Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Конецких Татьяна Николаевна

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена к УМК "Литература. 10 класс. Сахаров В.И., Зинин С.А." в соответствии с требованиями ФГОС с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_literatura_10_klass.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8                                ул. Тихоокеанская, 186 А, тел. 22-48-91, 22-53-20

 « Рассмотрено»                                                                        «Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

руководитель МО                                                                       зам. директора по УВР                                                        директор МБОУ гимназия № 8                                                                                                                                                                                                       МБОУ гимназия№8                                                                    МБОУ гимназия№8

____________/С.Э.Попова/                                                       ___________/Н.В.Подручная/                                               ____________/И.В.Курочкина/                                                  

 

«29» августа 2020г.                                                                            «29» августа 2020г.                                                      «31» августа 2020г.                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 А КЛАССА

учителя русского языка и литературы Конецких Татьяны Николаевны

Хабаровск

2020/2021 учебный год

Пояснительная записка

        

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С. Меркина,  С.А. Зинина,  В.А. Чалмаева  для 5-11 классов общеобразовательной школы,  допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово,  2011); рассчитанной на 102 часа в год.  

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой МБОУ гимназии №8 и перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г. Для реализации программы используются учебники: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.

             Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в 10 -11 классах направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
  • осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

              Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

  • -соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
  • -построена с учётом принципов системности, научности, доступности и     преемственности;
  • -способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • -обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
  • -сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.

При планировании части уроков предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.).  Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и районной библиотеках.

Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.

В основу обучения будут положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.

Преподавание ведется с использованием УМК В.И. Сахарова, С.А. Зинина.

Общая характеристика учебного курса

         Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

        Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и других) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.    

         Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

        Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

         Процесс   усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа;
  • определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу;
  • анализ текстов;
  • устные и письменные интерпретации художественных произведений;
  • выявление языковых средств художественной образности и их роль;  
  • самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
  • участие в дискуссиях;
  • подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ;
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

         Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.

        Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры.

                                                                       

                                                                        МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предполагаемый курс литературы в 10-11 классах рассчитан на 204 часа: 102 часа в 10 классе, 102 часа в 11 классе, три часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс

Введение.

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).  

Из литературы 1-й половины XIX века

А.С. Пушкин.

Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».  Лирика «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина  «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов.

 Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»). «Когда

мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.  Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Н.В. Гоголь.

Художественный мир Н.В. Гоголя.  Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».  Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века».

Из литературы 2-й половины XIX века

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века.  Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века.   Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

А.Н. Островский.

Жизненный и творческий путь.  Пьеса «Свои люди – сочтемся!».  Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.  Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.  Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.  Образ Катерины в свете критики.  Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

И.А. Гончаров.

Личность и творчество.  Роман «Обломов». Утро Обломова.  К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).   Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).  Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.  

И.С. Тургенев.                                                                                                                                                                                                                                                       Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Философские итоги романа. Смысл заглавия. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Н.Г. Чернышевский.

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

Н.А. Некрасов.

Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.  Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова.  

Ф.И. Тютчев. 

Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева». «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

А.А. Фет. 

Жизнь и творчество.  Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).  

Н.С. Лесков. 

Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».  

М. Е. Салтыков-Щедрин.

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.  «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.  Судьба глуповцев и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).

А.К. Толстой

Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).

Л.Н. Толстой.

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.  Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир».  История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав. Этапы духовного становления  Пьера Безухова. Анализ избранных глав.  «Мысль семейная» и её развитие в романе.  Наташа Ростова и женские образы в романе. «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

Ф.М. Достоевский. 

 Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.  Мир «униженных и оскорбленных» в романе.  Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.   «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против

А.П.Чехов.  

Жизнь и творчество А.П. Чехова.  Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы.  Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Новаторство Чехова-драматурга.

Обобщение материала историко-литературного курса.

Обобщение материала историко-литературного курса. Что читать летом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами учащихся   при   изучении   предмета «Литература» являются:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение   работать   с   разными   источниками   информации, находить   ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:

1) в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

 • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных     причинно-следственных связей

• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей

• составление плана, тезисов, конспекта

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы в 10 классе обучающийся должен знать /понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия
    уметь
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Мультимедийные пособия

   1. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».

