Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена к УМК "Литература. 10 класс. Сахаров В.И., Зинин С.А." в соответствии с требованиями ФГОС с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_literatura_10_klass.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 ул. Тихоокеанская, 186 А, тел. 22-48-91, 22-53-20
« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО зам. директора по УВР директор МБОУ гимназия № 8 МБОУ гимназия№8 МБОУ гимназия№8
____________/С.Э.Попова/ ___________/Н.В.Подручная/ ____________/И.В.Курочкина/
«29» августа 2020г. «29» августа 2020г. «31» августа 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 А КЛАССА
учителя русского языка и литературы Конецких Татьяны Николаевны
Хабаровск
2020/2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011); рассчитанной на 102 часа в год.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой МБОУ гимназии №8 и перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г. Для реализации программы используются учебники: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Изучение литературы в 10 -11 классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
- формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
- осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
- -соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
- -построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- -способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- -обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- -сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.
При планировании части уроков предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и районной библиотеках.
Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.
В основу обучения будут положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.
Преподавание ведется с использованием УМК В.И. Сахарова, С.А. Зинина.
Общая характеристика учебного курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и других) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу;
- анализ текстов;
- устные и письменные интерпретации художественных произведений;
- выявление языковых средств художественной образности и их роль;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
- участие в дискуссиях;
- подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предполагаемый курс литературы в 10-11 классах рассчитан на 204 часа: 102 часа в 10 классе, 102 часа в 11 классе, три часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Введение.
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).
Из литературы 1-й половины XIX века
А.С. Пушкин.
Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». Лирика «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов.
Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»). «Когда
мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Н.В. Гоголь.
Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века».
Из литературы 2-й половины XIX века
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
А.Н. Островский.
Жизненный и творческий путь. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
И.А. Гончаров.
Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».
Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Философские итоги романа. Смысл заглавия. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.
Н.Г. Чернышевский.
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Н.А. Некрасов.
Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова.
Ф.И. Тютчев.
Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева». «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева
А.А. Фет.
Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).
Н.С. Лесков.
Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
М. Е. Салтыков-Щедрин.
От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).
А.К. Толстой
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).
Л.Н. Толстой.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав. Этапы духовного становления Пьера Безухова. Анализ избранных глав. «Мысль семейная» и её развитие в романе. Наташа Ростова и женские образы в романе. «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Ф.М. Достоевский.
Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против
А.П.Чехов.
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Новаторство Чехова-драматурга.
Обобщение материала историко-литературного курса.
Обобщение материала историко-литературного курса. Что читать летом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
∙совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
∙использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
∙умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
∙умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
∙умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
1) в познавательной сфере:
∙понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;
∙понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
∙умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать
его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
∙определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
∙владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
∙приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей
• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей
• составление плана, тезисов, конспекта
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 10 классе обучающийся должен знать /понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Мультимедийные пособия
1. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
2. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе».
3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
4. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11
классов».
5. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
6. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
7. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 10 и 11 класс.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
1. http://school-collection.edu.ru
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
4. lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
5. www.ropryal.ru - Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
6. litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
10 класс
Программно-методические материалы
Авторы программы: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев, «Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы»/ -6-е издание – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Учебник: Литература 10 класс В.И. Сахаров, С.А. Зинин – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012
Почасовая сетка
Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов в год |
3 часа | 34 | 102 часа |
Тематическое прохождение программы
Разделы программы | План | Факт |
Введение | 1 | 1 |
Из литературы первой половины XIX века | 13 | 13 |
Из литературы второй половины XIX века | 87 | 87 |
Обобщение материала | 1 | 1 |
График контрольных и проверочных работ
10 А | Классное контрольное сочинение | КТ | Классное сочинение/домашнее сочинение/развернутый ответ на вопрос | Наизусть |
I семестр | ||||
II семестр | ||||
№ п/п | Программный материал Тема урока | Дата | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Опорные понятия. | Домашнее задание | ||
По плану | Факт | |||||||
I семестр (48 часов) | ||||||||
Введение (1 ч) | ||||||||
1 | Введение. К истории русской литературы ХIХ века. | понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания | структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Историко-литературный процесс Вечные темы русской классики | Стр. 14, в. 1-3. | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (13 часов) | ||||||||
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч) | ||||||||
2 | А. С. Пушкин. Стихотворения. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики. | понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | Философская лирика, поэма как лироэпический жанр | Стр. 15-39, прочитать, стр. 51, в. 5. | |||
3 | Поэма «Медный всадник». Историческая и «частная» темы в поэме. Конфликт между интересами личности и государства. | Стр. 40-50, стр. 51, в. 6. Отрывок из поэмы наизусть | ||||||
4 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | Стр. 51, в. 8, 9 | ||||||
5 | Развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? | Знать содержание изученных литературных произведений; самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос. | структурировать материал | Задание в группах: составление ментальной карты «Образ маленького человека литературе 19века». Стр. 53-63, прочитать. | ||||
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) | ||||||||
6 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Тематические жанры лирики, романтическая поэма, байронические мотивы и образы. | Стр. 78, в. 3, 4. Прочитать поэму «Демон». Наизусть одно стихотворение на выбор. | |||
7 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон». | Стр. 78-79, в. 6, 7. | ||||||
8 | Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. | Подготовиться к письменной работе. | ||||||
9 | Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | анализировать и интерпретировать художественное произведение; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Стр. 81-89, прочитать. | ||||
Николай Васильевич Гоголь (4 ч) | ||||||||
10 | Н. В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». | понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию | уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Ирония, гротеск, фантасмагория. | Стр. 106, в. 1, 2. | |||
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. | Стр. 106, в. 3, 4. | ||||||
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | Стр. 106-107, в. 6, 7. | ||||||
13 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | Стр. 107, в. 8. | ||||||
14 | Обобщение изученного по разделу "Литература первой половины XIX века". Контрольное тестирование № 1 | понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности | структурировать материал | Устные сообщения, защита ментальных карт | ||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (87 часов) | ||||||||
Литература и журналистика 50-х – 80-х годов XIX века (2 ч) | ||||||||
15 | Литература и журналистика 50-х – 80-х годов ХIХ века. | Знать новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Устанавливать историко-биографические связи писателей эпохи. | структурировать материал | Литературный процесс, литературная критика. | Стр. 139, в. 2, 3. | |||
16 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. | Стр.141-157. Прочитать драму «Гроза». | ||||||
Александр Николаевич Островский (8 ч) | ||||||||
17 | А. Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Описать уклад жизни в городе Калинове. | ||||
18 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Тест. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Семейно-бытовой конфликт, речевой жест, драма, ремарка, реплика. | Характеристика героев пьесы | |||
19 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | Характеристика Кабанихи и Катерины. | ||||||
20 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Стр. 174, в. 8, 9. | ||||||
21 | Роль второстепенных и внесценических персонажей. | Сообщение о смысле названия пьесы; о символах в драме. | ||||||
22 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике. | определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа) | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».» | ||||
23 | Русская критика о пьесе А.Н. Островского «Гроза». | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма: добре и справедливости, самоотверженности, смелости | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | Сбор материала к написанию сочинения по драме «Гроза» | ||||
24 | Классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Стр. 176-184, прочитать; стр.208 , в.1 | ||||
Иван Александрович Гончаров (6 ч) | ||||||||
