ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) по теме
Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания...) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в природе и бережном к ней отношении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_astafev_vasyutkino_ozero.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».
Цели деятельности учителя: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; обсудить смысл названия рассказа; прививать любовь и бережное отношение к природе, частью которой является человек.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь определить значение картин природы в рассказе; дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
Учитель
Сегодня к уроку вы прочитали рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Интересно ли было читать? Что в рассказе особенно взволновало, заинтересовало? Давайте посмотрим на высказывания, которые я приготовила к уроку.
- «Поведение человека в природе – это и зеркало его души». - К.Л. Зелинский
- «Сила природы велика». - Цицерон.
- «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе». — Гёте
- «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». - Гёте
- «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи
Что, по-вашему, сегодня мы будем обсуждать на занятии?
Тема нашего урока:
«Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»
Учитель
Возможно ли какую-либо цитату взять эпиграфом к уроку?
(Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения). Позже вы сделаете выбор и объясните его. А теперь определим задачи, стоящие перед нами:
- Познакомиться с писателем.
- Охарактеризовать главного героя Васютку.
- Присмотреться к природе в рассказе и ее обитателям.
- Понять, как смог мальчик выжить в опасной ситуации.
- Научиться переносить трудности подобно герою рассказа.
Биографию писателя рассказывает заранее подготовленный ученик: (Сухих С.)
- Биография писателя
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и семилетнего мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в г.Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был ранен и контужен. После войны он много раз менял место жительства: жил и на Урале, и в средней полосе России. Но в 1980 году вернулся на Родину, в Сибирь, в Красноярский край. Умер писатель в Красноярске в 2001 году и был похоронен в родном селе Овсянка.
Учитель
В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя.
«...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь», - говорил Виктор Астафьев.
Историю создания произведения рассказывает заранее подготовленный ученик: Виктор Астафьев о судьбе рассказа (Глушко Д.):
В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей. Рассказ написан в 1952 году.
Учитель
Как в связи с этим можно охарактеризовать рассказ «Васюткино озеро»?
Словарная работа
Это автобиографичное произведение? Объясните смысл термина автобиографичный?
Автобиографичность - свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.
Учитель
Сегодня уже звучали географические названия: Красноярск, Игарка, Красноярский край, Енисей. Где же в России находится этот край?
Сообщение ученика (Мамедов Э.):
Красноярский край занимает почти 14% процентов территории России, расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.
В Красноярском крае 323 тысячи озёр. Тайга занимает очень большую площадь на территории края, больше 70%. Климат суровый: очень холодная зима и теплое короткое лето. В тайге много рек, болот. Для тайги характерны хвойные леса.
Учитель
Ребята, а вы можете представить себе тайгу? Конечно, ведь мы тоже живем в таежном краю в Западной Сибири, и наш поселок окружен лесом. Можно ли детям ходить в такой лес самостоятельно? Нет. Почему? Это опасно.
II. Анализ текста по вопросам:
- Отчего было скучно Васютке в избе?
Не с кем общаться и нечего делать.
- Что заставило его собирать орехи для рыбаков?
Собственная забота.
3. Чему учит мать, провожая сына в тайгу? Почему звучит фраза: «... мал еще таежные законы переиначивать»?
Брать с собой спички и хлеб.
4. Оказавшись в тайге, Васютка разговаривает вслух. Кто его собеседники?
Кедровка – нахальная, ее мальчик не любит, но понимает, какую роль в тайге играет эта шумная птиц, она разносит орехи по лесу..
Глухарь – любопытная птица, в погоне за которой Васютка заблудился.
5. Говорит Васютка и сам с собой. Почему?
Заблудился и напугался, чтобы себя подбодрить.
6. О чем забыл мальчик, пока догонял раненую птицу? Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?
Забыл о затесях. Нет, это была пища для семьи, у мальчика взрослые заботы.
Ш. Работа по группам
1 группа
Настроение Васютки во время нахождения в тайге. Как оно меняется день ото дня?
Сначала спокойствие и рассудительность, потом досада на кедровку и радость от охоты на глухаря.
Оцепенение, когда осознал, что заблудился, страх и отчаяние, мечется по лесу, затем сосредотачивается на том, как выжить, согреться, поесть, поспать. Остро чувствовал одиночество ночью, когда не занимался делом, пугается вывернутого корня. Волнение, когда увидел озеро, расплакался навзрыд. Берет силу воли в кулак и готовится к ночлегу.
Тревога из-за холода, жалость к себе, попытка успокоиться и отвлечься мыслями о школе.
Отупение от страданий, голода, холода, отчаяние, позволил себе доесть хлеб.
Не теряет надежду и выходит к Енисею, там очумел от радости, снова страх, что уйдет рыбацкий бот.
2 группа
Какие трудности и испытания довелось пережить мальчику в лесу? Как он с этим справился и благодаря чему?
- Голод – охота на глухаря, уток, потрошит их и печет в углях костра, ест орехи, делит горбушку хлеба на несколько раз, ест грозди красной смородины.
