Комментарии для педагога по уроку "Любите сказки..."
методическая разработка по литературе (6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
1. Автор материала: Павлова Светлана Владимировна
2. Место работы, должность: Учитель русского языка и литературы г. Магнитогорска МОУ "СОШ № 50"
3. Предмет: Литература
4. Класс: 6 класс
5. Название материала: "Веб-квест "Любите сказки...""
6. Вид ресурса: веб-квест
7. Вид урока: комплексное повторение в начале года.
8. Тип урока: комбинированный.
9. УМК, авторы образовательной программы: УМК по литературе под. ред Коровиной В.Я.
10. Цель и задачи материала.
Цель:
1. В процессе выполнения заданий для выбранной роли исследовать различные стороны сказок.
2. Овладение умением пользоваться каталогами, созданными на основе интерактивных дидактических материалов РЭШ.
Задачи:
1. Ознакомиться с инструкцией проведения квеста;
2. Выбрать группу для выполнения задания;
3. Внимательно изучить содержание группы;
4. Используя подсказки, выполнить задание;
5. Оценить работы своих одноклассников и составить буклеты для 5-тиклассников.
Направленность: Этот квест направлен на то, чтобы вспомнить изученное ранее, систематизировать эти знания. Ребята должны определить свою роль в данном квесте, выбрать любую группу и выполнить задание как словесник, журналист, исследователь,писатель или экскурсовод. У каждой группы будет свой итог работы: таблица, интервью, сказка и т.д. На итоговом уроке из материалов учащихся составляются буклеты для 5-тиклассников.
*****Для участия в квесте нужно ввести код курса: yszz53j *****
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы, сайты;
2. Делать выводы в результаты работы.
Коммуникативные УУД:
1. Формулировать собственное мнение;
2. Проявлять активность во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя;
2. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материалы, опираясь на инструкцию и подсказку.
Личностные УУД:
1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. Уметь выражать свои мысли;
3. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_s.v.docx | 948.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Веб-квест по литературе. Режим доступа: https://classroom.google.com/c/MTQxMzgyOTA1NDc5
Код курса: yszz53j
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала | Павлова Светлана Владимировна |
Место работы, должность | Учитель русского языка и литературы г. Магнитогорска МОУ "СОШ № 50" |
Предмет | Литература |
Класс | 6 класс |
Название материала | «Любите сказки...» |
Вид ресурса | Урок в формате веб-квеста |
Название раздела учебного курса | - |
УМК, авторы образовательной программы | УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я. |
Цель и задачи материала | Цель: 1. В процессе выполнения заданий для выбранной роли исследовать различные стороны сказок. 2. Овладение умением пользоваться каталогами, созданными на основе интерактивных дидактических материалов РЭШ. Задачи: 1. Ознакомиться с инструкцией проведения квеста; 2. Выбрать группу для выполнения задания; 3. Внимательно изучить содержание группы; 4. Используя подсказки, выполнить задание; 5. Оценить работы своих одноклассников и составить буклеты для 5-тиклассников. |
Как реализуется | На уроках литературы |
Комплектация конкурсной работы | Пояснительная записка Урок-веб-квест |
Форма проведения урока: урок в формате веб-квеста
Цель работы: создание буклета для 5-тиклассников
Тип урока: урок повторения
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т.д.)
Учащиеся заранее делятся на группы, получают задание, находят дома необходимый материал.
Ход урока
- Введение
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом. <…>
(Николаева Полина)
Ребята, в начальной школе и 5 классе вы успели познакомиться со многими сказками и уже многое знаете о них. Каждая сказка имеет мораль, она учит нас быть честными, добрыми, отзывчивыми, учит доверять друг другу, но помнить о том, что зло не дремлет.
Этот квест направлен на то, чтобы вспомнить изученное ранее, систематизировать эти знания.
Ваша задача определить свою роль в данном квесте, выбрать любую группу и выполнить задание как словесник, журналист, исследователь, писатель или экскурсовод.
У каждого из вас будет свой итог работы: таблица, буклет, интервью, сказка и т.д. На итоговом уроке мы соберем наши лучшие работы и составим буклеты для 5-тиклассников.
