаются развития литературы, назначения писателя и роли читателя в его жизни, гибели или бессмертия искусства, но и задуматься над более глубокими, волнующими каждого персонажа, вовлечённого в сферу искусства, проблемами о смысле жизни, о том, как вести себя, когда всё утеряно, не потерять нравственные качества и не унизиться под влиянием пошлости жизни, как преодолеть страх перед ещё неизведанным миром. Об этом часто упоминают действующие лица в спорах о литературе, благодаря чему тема искусства выходит за собственные пределы и образует особое смысловое пространство пьесы.
При современном прочтении пьесы необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые связаны с затрагиваемой темой. Почему Горьким вводится тема искусства? Как она воплощается в тексте? Как завязываются споры и конфликты вокруг этой темы? Кто говорит об искусстве? И какое значение оно имеет для персонажей пьесы, для раскрытия их характеров и развития сценического действия? Это мы попытаемся выяснить в ходе нашей работы.
Знакомясь с текстом пьесы, мы убеждаемся в том, что искусство запечатлевает окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания самого человека, отражая и формируя мировоззрение людей. Оно вбирает в себя жизнь и является её воплощением, в результате чего жизнь и искусство оказываются взаимосвязаны. Кроме того, споры о литературе находятся не на периферии, а охватывают всё смысловое пространство пьесы. В них вовлечены почти все действующие лица, которых условно можно разделить на несколько групп. Одни из них непосредственно связаны со сферой искусства (Шалимов, Калерия), другие не имеют к ней прямого отношения, но ждут от деятелей искусства решения жизненных проблем или воплощения своих идеалов (Варвара Михайловна), третьи просто высказывают своё мнение или бросают реплики в разгаре спора или обсуждений каких-либо проблем, связанных с литературой (Басов, Суслов). Особое смысловое пространство сферы искусства, создают не только действующие лица, представляющие на сцене данное направление творчества, общие разговоры и споры на эту тему, но и эпизодические лица, участники репетиций будущего спектакля. Это связывает литературу ещё с несколькими видами художественного творчества – театром и музыкой, образуя в совокупности особое пространство искусства в пьесе
Споры об искусстве ближе к концу пьесы становятся всё напряжённее и острее, с чем мы связываем сужение или расширение пространства сценического действия, т.е. с увеличением пространства споры о литературе больше разгораются, а мировоззрение действующих лиц приобретает более мрачный оттенок, в связи с чем возникает напряженная атмосфера. Споры вызывают конфликтные ситуации при столкновении людей разных мировоззрений. Ярким примером этому служит поэтический поединок Калерии и Власа, являющийся кульминационным в пьесе. Трагический оттенок приобретают речи героев, что объясняет их последующие действия и выбор: уйти (как Марья Львовна, Варвара Михайловна, Влас и др.) или остаться в атмосфере пошлости и разложения и окончательно «оскотиниться» (как Басов и Шалимов).
Кроме того, в спорах об искусстве воплощается не только мировоззрение действующих лиц, среди которых есть обыватели, писатели-декаденты и «идейные» люди, но и основные мотивы пьесы, появляющиеся сначала в ремарках перед началом каждого действия, а после этого – в репликах самих персонажей. Определяющими мотивами становятся: мотив смерти, безжизненности, увядания, мотив покоя и спокойствия, холода, грязи жизни. Доминирует над ними мотив темноты или «сумерки души», который объясняет безнравственное поведение таких персонажей, как Басов, Шалимов, Суслов, Замыслов. Не стоит забывать, что тема искусства является одной из острых проблем, волнующих М. Горького, поэтому в уста положительных персонажей (Марьи Львовны, Власа, Варвары Михайловны) он вкладывает свои мысли о назначении писателя и литературных течениях того времени.
В раскрытии характеров и развитии сценического действия тема искусства играет значительную роль. Она является структурообразующим началом в пьесе. Это и способ внутренней оценки исканий героев, определение процессов их внутренней жизни. Так, например, для одних искусство – способ передачи общественных идей, что характерно для Марьи Львовны, для других особый мир иллюзий и мечты, где можно укрыться от скучной жизни (Калерия и Рюмин); для третьих – искусство – сама жизнь (Замыслов); четвёртые видят в нём воплощение идеала (Варвара Михайловна); последние хотят на время забыться, уйти от творчества, отдохнуть (Шалимов). И лишь для немногих искусство не представляет никакого интереса (Дудаковы, Суслов) или является способом поддержания разговора (Басов). Таким образом, мы отмечаем, что высказывания об искусстве оказываются определяющими в пьесе и организуют развитие событий. Даже если в конце произведения нависает угроза существованию искусства в пошлой среде, оно остаётся с теми, кто сохраняет в себе нравственные качества и стремится к новой жизни, навстречу солнцу, свету, новому дню.
Анализируя каждое действие пьесы и обращаясь к научной литературе, мы пришли ещё и к такому выводу, что в дальнейшем тема искусства, должна быть изучена в разных аспектах, более широко и объективно, ведь одностороннее исследование пьесы не даёт общего представления о структуре произведения, характерах действующих лиц и процессах их внутренней жизни. Кроме того, нам так и не удалось провести сравнительный анализ пьесы М. Горького «Дачники» и «Чайки» А.П.Чехова, в которых прослеживается ряд сходных черт, мотивов и проблем. В любом случае тем, кому покажется интересным рассмотрение произведения в данных аспектах, эти намеченные нами проблемы будут являться перспективой дальнейшего изучения темы искусства в пьесе М. Горького «Дачники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них...
Тема мордовского народа в творчестве М.Горького
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Самоанализ урока "Тема мордовского народа в творчестве М.Горького"
Самоанализ урока...
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...
Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").
Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...
Презентация по литературе на тему жизнь и творчество М. Горького ( для 7 класса литература)
Урок по литературе предназначен для обзора биографии и творчества Горького...