рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klasss_literatura.docx | 107.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»
Тенькинского городского округа Магаданской области
Принята на заседании педагогического совета и Управляющего совета школы протокол № 3 от 2 апреля 2018 г. Председатель педагогического совета МБОУ «СОШ в пос. Усть – Омчуг» ____________ Реброва Е.Ю. Руководитель Управляющего совета школы ___________ Лис М.В. | Утверждаю Директор школы ________ Реброва Е.Ю. Приказ № 53 от 24.04.2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
9 класс, базовый уровень
2019-2020 уч.год
Планируемые результаты образования по литературе учащихся 9 класса
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Владеет навыками самостоятельного целеполагания, включая постановку новых целей
Умеет преобразовать практическую задачу в познавательную
Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров достижения в новом учебном материале
Самостоятельно планирует пути достижения целей
Самостоятельно устанавливает целевые приоритеты
Самостоятельно контролирует свое время и управляет им
Умеет принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров
Осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия
Адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия
Вносит коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
Используя знания по основам прогнозирования, умеет определить будущие события и развитие процесса
Коммуникативные УУД
Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Владеет устной и письменной речью
Строит монологическое контекстное высказывание
Организует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Умеет работать в группе со сверстниками и взрослыми
Владеет основами коммуникативной рефлексии
Использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Отображает в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные УУД
Владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности
Проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач
Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Дает определения понятиям
Устанавливает причинно-следственные связи
Осуществляет логическую операцию установления родовидовых отношений
Обобщает понятия – осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом
Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая критерии и основания для указанных логических операций
Строит классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
Владеет основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
Структурирует тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий
Умеет работать с метафорами.
Предметные результаты
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
- Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
- Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
- Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
- Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Учащийся 9 класса должен:
чтение и восприятие
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
- воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Содержание
Шедевры литературы и наше чтение.
Древнерусская литература «Слово о полку Игореве». Сюжет , герои. Художественные особенности памятника. Связь с фольклором. Поэтические переводы «Слова…»
Литература XVIII века
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…». Классицизм. Жанры классицизма. Ода. «Вечернее размышление о Божьем величии…»
Г.Р. Державин, «Властителям и судиям», «Памятник», «Ода к Фелице». Сочетание классицизма и новаторских черт.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк.
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как отражение быта и нравов крепостнической Руси
Зарубежная литература
Д.С.1 Д.Г.Байрон «Душа моя мрачна», «Видение Вальтасара», «Стансы». Романический настрой и трагическое мировосприятие поэзии.
Литература XIX века В.А. Жуковский «Светлана» . Связь сюжета баллады и фольклора.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». История создания комедии. Жанровое своеобразие, язык. Своеобразие конфликта. Система образов.
Новаторство драматурга. Пьеса в восприятии критики.
А.С. Пушкин. Творческий путь поэта.Любовная лирика А.С. Пушкина. «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» и др.
Философские размышления о жизни. «Если жизнь тебя обманет», «Элегия», «К Чаадаеву», Оптимизм философской лирики. Дружба в лирике поэта. «Осень» (отрывок). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. «Поэт», « Памятник» и др.
«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора. Роман «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра и композиции. Сюжет романа и темы лирических отступлений.
Автор и его герои. Нравственно-философская проблематика произведения. Тема «лишнего человека» в русской литературе. Образ Онегина.
Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Роман как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа.
М.Ю. Лермонтов. Краткая биография. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына» и др. Поиск своего места в поэзии. «Поэт,, «Нет, я не Байрон». Мотив трагедии поколения. «Монолог», «молитва», «дума» и др. Любовные стихи Лермонтова. «Нищий» и др. Повесть «Тамань». Реалистическое и романтическое начало.
Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. Пьесы Гоголя. «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики в поэме и приёмы создания их образов. Чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме. Мотив дороги. Сатира в поэме. «Шинель». Судьба «маленького человека» в повести.
