Самоанализ урока "Тема мордовского народа в творчестве М.Горького"
учебно-методический материал (литература, 7 класс) по теме

Альканова Галина Александровна

Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka._alkanova.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы

 «Тема мордовского народа в творчестве М.Горького»

Тип урока:  внеклассное чтение. Это заключительный урок по творчеству М.Горького в 7 классе.

Цель: показать, как впервые в литературе широко и правдиво показана жизнь мордвы; дать начальное представление об исследовательской работе; провести исследования на примере рассказов Горького «Знахарка», «Ледоход» и «Мордовка»

   Основной задачей урока являлось создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.

    Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированной направленности.

    В начале урока творческие группы учащихся представили небольшие исследования, проведенные дома.

Первая группа ребят  свое исследование провела на примере рассказа Горького «Знахарка» - «Колоритный образ женщины-мордовки в рассказе Горького «Знахарка». Целью учащихся было выяснить, как в данном произведении изображен характер женщины-мордовки,  какие  черты ее характера особо выделяются автором произведения. Сначала ребята выяснили, кто такая знахарка Иваниха, затем выделили эпизоды, в которых подчеркивается энергичность характера мордовки, ее вольнолюбие, бесстрашие, отзывчивость к окружающим, особенно к бедноте. В итоге группа ребят, что занималась исследованием, пришла к выводу, что в этом рассказе показан образ колоритной, волевой, трудолюбивой женщины-мордовки.

Вторая группа учащихся проводила исследование на примере рассказа Горького «Ледоход». Ребята сформулировали тему исследования («Обаятельный образ мордвина-плотника в рассказе Горького «Ледоход»), определили цель исследования. В заключении ребята пришли к выводу, что мордвин Ленька в изображении Горького рассудительный, умный человек, хороший собеседник.

 Третье исследование было проведено уже на уроке по рассказу «Мордовка». Также была сформулирована тема исследования («Девушка-мордовка на страницах рассказа Горького «Мордовка»), цель. Ребята выделили, по их мнению, наиболее важные эпизоды, чтобы достичь цели исследования: какие черты характера девушки-мордовки раскрываются в рассказе Горького? Были сделаны такие выводы: у Лизы добрая душа, умела слушать, она обаятельная, заботливая, внимательная,  хороший друг, хотела счастья другим.

Итоги урока были подведены с помощью следующих вопросов: 1) Что вы можете сказать о героях этих произведений М.Горького? 2) Какими вы их увидели на страницах книг великого писателя? 3) Что можно сказать о самом писателе, который так правдиво нарисовал жизнь мордовского народа?              4)Сохранил ли мордовский народ в 21 веке  особенности своего характера? 5) Согласны ли вы со словами Горького, что «мордва – гораздый народ»?

 На занятии учащиеся формулировали  темы исследований, цели исследований, выделяли эпизоды, помогающие достичь целей, выразительно читали, пересказывали, делали выводы, анализировали, обобщали.

Домашнее задание позволяет учащимся еще раз высказать свое мнение по теме урока: дать письменный ответ на вопрос «Согласны ли вы со словами М. Горького, что «мордва – гораздый народ»?

    Такие уроки, на мой взгляд, учат обобщать и принимать самостоятельные решения, формируют творческое мышление, навыки исследовательской деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.

Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....

Тема мордовского народа в творчестве М.Горького

Урок внеклассного чтения в 7 классе....

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

М. Е. Евсевьев - выдающийся ученый, историк, этнограф, просве-титель мордовского народа

Исследовательская работа, посвящённая жизни и деятельности выдающегося мордовского учёного и просветителя М. Е. Евсевьева....

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...