  2. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе».

  3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

  4.  Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11

классов».

  5. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  6. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  7. Диск « Уроки литературы Кирилла и  Мефодия»  10 и 11 класс.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

1. http://school-collection.edu.ru

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://www.openclass.ru/ 

4. lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
5. www.ropryal.ru - Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
6. litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

10 класс

Программно-методические материалы

Авторы программы: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев, «Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы»/ -6-е издание – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Учебник: Литература 10 класс В.И. Сахаров, С.А. Зинин – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012

Почасовая сетка

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов в год

3 часа

34

102 часа

Тематическое прохождение программы

Разделы программы

План

Факт

Введение

1

1

Из литературы первой половины XIX века

13

13

Из литературы второй половины XIX века

87

87

Обобщение материала

1

1

График контрольных и проверочных работ

10 А

Классное контрольное сочинение

КТ

Классное сочинение/домашнее сочинение/развернутый ответ на вопрос

Наизусть

I семестр

II семестр

п/п

Программный материал

Тема урока

Дата

Предметные УУД

Метапредметные

УУД

Опорные  понятия.

Домашнее  задание

По плану

Факт

I семестр (48 часов)

Введение (1 ч)

1

Введение.

К истории русской литературы ХIХ века.

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Историко-литературный процесс Вечные темы русской классики

Стр. 14,  в. 1-3.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (13 часов)

Александр Сергеевич Пушкин (4 ч)

2

А. С. Пушкин. Стихотворения. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики.

понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Философская лирика, поэма как лироэпический жанр

Стр. 15-39, прочитать, стр. 51, в. 5.

3

Поэма «Медный всадник». Историческая и «частная» темы в поэме. Конфликт между интересами личности и государства.

Стр. 40-50, стр. 51, в. 6. Отрывок из поэмы наизусть

4

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Стр. 51, в. 8, 9

5

Развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения?

Знать содержание изученных литературных произведений; самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос.

структурировать материал

Задание в группах: составление ментальной карты «Образ маленького человека  литературе 19века». Стр. 53-63, прочитать.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

6

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы уметь   работать   с   разными   источниками   информации, находить   ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Тематические жанры лирики, романтическая поэма, байронические мотивы и            образы.

Стр. 78, в. 3, 4.

Прочитать поэму «Демон». Наизусть одно стихотворение на выбор.

7

Особенности богоборческой темы в поэме «Демон».

Стр. 78-79, в. 6, 7.

8

Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Подготовиться к письменной работе.

9

Классное сочинение  по творчеству М. Ю. Лермонтова.

анализировать и интерпретировать художественное произведение; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Стр. 81-89, прочитать.

Николай Васильевич Гоголь (4 ч)

10

Н. В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях».

понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы; определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Ирония, гротеск, фантасмагория.

Стр. 106, в. 1, 2.

11

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

Стр. 106, в. 3, 4.

12

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

Стр. 106-107,

в. 6, 7.

13

Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Стр. 107, в. 8.

14

Обобщение изученного по разделу "Литература первой половины XIX века".

Контрольное тестирование № 1

понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности  

структурировать материал

Устные сообщения, защита ментальных карт

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (87 часов)

Литература и журналистика 50-х – 80-х годов XIX века (2 ч)

15

Литература и журналистика 50-х – 80-х годов ХIХ века.

Знать новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни.  Устанавливать историко-биографические связи писателей эпохи.

структурировать материал

Литературный процесс, литературная критика.

Стр. 139,

в. 2, 3.

16

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века.

Стр.141-157.

Прочитать драму «Гроза».

Александр Николаевич Островский (8 ч)

17

А. Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского драматурга.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение   работать   с   разными   источниками   информации, находить   ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Описать уклад жизни в городе Калинове.

18

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Тест.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Семейно-бытовой конфликт, речевой жест, драма, ремарка, реплика.

Характеристика героев пьесы

19

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

Характеристика Кабанихи и Катерины.

20

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Стр. 174, в. 8, 9.

21

Роль второстепенных и внесценических персонажей.

Сообщение о смысле названия пьесы; о символах в драме.

22

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.

определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».»