Зарубежная литература Литература эпохи средневековья. А.Данте ,, Божественная комедия,, \ «Ад», «Чистилище», «Рай»,
Литература эпохи Возрождения У. Шекспир «Гамлет», «Вечные образы», У. Шекспир «Гамлет», борьба за власть как основная причина трагедии датского принца. Судьба Гамлета в оценке юных читателей. И.Гёте «Фауст». «Вечные» образы в литературе. Фауст и Мефистофель.
Литература XIX века Ф. И. Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры.
А.А. Фет. Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика.
Н.А. Некрасов. «Родина». «Тройка». «Вчерашний день, часу в шестом». Своеобразие некрасовской Музы.
И.С. Тургенев. Краткая биография. Сюжет повести «Первая любовь», её герои. Нравственная проблематика повести.
Л. Н. Толстой. «Диалектика души» героев автобиографической повести «Юность». Герой произведения.
А.П. Чехов. «Маленькая трилогия» как произведения, рисующие ложные представления, определяющие судьбы людей. Тема «маленького человека» в произведениях Чехова.
Русская литература XX века. Судьбы русской литературы XX века Тема Родины и ее судьбы.
И.А. Бунин. Поэт и прозаик. Лауреат Нобелевской премии. «Жизнь Арсеньева» -автобиографическая повесть.
М. Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. Главы из повести «Мои университеты». Алёша Пешков и его судьба.
А.Блок Любовь к России, вера в её будущее. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре», «На железной дороге».
С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины. «Я покинул родимый дом…». Человек и природа в художественном мире поэта. «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу».
В.В.Маяковский «Послушайте», «Прозаседавшиеся».
А.А. Ахматова. Слово об Ахматовой. Стихи о любви «Сероглазый король».
М.А.Булгаков. Герои и события повести «». Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
В.В. Набоков. «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир.
М.А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы ВОВ. Забота о детях. Гуманизм рассказа.Андрей Соколов как образ простого русского человека.
А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта.Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой. Эволюция образа Василия Тёркина в поэме: утраты и обретения.
В.П. Астафьев. Нравственные проблемы произведения «Царь-рыба». Главы из романа.
В. Г. Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии». Различные психологические типы персонажей повести.
Тема семьи. Смысл открытого финала.
А.В. Вампилов. «Старший сын». Необычность содержания и сюжета пьесы.Гуманистический смысл пьесы. Сложности человеческой судьбы.
А. И. Солженицын. Автобиографическая основа рассказа «Матрёнин двор». Образ Матрёны- главной героини рассказа.
Тема «праведничества»в русской литературе. В Шаламов. Судьба человека в тоталитарном государстве. «Колымские рассказы»
В.М. Шукшин. Обобщающий смысл рассказов «Ванька Тепляшин», «Обида». Образы «чудиков».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую!», «Алёша Бесконвойный».
Стихотворения Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина. Многообразие тем.
Наше чтение и наша культура.
Региональный компонент.
Возникновение и становление литератур народов Чукотки. Ю. Рытхэу- основоположник чукотской литературы. .Поэзия Крайнего Северо-Востока России 20 в.Особенности переводной литературы народов Чукотки. Поэзия А. Кымытваль в переводе В.В. Португалова
Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого Н. Рубцова, Я Смелякова. Гольдовская «Ветка стланика». Отражение национальных картин мира в произведениях магаданских писателей. В. Фатеев. «На том стоим», С. Олефир «Иду по тайге» (рег. компонент)
Г. Тукай- переводчик русских поэтов. Стихотворения из цикла «О, эта любовь».
