Комментарии для педагога по уроку "Любите сказки..."
методическая разработка по литературе (6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

1. Автор материала: Павлова Светлана Владимировна

2Место работы, должность: Учитель русского языка и литературы  г. Магнитогорска МОУ "СОШ № 50"

3. Предмет: Литература

4. Класс: 6 класс

5. Название    материала: "Веб-квест "Любите сказки...""

6. Вид ресурса: веб-квест 

7. Вид урока: комплексное повторение в начале года.

8. Тип урока: комбинированный.

9. УМК, авторы образовательной программы: УМК по литературе под. ред Коровиной В.Я.

10. Цель и задачи    материала.

       Цель: 

1. В процессе выполнения заданий для выбранной роли исследовать различные стороны сказок. 

2. Овладение умением пользоваться каталогами, созданными на основе интерактивных дидактических материалов РЭШ.

         Задачи:

1. Ознакомиться с инструкцией проведения квеста;

2. Выбрать группу для выполнения задания;

3. Внимательно изучить содержание группы;

4. Используя подсказки, выполнить задание;

5. Оценить работы своих одноклассников и составить буклеты для 5-тиклассников.

 

Направленность: Этот квест направлен на то, чтобы вспомнить изученное ранее, систематизировать эти знания. Ребята должны определить свою роль в данном квесте, выбрать любую группу и выполнить задание как словесник, журналист, исследователь,писатель или экскурсовод. У каждой группы будет свой итог работы: таблица, интервью, сказка и т.д. На итоговом уроке из материалов учащихся составляются буклеты для 5-тиклассников.

*****Для участия в квесте нужно ввести код курса: yszz53j    *****

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы, сайты;

2. Делать выводы в результаты работы.

Коммуникативные УУД:

1. Формулировать собственное мнение;

2. Проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

1.Адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя;

2. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материалы, опираясь на инструкцию и подсказку.

Личностные УУД:

1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

2. Уметь выражать свои мысли;

3. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_s.v.docx948.2 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест по литературе. Режим доступа: https://classroom.google.com/c/MTQxMzgyOTA1NDc5

Код курса: yszz53j

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала

Павлова Светлана Владимировна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы  г. Магнитогорска МОУ "СОШ № 50"

Предмет

Литература

Класс

6 класс

Название материала

«Любите сказки...»

Вид ресурса

 Урок в формате веб-квеста

Название раздела учебного курса

-

УМК, авторы

образовательной программы

УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я.

Цель и задачи

материала

Цель: 

1. В процессе выполнения заданий для выбранной роли исследовать различные стороны сказок. 

2. Овладение умением пользоваться каталогами, созданными на основе интерактивных дидактических материалов РЭШ.

Задачи:

1. Ознакомиться с инструкцией проведения квеста;

2. Выбрать группу для выполнения задания;

3. Внимательно изучить содержание группы;

4. Используя подсказки, выполнить задание;

5. Оценить работы своих одноклассников и составить буклеты для 5-тиклассников.

Как реализуется

На уроках литературы

Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка

Урок-веб-квест

Форма проведения урока: урок в формате веб-квеста

Цель работы: создание буклета для 5-тиклассников

Тип урока: урок повторения

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т.д.)

Учащиеся заранее  делятся на группы, получают задание, находят дома необходимый материал.


Ход урока

  1. Введение

 Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом. <…>

 (Николаева Полина)

Ребята, в начальной школе и 5 классе вы успели познакомиться со многими сказками и уже многое знаете о них. Каждая сказка имеет мораль, она учит нас быть честными, добрыми, отзывчивыми, учит доверять друг другу, но помнить о том, что зло не дремлет.

Этот квест направлен на то, чтобы вспомнить изученное ранее, систематизировать эти знания.

Ваша задача определить свою роль в данном квесте, выбрать любую  группу и выполнить задание как словесник, журналист, исследователь, писатель или экскурсовод.  

У каждого из вас будет свой итог работы: таблица, буклет, интервью, сказка и т.д. На итоговом уроке мы соберем наши лучшие работы и составим буклеты для 5-тиклассников.

  1. Задания (см. Порядок работы и необходимые ресурсы)

  1. Порядок работы и необходимые ресурсы

1 группа. Словесники.

Задание: Если вы выбрали эту группу, то это значит, что вы дружите со словом! Нельзя говорить о сказках и не сказать о самых главных понятиях. Ребята-словесники, вам предстоит решить кроссворд, в котором спрятаны термины, связанные с нашей темой.  Желаю удачи!