23

Русская критика о пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма: добре и справедливости, самоотверженности, смелости

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

Сбор материала к написанию сочинения по драме «Гроза»

24

Классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Стр. 176-184, прочитать; стр.208 , в.1

Иван Александрович Гончаров (6 ч)

25

И. А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов».

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Стр. 184-190, самостоятельный эпизода. Стр. 208, в. 2.

26

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (Л)

Образная типизация, символика детали, роман, портрет героя, характеристика героя.

Стр. 208, в. 3.

27

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

Стр. 209, в. 5, 6.

28

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Стр.209, в. 4.

29

Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Сообщение на тему роман «Обломов» в русской критике.

30

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов».

Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

Домашнее сочинение № 1

Стр. 211-234, прочитать.

Иван Сергеевич Тургенев (8 ч)

31

И. С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Стр. 254, в. 10.

Наизусть стихотворение в прозе (на выбор).

32

Стихотворения в прозе, их художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность.

Композиционный анализ, характеристика героев романа

33

«Отцы и дети». Отражение в романе проблем эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев; роман, пейзаж, портрет героя.

Стр.254,  в. 5.

34

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

Стр. 254, в. 4.

35

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Стр. 254, в 7, 8.

36

Любовная линия в романе и ее место в произведении. Философские итоги романа, смысл названия. Русская критика о романе и его герое.

Конспект фрагментов статьи Д.И. Писарева «Базаров»Подготовиться к сочинению.

37

Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И. С. Тургенева.

Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

38

Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И.С. Тургенева.

Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Стр. 256-263, прочитать.

Николай Гаврилович Чернышевский  (4 ч)

38

Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

03.12

04.12

39

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Идеологический роман, литературная утопия, ложная интрига, портрет героя, характеристика героя.

Стр. 280, в. 3

40

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Стр. 281, в 4, 6.

41

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Самостоятельный анализ эпизода

42

Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Чернышевского.

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (Р)

Стр. 283-295

Подготовить сообщения на тему «Роман «Что делать?» и революционно-демократическое движение в России».

                Николай Алексеевич Некрасов (9 ч)

43

Н.А. Некрасов. Стихотворения («Тройка», «В дороге»). Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет.

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Народность литературного творчества, демократизация поэтического языка, тропы, фольклорные мотивы, стихотворный размер, поэма-эпопея, портрет героя, речевая характеристика героя.

Стр. 296-310, прочитать;

стр. 330, в. 4.

44

«Муза мести и печали» в лирике Н. А. Некрасова (Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др.)

Стр. 330, в. 5.

Наизусть отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин».

45

Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

46

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

Стр. 330-331,

в. 8, 9.

47

Сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы и мотив правдоискательства

Стр. 331, в. 10, 11.

48

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболт-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Стр. 331, в. 11.

II семестр (54 часа)

49

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Проблема счастья и ее решение в поэме.

понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Наизусть отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

50

Роль вставных сюжетов в поэме (легенды, притчи, и т.п.). Образ Гриши Добросклонова, его идейно-композиционное звучание.

анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса. Объяснять роль вставных сюжетов в произведения.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Подготовиться к сочинению.

51

Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Сообщения о

Ф. И. Тютчеве.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

52

Мыслящая поэзия Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра, тропы (развитие представлений).

Стр. 3-27, прочитать, стр. 31, в. 3.

53

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Тютчева. («И ропщет мыслящий тростник…», «Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…»).

Наизусть, анализ одного стихотворения из «Денисьевского цикла».

54

Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. («Цицерон», «Умом Россию не понять…»). Драматизм звучания любовной лирики поэта. («О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…»).

Стр. 31, в. 4.

Сообщения об

А.А. Фете.

Афанасий Афанасьевич Фет (5 ч)

55

А. А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта.

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения

формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Лирический образ-переживание, поэтический синтаксис, лирическая исповедальность, размер стиха, ритм. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Стр. 33-50, прочитать,

в. 1, 2.

56

«Культ мгновенья» в творчестве поэта. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. («Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…»)

Анализ стихотворения

«На заре ты ее не буди…»

57

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»)

Наизусть (на выбор).

58

Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. («Одним толчком согнать ладью живую...» и др.)

Стр. 50, в. 5.