Календарно-тематический план 9 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Количество часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Информационное сопровождение | |
1 | Шедевры литературы и наше чтение. | 1 | Урок открытия новых знаний | комбинированный | Знать: роль литературы в духовной жизни России. | учебник | ||||
2. | Древнерусская литература | «Слово о полку Игореве». Сюжет , герои. 1.Возникновение и становление литератур народов Чукотки. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Излагать историю открытия «Слова» и события, нашедшие отражение в нем, познакомить с исследованиями «Слова» и его переводами. Рассмотреть «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение. | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из"Слова…" | Презентация, текст поэмы | ||
РК 1 | ||||||||||
3 | РК 2 | Художественные особенности памятника. Связь с фольклором. Поэтические переводы «Слова…» 2.Ю. Рытхэу- основоположник чукотской литературы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | учебник | ||||
4 | К.С.1 | Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученным произведениям по выбранной теме. | |||
5 6 | Литература XVIII века РК 3 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…». Классицизм. Жанры классицизма. Ода. М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божьем величии…» .Поэзия Крайнего Северо-Востока России 20 в. | 1 1 | Урок открытия новых знаний | Урок открытия новых знаний | Общие сведения о М. В. Ломоносове; М. В. Ломоносов–реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров; жанр оды. Ода, одический стиль и жанр, силабо –тоническое стихосложение. Духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы. | З н а т ь: общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира. | презентация, статья учебника, тексты Р.К. | ||
7 8 | Г.Р. Державин, «Властителям и судиям», «Памятник», «Ода к Фелице». Сочетание классицизма и новаторских черт. | 2 | Урок открытия новых знаний | Урок открытия новых знаний | Биография Державина. Державин в оценке деятельности деятелей русской культуры. Ода «Фелица» Анализ стихотворений «Памятник», «Властителям и судиям», анализ, новаторство Державина. | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица» У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "Фелица" от од М.Ломоносова | ||||
9 10 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Содержание, идейная направленность повести, черты сентиментализма. | З н а т ь: понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка У м е т ь: воспринимать и анализировать повесть "Бедная Лиза", выделять характерные черты сентиментализма в повести | Учебник,текст повести | |||
11 | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как отражение быта и нравов крепостнической Руси | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Черты классицизма и сентиментализма в произведении, жанр «Путешествия…» | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве писателя У м е т ь: показать проблемы, поставленные автором. | Учебник | |||
12 13 | Зарубежная литература Д.С.1 | Д.Г.Байрон «Душа моя мрачна», «Видение Вальтасара», «Стансы». Романический настрой и трагическое мировосприятие поэзии. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Жанры романтической лирики, трагическое мировосприятие поэзии Байрона | Знать: Жизнь и творчество поэта- властителя дум поколения, художественное своеобразие и ритмическое богатство его поэзии | Учебник Дом. сочинение №1 | ||
14 | Литература XIX века | В.А. Жуковский «Светлана» . Связь сюжета баллады и фольклора. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Романтизм в русской литературе. Жизнь и творчество Жуковского. Романтическая лирика поэта. | Знать: основные сведения жизни и творчества В.А. Жуковского, У м е т ь: находить признаки романтизма в поэзии Жуковского | презентация | ||
15 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». История создания комедии. Жанровое своеобразие, язык. | 1 | Урок открытия нового знания | Комбинированный | Классицизм, романтизм, реализм. Проблема жанра, смысл названия и проблема ума в комедии. Главный герой, второстепенный герой, герои-маски. Внесценические персонажи | З н а т ь: биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии, идейную направленность произведения, У м е т ь: выявлять смысл названия комедии, давать социально-психологическую характеристику персонажу, приобрести навыки анализа произведения в аспекте жанрового своеобразия. | презентация, статья учебника, тексты Презентация, текст произведения | |||
16 | Своеобразие конфликта. | 1 | Урок открытия нового знания | Комбинированный | ||||||
17 | Система образов. | 1 | Урок открытия нового знания | Комбинированный | ||||||
18 | Новаторство драматурга. Пьеса в восприятии критики. | 1 | Урок открытия нового знания | Комбинированный | ||||||
19 | К.С.2 | Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученному произведению по выбранной теме. | |||