Решите кроссворд, опираясь на:

  1. Российская электронная школа

Режим доступа:  https://resh.edu.ru/ 

  1. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola

Вопросы:

По горизонтали:

По вертикали:

3. Что в сказках всегда побеждает зло?

4. Какой тип сказок является самым многочисленным?

5. Какое число играет особую роль в сказках?

9. Урок 3. (5:05-5:32) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс)

10. Как называют принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле?

11.Урок 3. (2:13-2:32) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс) 

1. Кто в сказках приобрел способность говорить?

2. Урок 3. (4:28-4:49) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс)

6. В основе каких сказок лежат события повседневной жизни, в которых нет фантастических героев?

7. К какому миру относятся Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник?

8. Какое имя носят многие герои волшебных сказок? (К имени часто добавляются прозвища, например: крестьянский сын, дурак, царевич и т.п)

12. Урок 3. (3:49 - 4:05) https://resh.edu.ru/ (Литература 5 класс)

Интернет-ресурсы:

  1. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/        

  1. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola 

Словесники просматривают материал, находят нужные термины на сайте РЭШ, используя подсказки, и решают кроссворд.

2 группа.  Журналисты.

Задание:  Представьте себе! Вы – журналисты известной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у любого сказочного персонажа. 

Итак, сейчас вы берете блокнот, карандаш и идете брать интервью.

Задание понятно? А куда вы отправились? Вы уже решили, о чем будете его спрашивать? А он готов дать интервью?  Как быть?

Для этого нужно:

- продумать тему интервью;

- выбрать собеседника;

- подготовить вопросы (не менее 6-ти);

- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?);

- подготовить черновой вариант статьи.

***** Подсказка! В прикрепленной ссылке вы сможете найти ответ о том, как правильно составить вопросы для интервью.

Интернет-ресурсы:

Урок 34. Технологии опроса: интервью

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3288/main/

Журналисты, используя подсказку, узнают о технологии интервью, выбирают героя и составляют материал.

3 группа. Исследователи.

Задание:  Изучите в прикрепленном каталоге темы за 5 класс, связанные со сказкой, выпишите ключевые термины в таблицу. Найдите определения этих терминов. Внесите найденные определения в таблицу. 

***** Помните, что в сказках героям помогают волшебные предметы и помощники. В таблице уже дан образец, там же вы найдете подсказку. Желаю удачи, юные исследователи!

№ п/п

Термин

Определение

1

Волшебная сказка

Ложь, вымысел о путешествии героя из реального мира в мир иной

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Подсказка:

  1. Урок 2 (0:26-0:55) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/245746/
  2. Урок 3 (0:37-0:40) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
  3. Урок 3 (2:37-2:48) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
  4. Урок 3 (6:21 - 6:25) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/main/245366/
  5. Урок 5 (0-0:28) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7368/main/245622/

Вы можете найти некоторые определения по подсказкам на сайте https://resh.edu.ru/  , а также в образовательном журнале http://www.textologia.ru

Интернет-ресурсы:

1. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

2. Образовательный журнал «Тextologia.ru»

http://www.textologia.ru

3. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola 

Исследователи находят заданные термины, используя ссылку. Там же они могут найти определение, они могут также пользоваться сайтом «Textologia.ru»

4 группа. Писатели.

Задание:  Если вы выбрали эту группу, то это значит, что вы готовы проявить себя творчески. Вы помните, что сказки придумывали люди с хорошо развитой фантазией. Людей рассказывающих сказки называли СКАЗИТЕЛЯМИ. Некоторые из них сказки напевали, подыгрывая себе на гуслях. Но все же сказки были призваны развлечь, научить чему-то, а иногда и предостеречь о чем-то.

Я предлагаю вам стать сказителями. Для этого:

- Вспомните композицию сказки

- Выберите тему

- Определитесь с героями своей сказки

- Напишите сказку

-Оформите свою книгу сказок.

Желаю вам удачи, юные сказители!

***** Подсказка! В прикрепленном файле вы найдете подсказки к своей работе: какова композиция сказки, герои, сюжет и т.д.