59

Контрольное тестирование № 2 по творчеству Н.А. Некрасова,

Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

письменно интерпретировать художественное произведение; выявлять языковых средств художественной образности и их роль

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Сообщения о Лескове.

Стр. 52-63, прочитать.

Николай Семенович Лесков (4 ч)

60

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах.

Уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Литературный сказ, жанр путешествия, литературный тип, фольклорные традиции.

Стр. 63-75, прочитать. Стр. 76-77, в. 5.

61

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.  «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.

Стр. 76-77, в. 6, 7.

62

Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.

Стр. 76, в. 8.

63

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.

определять в произведении элементы сюжета, композиции; изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Стр. 78-82, прочитать.

Домашнее сочинение № 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (6 ч)

64

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах.

Уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сарказм, ирония, гротеск, сатирическая литературная сказка.

Стр. 83-97, прочитать,

стр. 107, в. 3-5.

65

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик».

Стр. 97-107, прочитать, стр. 107, в. 7.

66

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь», «Богатырь»).

Стр. 107, в. 8, 10.

67

68

Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык).

Стр.108,  в. 11.

69

Соотношение идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование

Стр. 110-126, прочитать.

Алексей Константинович Толстой (3 ч)

70

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса

формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Лирика позднего романтизма, историческая поэзия.

Стр. 126-127,  в. 1, 2.

71

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.  («Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.)

Стр. 126-127, в. 4, 5.

Наизусть (на выбор).

72

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. («Коль любить, так безрассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»).

Анализ одного  романтического стихотворения.

Стр.129-146, прочитать.

Лев Николаевич Толстой (14 ч)

73

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие романа-эпопеи: масштабность, переплетение различных сюжетных линий.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Роман-эпопея, «диалектика души», историко-философская концепция.

Стр.186-187, в. 1, 2.

74

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Стр.186-187 , в. 3.

75

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

Характеристика героев, представителей высшего света.

76

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Стр. 186-187, в. 5.

77

Сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Стр. 186-187, в. 8.

78

«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины...)

Стр. 186-187, в. 7.

79

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марии Болконской.

Характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской.

80

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Стр. 186-187, в. 4.

81

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Стр. 186-187, в. 10.

82

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

Сообщения о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве.

83

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Стр. 186-187, в. 12.

84

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Подготовиться к сочинению.

85

86

Классное контрольное сочинение № 2 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос)

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Стр. 203-214, прочитать.

Федор Михайлович Достоевский (8 ч)

87

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Идеологический роман, полифония, герой-идея, герои-двойники, характеристика героя, роль сновидений в тексте.

Стр. 215-230, прочитать, стр. 240-242, в. 1.

88

Образ Петербурга и средства его воссоздания  в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Характеристика Раскольникова.

89

 Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Стр. 240-242, в. 3, 4.

90

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

Стр. 240-242, в. 5.

91

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Стр. 240-242, в. 6.

92

Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Стр. 240-242, в. 7.

93

 Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Подготовиться к сочинению.

94

Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос)

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Стр. 244-253, прочитать.

Антон Павлович Чехов (7 ч)

95

А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе писателя.

уметь    анализировать    литературное    произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать

его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Чеховский сюжет, чеховская деталь,

«бессюжетное» действие, подтекст, лирическая комедия, символическая деталь, чеховская ремарка.

Стр. 254-267, прочитать,

96

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказы «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч».

Стр. 281-282, в. 1, 2.

97

Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Стр. 267-280, прочитать,   стр. 281-282, в. 4.

98

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад».

Стр. 281-282, в. 6.

99

Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев- «недотеп» и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии.

Стр. 281-282, в. 5.

100

Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».

Стр. 281-282, в. 8.

101

Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Развернутый ответ на вопрос.

Обобщение пройденного материала (1 ч)

102

Обобщение материала историко-литературного курса. Контрольное тестирование № 3

Знать содержание изученных литературных произведений

структурировать материал

Произведения для заучивания наизусть: 1.  А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (отрывок)

  2.  М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841г.)

  3.  И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе (на выбор)

  4.  Ф.И. Тютчев (на выбор)

  5.  А.А. Фет (на выбор)

  6.  Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок).

  7.  Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).

  8.  А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....