20 | А.С. Пушкин. Творческий путь поэта. Любовная лирика А.С. Пушкина. «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» и др. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Стихотворения Пушкина разных лет Красота любовного чувства. Любовь как источник вдохновения | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина; тематику лирики А.С. Пушкина У м е т ь: находить образы природы в лирике Пушкина Знать: любовную лирику Пушкина в эволюции, её духовный потенциал У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение | презентация | |||
21 | Философские размышления о жизни. «Если жизнь тебя обманет», «Элегия», «К Чаадаеву», Оптимизм философской лирики. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Оптимизм философской лирики | Знать: философскую лирику Пушкина У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение | ||||
22 | Дружба в лирике поэта. «Осень» (отрывок). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. «Поэт», « Памятник» и др. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Тема дружбы в лирике поэта Размышления поэта о скоротечности бытия «Гений и злодейство» как главная тема трагедии Введение понятия «реализм». Автор и его герои. Тема «лишнего человека » в русской литературе. | Знать: стихотворения разных лет, посвященные друзьям У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение Знать: философско-эстетические раздумья поэта, поиски своего места в поэзии У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение Знать: текст трагедии У м е т ь: анализировать характеры и поступки героев, определять главную тему произведения, позицию автора З н а т ь: содержание, особенности сюжета, систему образов романа "Евгений Онегин"; понятие «онегинской строфы» У м е т ь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа, работать с опорной схемой, строить рассуждения на темы: " Лирические отступления в романе "Евгений Онегин", "Голос автора в романе "Евгений Онегин" | презентация Текст пьесы, учебник Презентация ,учебник, стихотворения Пушкина | |||
23 | «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора. | 1 | Уроки открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
24 | Роман «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра и композиции. Сюжет романа и темы лирических отступлений. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
25 26 | Автор и его герои. Нравственно-философская проблематика произведения. | 1 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
27 | р/р | Тема «лишнего человека» в русской литературе. Образ Онегина. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | «Открытый» финал романа. Реализм романа в русской критике (статьи В.Г. Белинского.) | ||||
28 | Татьяна как «милый идеал» Пушкина. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
29 | Роман как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Богатство тематики совершенство форм | |||||
30 | К.С.3 | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученному произведению по выбранной теме. | |||
31 | М.Ю. Лермонтов. Краткая биография. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына» и др. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова | Знать: основные периоды творчества поэта, художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха Уметь: характеризовать лирического героя поэзии Лермонтова, уметь анализировать стихотворения | ||||
32 | Поиск своего места в поэзии. «Поэт,, «Нет, я не Байрон». | 1 | Поиск своего места в поэзии | Знать: стихотворения разных лет, посвященные друзьям У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение | ||||||
33 | Мотив трагедии поколения. «Монолог», «молитва», «дума» и др. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта | Знать: основные периоды творчества поэта, художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха Уметь: характеризовать лирического героя поэзии Лермонтова, уметь анализировать стихотворения | Презентация ,учебник, лирика поэта | |||
34 | Любовные стихи Лермонтова. «Нищий» и др. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Любовная лирика поэта | |||||
35 | Повесть «Тамань». Реалистическое и романтическое начало. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
36 | К.С.4 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученному произведению по выбранной теме. | Текст романа | ||
37 | Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. Пьесы Гоголя. «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Своеобразие гоголевского реализма Система образов поэмы «Мертвые души» Сатирическое изображение помещиков, изображение городского чиновничества Сатирическое и лирическое начала в поэме Художественная деталь, «говорящая фамилия» как средство типизации | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, содержание поэмы "Мертвые души" Уметь: : воспринимать текст поэмы, определять ее тему и идею, выразительно читать и пересказывать фрагменты произведения; характеризовать героев и их поступки; выявлять особенности авторского стиля; способы создания образов, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте, прослеживать развитие образа героя; выборочно пересказывать текст ; характеризовать героя и его поступки; определять способы сатирического изображения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Презентация, учебник | |||