- Задания (см. Порядок работы и необходимые ресурсы)
- Порядок работы и необходимые ресурсы
1 группа. Словесники.
Задание: Если вы выбрали эту группу, то это значит, что вы дружите со словом! Нельзя говорить о сказках и не сказать о самых главных понятиях. Ребята-словесники, вам предстоит решить кроссворд, в котором спрятаны термины, связанные с нашей темой. Желаю удачи!
Решите кроссворд, опираясь на:
Российская электронная школа
Режим доступа: https://resh.edu.ru/
Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.
Вопросы:
По горизонтали: | По вертикали: |
3. Что в сказках всегда побеждает зло? 4. Какой тип сказок является самым многочисленным? 5. Какое число играет особую роль в сказках? 9. Урок 3. (5:05-5:32) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс) 10. Как называют принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле? 11.Урок 3. (2:13-2:32) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс) | 1. Кто в сказках приобрел способность говорить? 2. Урок 3. (4:28-4:49) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс) 6. В основе каких сказок лежат события повседневной жизни, в которых нет фантастических героев? 7. К какому миру относятся Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник? 8. Какое имя носят многие герои волшебных сказок? (К имени часто добавляются прозвища, например: крестьянский сын, дурак, царевич и т.п) 12. Урок 3. (3:49 - 4:05) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс) |
Интернет-ресурсы:
- Российская электронная школа
- Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.
Словесники просматривают материал, находят нужные термины на сайте РЭШ, используя подсказки, и решают кроссворд.
2 группа. Журналисты.
Задание: Представьте себе! Вы – журналисты известной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у любого сказочного персонажа.
Итак, сейчас вы берете блокнот, карандаш и идете брать интервью.
Задание понятно? А куда вы отправились? Вы уже решили, о чем будете его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть?
Для этого нужно:
- продумать тему интервью;
- выбрать собеседника;
- подготовить вопросы (не менее 6-ти);
- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?);
- подготовить черновой вариант статьи.
***** Подсказка! В прикрепленной ссылке вы сможете найти ответ о том, как правильно составить вопросы для интервью.
Интернет-ресурсы:
Урок 34. Технологии опроса: интервью
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3288/main/
Журналисты, используя подсказку, узнают о технологии интервью, выбирают героя и составляют материал.
3 группа. Исследователи.
Задание: Изучите в прикрепленном каталоге темы за 5 класс, связанные со сказкой, выпишите ключевые термины в таблицу. Найдите определения этих терминов. Внесите найденные определения в таблицу.
***** Помните, что в сказках героям помогают волшебные предметы и помощники. В таблице уже дан образец, там же вы найдете подсказку. Желаю удачи, юные исследователи!
№ п/п | Термин | Определение |
1 | Волшебная сказка | Ложь, вымысел о путешествии героя из реального мира в мир иной |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 |
Подсказка:
- Урок 2 (0:26-0:55) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/245746/
- Урок 3 (0:37-0:40) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
- Урок 3 (2:37-2:48) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
- Урок 3 (6:21 - 6:25) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
- Урок 5 (0-0:28) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7368/main/245622/
Вы можете найти некоторые определения по подсказкам на сайте https://resh.edu.ru/ , а также в образовательном журнале http://www.textologia.ru
Интернет-ресурсы:
1. Российская электронная школа
2. Образовательный журнал «Тextologia.ru»
3. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.
Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola
Исследователи находят заданные термины, используя ссылку. Там же они могут найти определение, они могут также пользоваться сайтом «Textologia.ru»
4 группа. Писатели.
Задание: Если вы выбрали эту группу, то это значит, что вы готовы проявить себя творчески. Вы помните, что сказки придумывали люди с хорошо развитой фантазией. Людей рассказывающих сказки называли СКАЗИТЕЛЯМИ. Некоторые из них сказки напевали, подыгрывая себе на гуслях. Но все же сказки были призваны развлечь, научить чему-то, а иногда и предостеречь о чем-то.
Я предлагаю вам стать сказителями. Для этого:
- Вспомните композицию сказки
- Выберите тему
- Определитесь с героями своей сказки
- Напишите сказку
-Оформите свою книгу сказок.
Желаю вам удачи, юные сказители!