25 | И. А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | Стр. 184-190, самостоятельный эпизода. Стр. 208, в. 2. | ||||
26 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (Л) | Образная типизация, символика детали, роман, портрет героя, характеристика героя. | Стр. 208, в. 3. | |||
27 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | Стр. 209, в. 5, 6. | ||||||
28 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | Стр.209, в. 4. | ||||||
29 | Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | Сообщение на тему роман «Обломов» в русской критике. | ||||||
30 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов». | Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | Домашнее сочинение № 1 Стр. 211-234, прочитать. | ||||
Иван Сергеевич Тургенев (8 ч) | ||||||||
31 | И. С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | Стр. 254, в. 10. Наизусть стихотворение в прозе (на выбор). | ||||
32 | Стихотворения в прозе, их художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность. | Композиционный анализ, характеристика героев романа | ||||||
33 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблем эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев; роман, пейзаж, портрет героя. | Стр.254, в. 5. | |||
34 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | Стр. 254, в. 4. | ||||||
35 | Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Стр. 254, в 7, 8. | ||||||
36 | Любовная линия в романе и ее место в произведении. Философские итоги романа, смысл названия. Русская критика о романе и его герое. | Конспект фрагментов статьи Д.И. Писарева «Базаров»Подготовиться к сочинению. | ||||||
37 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И. С. Тургенева. | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | |||||
38 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И.С. Тургенева. | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Стр. 256-263, прочитать. | ||||
Николай Гаврилович Чернышевский (4 ч) 38 Сочинение по творчеству И. С. Тургенева. 03.12 04.12 | ||||||||
39 | Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Идеологический роман, литературная утопия, ложная интрига, портрет героя, характеристика героя. | Стр. 280, в. 3 | |||
40 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | Стр. 281, в 4, 6. | ||||||
41 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. | Самостоятельный анализ эпизода | ||||||
42 | Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Чернышевского. | определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (Р) | Стр. 283-295 Подготовить сообщения на тему «Роман «Что делать?» и революционно-демократическое движение в России». | ||||
Николай Алексеевич Некрасов (9 ч) | ||||||||
43 | Н.А. Некрасов. Стихотворения («Тройка», «В дороге»). Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет. | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения. | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Народность литературного творчества, демократизация поэтического языка, тропы, фольклорные мотивы, стихотворный размер, поэма-эпопея, портрет героя, речевая характеристика героя. | Стр. 296-310, прочитать; стр. 330, в. 4. | |||
44 | «Муза мести и печали» в лирике Н. А. Некрасова (Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др.) | Стр. 330, в. 5. Наизусть отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин». | ||||||
45 | Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. | Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». | ||||||
46 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. | Стр. 330-331, в. 8, 9. | ||||||
47 | Сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы и мотив правдоискательства | Стр. 331, в. 10, 11. | ||||||
48 | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболт-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | Стр. 331, в. 11. | ||||||
II семестр (54 часа) | ||||||||
49 | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Проблема счастья и ее решение в поэме. | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения | самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Наизусть отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
50 | Роль вставных сюжетов в поэме (легенды, притчи, и т.п.). Образ Гриши Добросклонова, его идейно-композиционное звучание. | анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса. Объяснять роль вставных сюжетов в произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | Подготовиться к сочинению. | ||||
51 | Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Сообщения о Ф. И. Тютчеве. | ||||
Федор Иванович Тютчев (3 ч) | ||||||||
52 | Мыслящая поэзия Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения. | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра, тропы (развитие представлений). | Стр. 3-27, прочитать, стр. 31, в. 3. | |||
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Тютчева. («И ропщет мыслящий тростник…», «Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…»). | Наизусть, анализ одного стихотворения из «Денисьевского цикла». | ||||||
54 | Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. («Цицерон», «Умом Россию не понять…»). Драматизм звучания любовной лирики поэта. («О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…»). | Стр. 31, в. 4. Сообщения об А.А. Фете. | ||||||
Афанасий Афанасьевич Фет (5 ч) | ||||||||
55 | А. А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта. | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Лирический образ-переживание, поэтический синтаксис, лирическая исповедальность, размер стиха, ритм. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. | Стр. 33-50, прочитать, в. 1, 2. | |||
56 | «Культ мгновенья» в творчестве поэта. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. («Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…») | Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди…» | ||||||
57 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…») | Наизусть (на выбор). | ||||||
58 | Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. («Одним толчком согнать ладью живую...» и др.) | Стр. 50, в. 5. | ||||||
59 | Контрольное тестирование № 2 по творчеству Н.А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | письменно интерпретировать художественное произведение; выявлять языковых средств художественной образности и их роль | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Сообщения о Лескове. Стр. 52-63, прочитать. | ||||