38 | Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Урок открытия новых знаний | ||||||
39 | Помещики в поэме и приёмы создания их образов. | 1 | Урок открытия новых знаний | комбинированный | ||||||
40 | Чиновники в поэме и приемы создания их образов. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
41 | «Живая Русь» в поэме. Мотив дороги. Сатира в поэме. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
42 | «Шинель». Судьба «маленького человека» в повести. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Понятие «маленький человек»,содержание цикла «Петербургские повести» | Знать: содержание и тематику повести, приёмы создания образа героя Уметь: раскрывать понятие «маленький человек» | Текст повести | |||
43 | К.С.5 | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученному произведению по выбранной теме. | |||
44 45 | Зарубежная литература | Литература эпохи средневековья. А.Данте ,, Божественная комедия,, \ «Ад», «Чистилище», «Рай», | 2 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Жанр, композиция произведения | З н а т ь: факты биографии поэта, проблематику, сюжет, героев поэмы | презентация, учебник | ||
46 | Литература эпохи Возрождения | У. Шекспир «Гамлет», «Вечные образы», | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Жанр, композиция произведения | Знать историческую основу, идею, сюжет, систему образов Уметь выявить проблематику, систему образов, выразительно читать | презентация, учебник | ||
47 | У. Шекспир «Гамлет», борьба за власть как основная причина трагедии датского принца. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Сюжет, проблематика | презентация, учебник | ||||
48 | У. Шекспир «Гамлет». Судьба Гамлета в оценке юных читателей. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Вечные образы | презентация, учебник | ||||
49 50 | Литература XIX века | Ф. И. Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры. | 1 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Философские миниатюры, метафоричность языка | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева У м е т ь: определять основные особенности поэтического языка поэта, анализировать лирическое стихотворение | презентация, учебник | ||
51 52 | А.А. Фет. Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета | З н а т ь: основные этапы жизненного и творческого пути А.А. Фета У м е т ь: определять основные особенности поэтического языка поэта, анализировать лирическое стихотворение | презентация, учебник | |||
53 54 | Н.А. Некрасов. «Родина». «Тройка». «Вчерашний день, часу в шестом». Своеобразие некрасовской Музы. | 1 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Представление Некрасова о поэте и поззии | З н а т ь: жизнь и творчество Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта У м е т ь: показать тему народного страдания в лирике Н.А. Некрасова | презентация, учебник | |||
55 56 | И.С. Тургенев. Краткая биография. Сюжет повести «Первая любовь», её герои. | 1 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | «Первая любовь»- любимая повесть Тургенева | З н а т ь:биографию и общую характеристику творчества писателя, содержание повести "Первая любовь", понятие «художественная деталь» У м е т ь: характеризовать художественный образ
| презентация, учебник | |||
57 | Нравственная проблематика повести. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Роль снов в сюжете. | У м е т ь: показать психологизм и лиризм произведения Тургенева И.С. | Учебник, текст повести | |||
58 59 60 | Л. Н. Толстой. «Диалектика души» героев автобиографической повести «Юность». Герой произведения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Очерк жизни и творчества писателя. Мировоззрение писателя, автобиографическая повесть | Знать: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия У м е т ь: давать характеристику героям, выявлять проблематику | Презентация, учебник, портрет писателя, тексты | |||
61 | А.П. Чехов. «Маленькая трилогия» как произведения, рисующие ложные представления, определяющие судьбы людей. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Характеристика эпохи «безвременья» Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы Философско-нравственная проблематика рассказов трилогии и авторское отношение к ней Особенности авторской позиции в рассказах | З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова, понятие "подтекста", отличия комического и сатирического текстов У м е т ь: раскрывать художественное мастерство Чехова-рассказчика, писать рецензию на один из лирико- драматических рассказов Чехова | ||||
62 | Тема «маленького человека» в произведениях Чехова. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
63 | Русская литература XX века. | Судьбы русской литературы XX века Тема Родины и ее судьбы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | презентация, учебник | ||||