***** Подсказка! В прикрепленном файле вы найдете подсказки к своей работе: какова композиция сказки, герои, сюжет и т.д.
Этапы | Подсказка |
Композиция сказки | Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (2:12 - 2:32) ( 3:49 - 6:14) |
Сюжет | Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (2:35 -2:50) |
Герои:
| Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (1:05 - 1:12) Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (3:00 - 3:22) Урок 5. сказки о животных - Литература - 5 класс (0:45 - 2:55) Урок 6. бытовые сказки - Литература - 5 класс (0 - 0:58) |
Интернет-ресурсы:
1. Российская электронная школа
2. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.
Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola
Писатели вспоминают композицию сказки, типы героев, сюжет и пишут собственную сказку. Также ребята должны оформить свою книгу со сказкой.
5 группа. Экскурсоводы.
Задание: Перед вами 8 иллюстраций разных сказок.
1. Определите названия сказок, к которым даны иллюстрации;
2. Назовите героев, изображенных на них;
3. Определите типы сказок;
4. Внесите данные в таблицу.
****Обратите внимание, что последний столбик в таблице содержит подсказку. Обратитесь к ней, если у вас появляются затруднения при выполнении задания. Желаю удачи!
№ иллюстрации | Название сказки | Герои | Тип сказки | Подсказка |
образец | Три медведя | Маша, три медведя | Сказка о животных | Сказка о том, как заблудившаяся девочка навела беспорядок в доме косолапых. |
1 | Сказка о совместном проживании животных на одной жилплощади. | |||
2 | Сказка, доказывающая, что даже рыба способна исполнить желания. | |||
3 | Сказка о путешествии хлебобулочного изделия. | |||
4 | Сказка о том, как домашняя птица может изменить жизнь. | |||
5 | Сказка о том, что не следует верить рыжим хвостатым красавицам. | |||
6 | Сказка, которая рассказывает о браке молодого человека и земноводной рептилии. | |||
7 | Сказка о находчивости служивого человека и глупости помещика. | |||
8 | Сказка, которая на примере взаимоотношения птиц показывает, что нужно уметь уступать друг другу. |
Интернет-ресурсы:
1. Российская электронная школа
2. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.
Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola
4. Оценивание
Критерии оценки веб – квеста (если учащиеся оформляют свою работу в виде кроссворда, интервью, таблицы, сказки собственного сочинения) прописаны на странице курса: https://classroom.google.com/w/MTQxMzgyOTA1NDc5/t/all
Заключение
На сегодняшнем занятии мы вспомнили всё о сказках: композицию, сюжет, типы, термины и т.д. Кроме этого сегодняшний урок позволил нам побыть в разных ролях. Собрав все ваши работы, мы сможем подготовить отличные информационные буклеты вашим младшим товарищам.
Закончить я хотела бы стихотворением Николаевой Полины, именно того, с которого мы начали:
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Любите сказки… Помните, что они многому могут нас научить и от многого уберечь. Сказки с нами всю жизнь: добрые, сильные, красивые… Именно такие, какими мы должны быть.
5. Проектирование дифференцированного домашнего задания.
1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно любить сказки?»
2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Моя любимая сказка»
6. Использованные материалы:
1. Каталог «Литература 5-9»
2. Российская электронная школа
3. Образовательный журнал «Тextologia.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно-этимологический комментарий к сказке С. Щедрина "Богатырь"
Материал интересен на уроке литературы при изучении творчества С. Щедрина....
Комментарий к уроку по сказке С. Щедрина "Богатырь"
Комментарий к презентации "Богатырь"...
Выставка работ педагога и учащихся "Билет в сказку, или в поисках Единорога"
Отчетная выставка творческого коллектива "Волшебная кисточка" Открытие выставки проводилось в игровом формате. Была выбрана форма квеста с одновременным знакомством с мифологией различных к...
Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Лингвокультурологический комментарийСказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве ...
Чтение русской народной сказки с показом иллюстраций и комментариям к ним.
Чтение русской народной сказкис показом иллюстраций и комментариям к ним....
Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Сказка» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
Степень удовлетворенности обучающихся деятельностьютворческого объединения «Сказка». Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...
- Мне нравится (1)