Первый урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Абрамова Галина Алексеевна

Первичная работа с  повестью, предвосхищение, предположение. Историческая основа произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon содержание урока67 КБ

Предварительный просмотр:

 Дата  

Предмет литература

Класс  7

Урок № 20

Тема: Историческая  основа повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

Образовательные:

  • дать представление об исторической основе повести;
  • выявить авторскую позицию;
  • пробудить интерес к повести

Развивающие:

  • развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся;
  • формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса;
  • познакомить с картиной И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

Воспитательные:

  • способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
  •  развивать представление об эстетической ценности разных произведений искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний  

УУД

1. Личностные: воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные знать историю создания повести, уметь высказываать свое мнение о первоначальном восприятии повести

Структура урока.

этап урока

деятельность учителя, формы организации учебной деятельности

деятельность учащихся

  1. оргмомент

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Класс предварительно разделен на 4 группы

приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

  1. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта
  1. Ассоциации - Осуществляет постановку учебной проблемы

Ключевые слова:

Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)как эти слова связаны между собой?

Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.

  1. Работа с мозаикой

  1. Постановка цели - какое отношение имеют ключевые слова к повести – ваши версии  (версии записываются на доске)      

называют ассоциации

работают в группах – собирают мозаику – обложка книги Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

определив тему урока, выдвигают версии, ставят цель

3.Проверка домашнего задания

Что для достижения цели в первую очередь необходимо сделать?

вопросы по биографии Гоголя   - вопросы групп и группам по кругу    

прием  «Микрофон» ( в каждой группе имеется микрофон для вопросов и ответов)

представители каждой группы задают остальным группам вопросы по биографии Гоголя, составленные дома

  1. Изучение новых знаний
  1. Эпиграф

Обратимся к эпиграфу (слайд).

                                                     Украйна тихо волновалась.

                        Давно в ней искра разгоралась.

                                                               Друзья народной старины

                                                               Народной чаяли войны…

                                        А. С. Пушкин «Полтава»

 «Давно в ней искра разгоралась…» (Учитель зажигает свечу).

 Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

постановка проблемы.

 «Тарас Бульба» - как вы думаете, о чем это произведение?                        

  1. Приём: «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

  1. Работа в группах
  1. Работа с презентацией – Краткий исторический экскурс

  1. группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукции картин о казаках, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.

  1. Словарная работа – составить словарь повести

4. Вместе с героями повести мы позволим себе войти в дом Тараса Бульбы. Что мы здесь увидели? Для чего Гоголь поместил описание светлицы в свою повесть? Над этими вопросами поработает ваша  группа. Вопросы:

1. Прочитайте описание светлицы (с. 145-146)

2. Что вы увидели

- на стенах,

- на полках,

- какая обстановка?

3. Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?

  1. «Сопоставьте»

в повести Гоголя встречаются крылатые выражения, которые помогают ярко и сжато выразить мысль, метко и кратко охарактеризовать явление, ситуаци., отношение.

 

провести соответствия

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Крылатые выражения.

крылатое выражение

лексическое значение крылатого выражения

А поворотись-ка, сын!

О крепости дружбы, товарищеской солидарности

Есть еще порох в пороховницах!

О человеке, известие о котором поступило неожиданно после длительной утраты связи с ним, сообщений о нем

Нет уз святее товарищества!

  1. Есть еще силы, энергия для борьбы, совершения чего-либо ( говорится обычно в ответ на вопрос о возможности сделать что-либо сверх того, что уже сделано).
  2. О хорошем здоровье, физической крепости

Отыскался след Тарасов

Шутливое обращение к кому-либо, желающему продемонстрировать свою новую одежду, показать, как он вырос, набрался сил и т.п.

Я тебя породил, я тебя и убью!

произносится с иронией кем-либо, кто собирается уничтожить не удовлетворяющее его дело, что-либо совершенное им, отменить свое собственное решение и т.п.

  1. «Черный ящик»

Сейчас мы с вами, ребята, попытаемся угадать, что же находится в «Чёрном ящике» и имеет самое прямое отношение к нравам и обычаям Запорожской Сечи.

--люлька  - то, что стоило  Тарасу свободы

- азбука – предмет, который на Украйне закопан в 4 разных местах

- белый хлеб  -драгоценность, поданная на золоте и стоившая огромную цену

-земля – то, чем «коронуют » в кошевые

выдвигаем свои предположения в группах, пока звучит музыка

обсуждают эпиграф, высказывают свои предположения

работают в группах, пока звучит музыка (из кинофильма «Тарас Бульба»), затем озвучивают свою работу

работают в парах

пытаются определить, о чем идет речь

5. контроль и самоконтроль

Тест

Тест «Историческая основа повести»

  1. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» вошла в сборник повестей:

А «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Б  «Миргород»

В  «Арабески»

  1. Гоголь работал над повестью:

А  С 1820 года

Б  С 1840 года

В  С 1830 года

  1. Впервые повесть была опубликована в:

      А   В 1825 году

Б   В 1835 году

В   В 1845 году.

  1. Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

А  Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.

Б   Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.

В   Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

  1. Где происходят события повести:

А   В России

Б    На Украине

В    В Турции

  1. Кто такие казаки?

А   Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.

Б   Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием.

В   Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

  1. Запорожская Сечь - это…

А  Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.

Б  Сбор казаков для проведения военных учений

В   Место  на Украине, где проживали казаки.

  1. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

А  романтическая повесть;

Б  фантастическая повесть;

В  историческая повесть.

отвечают на вопросы теста (индивидуально), оценивают себя по критериям

6.подведение итогов урока, рефлексия

Х – что было хорошего

И – что было интересного

М – что мешало

С – что взял бы с собой с урока

возвращение к эпиграфу, версиям, дереву предсказаний

-Скажите, а для чего мы с вами, современные люди, обращаемся к этому   произведению?  

д/з: чтение повести

высказываются, оценивая свою работу

В мире царит борьба, разобщённость, эгоизм. А хочется, чтобы рядом были верные, преданные люди. Такие уроки гуманизма мы берём из этого произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

В разработке представлены :Конспект урока на тему "Героико-патриотический пафос повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"....

вступительный урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Вступительный урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Позволяет познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя, дать представление о различии между исторической истиной и художественным...

Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация представляет работу над эпизодами героического характера, в результате которой учащиеся характеризуют Тараса Бульбу прежде всего, как защитника Отечества и веры. Осмысление картин ху...

"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").

Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....

Первый урок по повести Л.Н.Толстого "Юность" 9 класс

«Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»...

Технологическая карта урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1)

Технологическая карта урока по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1) с презентацией к этому уроку и дополнительным материалом для повторения....