64 65 | РК 4 | 1. И.А. Бунин. Поэт и прозаик. Лауреат Нобелевской премии. «Жизнь Арсеньева» -автобиографическая повесть. 2. Особенности переводной литературы народов Чукотки. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Главы о юности героя. стилистическое мастерство писателя | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина, его основные произведения манеру письма, идеи и темы его творчества У м е т ь: характеризовать героя автобиографической повести | презентация, учебник Р.К. | ||
66 | М. Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Автобиографическая трилогия Элементы публицистики в художественной прозе | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького, обзорно автобиографическую трилогию "Мои университеты" У м е т ь: давать характеристику героям, совершенствовать навыки анализа текста | презентация, учебник | |||
67 | Главы из повести «Мои университеты». Алёша Пешков и его судьба. | 1 | текст | |||||||
68 69 | А.Блок Любовь к России, вера в её будущее. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре», «На железной дороге». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Трагедия поэта в «страшном» мире Художественное своеобразие поэзии Блока | Поэзия Блока | ||||
70 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины. «Я покинул родимый дом…». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина | З н а т ь: краткую биографию и творчество Есенина, своеобразие его лирики, особенности поэтики У м е т ь: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов Есенина | презентация, учебник | |||
71 | Человек и природа в художественном мире поэта. «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу». | 1 | Комбинированный | Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина | ||||||
72 | В.В.Маяковский «Послушайте», «Прозаседавшиеся». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
73 | А.А. Ахматова. Слово об Ахматовой. Стихи о любви «Сероглазый король». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Музыка стиха и тонкий психологизм лирики | З н а т ь: краткую биографию и творчество Ахматовой, своеобразие лирики, особенности поэтики У м е т ь: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов Ахматовой | презентация, учебник, поэзия Ахматовой | |||
74 | Д.С.2 РК 5 | 1. Обучение отзыву и анализу стихотворения 2. Поэзия А. Кымытваль в переводе В.В. Португалова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Отзыв, анализ стихотворения. | Знать: план анализа стихотворения Уметь: анализировать стихотворение | Домашнее сочинение 2 «Мое любимое стихотворение». Р.К. | ||
75 | М.А.Булгаков. Герои и события повести «». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Проблемы и художественные особенности повести | Знать: историю создания и судьбу повести, смысл названия, цели булгаковской сатиры, мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность произведения Уметь: давать характеристику героям, анализировать текст | Презентация, текст повести, кинофильм, учебник | |||
76 | Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
77 | «Шариковщина» как социальное и моральное явление. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
78 | В.В. Набоков. «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Знать: своеобразие стиля поэта, его роль в развитии современной литературы литературы. Уметь: анализировать стихотворение | презентация, учебник | ||||
79 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы ВОВ. Забота о детях. Гуманизм рассказа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Гуманизм рассказа «судьба человека» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); сюжет и героев рассказа «Судьба человека»; теоретико- литературные понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза, смысл названия рассказа; идейно-художественный смысл произведения; позицию автора, его нравственные идеалы; патриотический, гуманистический пафос произведения. Уметь: выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Текст рассказа, учебник | |||
80 | Андрей Соколов как образ простого русского человека. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
81 | А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Место военной темы в лирике поэта | З н а т ь: краткую биографию и творчество А. Твардовского, своеобразие его лирики, особенности поэтики У м е т ь: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов | презентация, учебник | |||
82 | Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой. Эволюция образа Василия Тёркина в поэме: утраты и обретения. | 1 | Знать: традиции русской литературы в создании образов защитников Родины; содержание поэмы «Василий Теркин»; теоретико-литературные понятия лирический герой, обобщенный образ, роль поэта в развитии русской литературы, в создании народного характера; патриотический, жизнеутверждающий пафос поэмы; позицию автора, его отношение к герою. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении героя; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Поэма «Василий Теркин» | ||||||
83 | К.С.6 | Сочинение по произведениям о ВОВ. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к изученному произведению по выбранной теме | |||