Этапы 

Подсказка

Композиция сказки

Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (2:12 - 2:32)

 ( 3:49 - 6:14)

Сюжет

Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс  (2:35 -2:50)

Герои:



1. Герои волшебных сказок

  1. Герои сказок о животных

  1. Герои бытовых сказок

Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс (1:05 - 1:12)

Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» - Литература - 5 класс  (3:00 - 3:22)

Урок 5. сказки о животных - Литература - 5 класс (0:45 - 2:55)

Урок 6. бытовые сказки - Литература - 5 класс (0 - 0:58)

Интернет-ресурсы:

1. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

2. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola

Писатели вспоминают композицию сказки, типы героев, сюжет и пишут собственную сказку. Также ребята должны оформить свою книгу со сказкой.

5 группа. Экскурсоводы.

Задание: Перед вами 8 иллюстраций разных сказок.

1. Определите названия сказок, к которым даны иллюстрации;

2. Назовите героев, изображенных на них;

3. Определите типы сказок;

4. Внесите данные в таблицу.

****Обратите внимание, что последний столбик в таблице содержит подсказку. Обратитесь к ней, если у вас появляются затруднения при выполнении задания. Желаю удачи!

№ иллюстрации

Название сказки

Герои

Тип сказки

Подсказка

образец

Три медведя

Маша, три медведя

Сказка о животных

Сказка о том, как заблудившаяся девочка навела беспорядок в доме косолапых.

1C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\1.jpg

Сказка о совместном проживании животных на одной жилплощади.

2C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\2.jpg

Сказка, доказывающая, что даже рыба способна исполнить желания.

3C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\3.jpg

Сказка о путешествии хлебобулочного изделия.

4C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\4.jpg

Сказка о том, как домашняя птица может изменить жизнь.

5C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\5.jpg

Сказка о том, что не следует верить рыжим хвостатым красавицам.

6C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\6.jpg

Сказка, которая рассказывает о браке молодого человека и земноводной рептилии.

7C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\7.jpg

Сказка о находчивости служивого человека и глупости помещика.

8C:\Users\Администратор\Desktop\Раб стол\8.jpg

Сказка, которая на примере взаимоотношения птиц показывает, что нужно уметь уступать друг другу.

Интернет-ресурсы:

1. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

2. Каталоги интерактивных дидактических материалов по предметам "Русский язык 5-9 класс" и "Литература 5-9 класс", созданные проблемно-творческой группой "Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников" г. Магнитогорска, для использования материалов РЭШ на различных этапах урока как на очном, так и на дистанционном обучении. Теоретический материал.

Режим доступа: https://nsportal.ru/user/955211/page/rabota-problemno-tvorcheskoy-gruppy-g-magnitogorska-rossiyskaya-elektronnaya-shkola

4. Оценивание 

Критерии оценки веб – квеста (если учащиеся оформляют свою работу в виде кроссворда, интервью, таблицы, сказки собственного сочинения) прописаны на странице курса: https://classroom.google.com/w/MTQxMzgyOTA1NDc5/t/all 

 

Заключение

На сегодняшнем занятии мы вспомнили всё о сказках: композицию, сюжет, типы, термины и т.д. Кроме этого сегодняшний урок позволил нам побыть в разных ролях. Собрав все ваши работы, мы сможем подготовить отличные информационные буклеты вашим младшим товарищам.

 Закончить я хотела бы стихотворением Николаевой Полины, именно того, с которого мы начали:

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Любите сказки… Помните, что они многому могут нас научить и от многого уберечь. Сказки с нами всю жизнь: добрые, сильные, красивые… Именно такие, какими мы должны быть.

5. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно любить сказки?»

2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Моя любимая сказка»

6. Использованные материалы:

1. Каталог «Литература 5-9»

https://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhdeniya-veb-kvesta-po-literature-na-temu-hudozhestvennoe

2. Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

3.  Образовательный журнал «Тextologia.ru»

http://www.textologia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-этимологический комментарий к сказке С. Щедрина "Богатырь"

Материал интересен на уроке литературы при изучении творчества С. Щедрина....

Комментарий к уроку по сказке С. Щедрина "Богатырь"

Комментарий к презентации "Богатырь"...

Выставка работ педагога и учащихся "Билет в сказку, или в поисках Единорога"

Отчетная выставка творческого коллектива "Волшебная кисточка" Открытие выставки проводилось в игровом формате. Была выбрана форма квеста с одновременным знакомством с мифологией различных к...

Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Лингвокультурологический комментарийСказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве ...

Чтение русской народной сказки с показом иллюстраций и комментариям к ним.

Чтение русской народной сказкис показом иллюстраций и комментариям к ним....

Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Сказка» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Степень удовлетворенности обучающихся деятельностьютворческого объединения «Сказка». Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся. Методика «Наш педагог...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...