- Холод – разжигает костер, сушит вещи, спит на костровище, прячется под пихтой во время дождя. Вещевой мешок вешает на сучок дерева, чтобы с ним ничего не случилось.(«Вызвездило – к холоду»)
- Дождь
- Тошнило
- Донимали комары.
- Страх – бодрился, грозил ружьем, стрелял.
- Справлялся потому, что вспоминал, как говорил дед: «Тайга хлипких не любит», советы матери, чтобы с собой брать спички и еду, чтобы делать затеси и следить за ними. Только прозевал – и заблудился. Васютка помнит наставления взрослых, потому в трудные минуты не растерялся, выжил благодаря самому себе. Берег спички и патроны.
3 группа
Какие качества помогли выжить мальчику?
Докажите эпизодами из текста, что Васютка — любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.
- Рассудительный, внимательный, постоянно думает и размышляет о том, что увидел, что слышал, что говорят взрослые, дед, мать, отец. Использует их опыт в своей жизни.
- Вспоминает школу, ребят, учительницу, ценит человеческое общение.
- Трудолюбивый, чувствует свою обязанность по мере сил помогать взрослым: ходит за орехами для рыбаков по своей воле, охотится на глухаря, чтобы домой унести добычу.
- Многое умеет, знает приметы и благодаря этому спасается в тайге.
4 группа
Какая она, тайга, в которой заблудился Васютка? Найдите описания природы, ее обитателей. Отметьте ее переменчивость.
- Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.
- Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперед. От волнения голос у него прерывался. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину.
- Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим…
- Проводив ее (белку) взглядом, Васютка выстрелил еще раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась.
- Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.
- Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все- таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.
- Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками.
- Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным.
- Опять кругом был клейкий, неподвижный туман.
- Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
- У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.
Учитель
Ребята, вернемся к цитатам о природе. Какая, на ваш взгляд, лучше всего может сыграть роль эпиграфа к нашему уроку? Обоснуйте ответ.
- «Поведение человека в природе – это и зеркало его души». - К.Л. Зелинский
- «Сила природы велика». - Цицерон.
- «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе».
- «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». - Гёте
- «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи
Учитель
- Мы отмечаем величие природы, она серьезна и строга. Сила ее велика. Какое место в природе занимает человек, по мысли автора?
Человек – часть природы. Он должен помнить об этом всегда. Мудрая и могущественная природа испытывает и проверяет человека, экзаменует на силу воли, стойкость, на человечность. Слабый не выдержит, а сильный укрепится.
Писателю принадлежат слова: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Не природа ли подсказала мальчику путь к Енисею? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.). Мальчик достойно вынес все испытания в тайге, и то, что он сам вышел к реке, можно ли считать только удачей? Нет, он боролся за жизнь, применил все свои знания.
Как обращается Васютка к реке, когда вышел на берег? Енисеюшка.
2. Ребята, проверим, насколько хорошо вы знаете текст, и по репликам определим героев.
Речь героев http://LearningApps.org/display?v=pnx2ycvm216
Какие они, герои?
- Мать ворчит не со зла, по привычке, заботливая, переживает за сына.
- Отец молчалив, немногословный, мужественный и суровый, переживает не меньше матери.
- Дед Афанасий – с ним никто не спорит, он старший, значит, мудрый.
- Все они таежные жители и носители мудрости, передают знания Васютке, воспитывают из него настоящего мужчину-сибиряка.
- Васютка – ребенок, в чем-то хвастается, в чем-то по-детски наивный.
- Дядька Коляда – в его образе видим, как беспокоятся о пропавшем парнишке все вокруг.
- Кроссворд на знание текста. http://LearningApps.org/874841
- Работа в парах
Найти средства художественной выразительности:
Сравнения -
Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.
Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти.
В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь.
Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Какие они, сравнения в рассказе?
- Они соответствуют внутреннему миру героя, мальчика 13 лет из простой работящей семьи рыбака.
- И только последнее сравнение необычно: во-первых, здесь слышится голос писателя, во-вторых само сравнение введено в предложение не с помощью сравнительного союза, а формой существительного в творительном падеже.
- А теперь вспомните, когда к Васютке пришло осознание, что он заблудился? Когда увидел истлевшую тушку птицы, над которой паук растянул паутину, а в ней бьется муха. Вот вам и развернутое сравнение с положением Васютки, который тоже бьется, мечется в лесу.
Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
- Вернемся к названию рассказа «Васюткино озеро», объясните его смысл.
Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка? Он ребенок, но заботы его взрослые, будет достойным своей семьи: работящий, немногословный, готовый к испытаниям, которые готовит суровая сибирская природа. Вот и снова мы возвращаемся к географии. Найдите в тексте первый абзац, последнее предложение.
Прослушиваем аудиозапись.
Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.
Природа нашей страны – это и есть наша родина. И относиться к природе уважительно, бережно и трепетно – значит так же относиться к своей Отчизне.
IY. Подведение итогов
Рефлексия
«Литература. 5 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение, 2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"
данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.
Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...
Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Тип урокаЗаключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».Тема урока«Человек и природа...
Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Данный урок способствует осмыслению творчества В.П.Астафьева, его биографии, а также определению авторского замысла произведения. Урок формирует навык работы с текстом, с информацией....
Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою....
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...