Николай Семенович Лесков (4 ч) | ||||||||
60 | Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Литературный сказ, жанр путешествия, литературный тип, фольклорные традиции. | Стр. 63-75, прочитать. Стр. 76-77, в. 5. | |||
61 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. | Стр. 76-77, в. 6, 7. | ||||||
62 | Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. | Стр. 76, в. 8. | ||||||
63 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | определять в произведении элементы сюжета, композиции; изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | Стр. 78-82, прочитать. Домашнее сочинение № 2 | ||||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (6 ч) | ||||||||
64 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Сарказм, ирония, гротеск, сатирическая литературная сказка. | Стр. 83-97, прочитать, стр. 107, в. 3-5. | |||
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик». | Стр. 97-107, прочитать, стр. 107, в. 7. | ||||||
66 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь», «Богатырь»). | Стр. 107, в. 8, 10. | ||||||
67 68 | Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). | Стр.108, в. 11. | ||||||
69 | Соотношение идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование | Стр. 110-126, прочитать. | ||||||
Алексей Константинович Толстой (3 ч) | ||||||||
70 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Лирика позднего романтизма, историческая поэзия. | Стр. 126-127, в. 1, 2. | |||
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.) | Стр. 126-127, в. 4, 5. Наизусть (на выбор). | ||||||
72 | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. («Коль любить, так безрассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»). | Анализ одного романтического стихотворения. Стр.129-146, прочитать. | ||||||
Лев Николаевич Толстой (14 ч) | ||||||||
73 | Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие романа-эпопеи: масштабность, переплетение различных сюжетных линий. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы). | Роман-эпопея, «диалектика души», историко-философская концепция. | Стр.186-187, в. 1, 2. | |||
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | Стр.186-187 , в. 3. | ||||||
75 | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. | Характеристика героев, представителей высшего света. | ||||||
76 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Стр. 186-187, в. 5. | ||||||
77 | Сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Стр. 186-187, в. 8. | ||||||
78 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины...) | Стр. 186-187, в. 7. | ||||||
79 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марии Болконской. | Характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. | ||||||
80 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Стр. 186-187, в. 4. | ||||
81 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Стр. 186-187, в. 10. | ||||||
82 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | Сообщения о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве. | ||||||
83 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Стр. 186-187, в. 12. | ||||||
84 | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | Подготовиться к сочинению. | ||||||
85 86 | Классное контрольное сочинение № 2 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос) | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Стр. 203-214, прочитать. | ||||
Федор Михайлович Достоевский (8 ч) | ||||||||
87 | Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы). | Идеологический роман, полифония, герой-идея, герои-двойники, характеристика героя, роль сновидений в тексте. | Стр. 215-230, прочитать, стр. 240-242, в. 1. | |||
88 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Характеристика Раскольникова. | ||||||
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Стр. 240-242, в. 3, 4. | ||||||
90 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). | Стр. 240-242, в. 5. | ||||||
91 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | Стр. 240-242, в. 6. | ||||||
92 | Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | Стр. 240-242, в. 7. | ||||||
93 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Подготовиться к сочинению. | ||||||
94 | Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос) | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Стр. 244-253, прочитать. | ||||
Антон Павлович Чехов (7 ч) | ||||||||
95 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе писателя. | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Чеховский сюжет, чеховская деталь, «бессюжетное» действие, подтекст, лирическая комедия, символическая деталь, чеховская ремарка. | Стр. 254-267, прочитать, | |||
96 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказы «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч». | Стр. 281-282, в. 1, 2. | ||||||
97 | Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | Стр. 267-280, прочитать, стр. 281-282, в. 4. | ||||||
98 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». | Стр. 281-282, в. 6. | ||||||
99 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев- «недотеп» и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | Стр. 281-282, в. 5. | ||||||
100 | Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». | Стр. 281-282, в. 8. | ||||||
101 | Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Развернутый ответ на вопрос. | ||||||
Обобщение пройденного материала (1 ч) | ||||||||
102 | Обобщение материала историко-литературного курса. Контрольное тестирование № 3 | Знать содержание изученных литературных произведений | структурировать материал |
Произведения для заучивания наизусть: 1. А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (отрывок)
2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841г.)
3. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе (на выбор)
4. Ф.И. Тютчев (на выбор)
5. А.А. Фет (на выбор)
6. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок).
7. Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).
8. А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....