84 85 86 | В.П. Астафьев. Нравственные проблемы произведения «Царь-рыба». Главы из романа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Нравственные проблемы романа «Царь-рыба» | Знать: своеобразие стиля писателя, содержание романа Уметь: анализ отдельных глав, их значение для понимания проблем, поднятых автором в произведении | Портрет, презентация, учебник, текст произведения | |||
87 | В. Г. Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Гуманистический смысл повести, Смысл открытого финала | Знать: своеобразие стиля писателя, краткий обзор творчества Уметь: самостоятельно анализировать текст, определять основные проблемы, которые ставит писатель в повести |
учебник, текст произведения Дом. сочинение №3 | |||
88 | Д.С.3 | Различные психологические типы персонажей повести. Тема семьи. Смысл открытого финала. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | |||||
89 | А.В. Вампилов. «Старший сын». Необычность содержания и сюжета пьесы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Особенности драматургии: тематика, конфликты, художественные решения. Духовный мир героя. | Знать: основные этапы жизни и творчества А.В. Вампилова, понятие «жанр», тема произведения, герои произведения Уметь: определять художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын», особенности драматической интриги
| презентация, учебник, текст пьесы | |||
90 | Гуманистический смысл пьесы. Сложности человеческой судьбы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | текст | |||||
91 | А. И. Солженицын. Автобиографическая основа рассказа «Матрёнин двор» | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Слово об А. И. Солженицыне. Неординарность личности и сложность судьбы писателя. Обзор творчества А.И. Солженицына. Борьба писателя против сокрытия правды о тоталитаризме и его преступлениях, при зывы «жить не по лжи». Несовместимость творчества А.И. Солженицына с официальным пониманием правды и нравственности. Нобелевская премия. Вынужденная эмиграция, возвращение в Россию. Автобиогафическая основа рассказа «Матренин двор». Время действия. Героиня рассказа и способы ее изображения. Нравственная проблематика рассказа Нравственная проблематика рассказа. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Солженицына (кратко); историческую основу, сюжет и героев рассказа «Матренин двор», смысл названия рассказа;гуманистический пафос произведения; искренность, подлинность повествования; позицию автора, его нравственные идеалы; роль А.И. Солженицына как писателя и общественного деятеля. Уметь: записывать основные положения лекции; анализировать текст, определять его тему и идею, время действия; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | презентация, учебник, текст рассказа | |||
92 | Образ Матрёны- главной героини рассказа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | ||||||
93 | Тема «праведничества»в русской литературе. В Шаламов. Судьба человека в тоталитарном государстве. «Колымские рассказы» | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Судьба человека в тоталитарном государстве Нравственная проблематика сборника «Колымские рассказы». | Знать: понятие « герой произведения», определять художественные особенности и идейное своеобразие сборника Уметь: записывать основные положения лекции; анализировать текст, определять его тему и идею, время действия; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | презентация, учебник, текст | |||
94 | В.М. Шукшин. Обобщающий смысл рассказов «Ванька Тепляшин», «Обида». Образы «чудиков». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Слово о В.М. Шукшине — писателе, сценаристе, режиссере, киноактере. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди». Обостренное чувство правды, несоответствие реальности и мечты в творчестве писателя. Особенности повествовательной манеры В.М. Шукшина в рассказе «Ванька Тепляшин». Тема и идея рассказа. Противостояние хамства, равнодушия по отношению к человеку и достоинства, правдивости, доброты. «Говорящие» имя и фамилия героя. Роль диалогов в рассказе. Художественные средства создания образов. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и героев рассказа «Ванька Тепляшин», понимать идею рассказа; позицию автора, его отношение к героям; роль диалогов, контекстных синонимов в произведении; своеобразие повествовательной манеры В.М. Шукшина. Уметь: выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выра- зительные средства и определять их роль; составлять развернутые высказывания о кинематографических произведениях, сопоставлять их с произведениями В.М. Шукшина | презентация, учебник, текст
| |||
95 | Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую!», «Алёша Бесконвойный». | 1 | ||||||||
96 | К.С.7 | Сочинение-суждение на тему «Литература-школа жизни или только стремление ее понять». | Урок общеметодологической направленности | Урок творчества | Структура сочинения, эпиграф, план | Уметь: организовывать текст сочинения композиционно, уметь выразить своё отношение к поэзии | Презентация, текст романа «Война и мир», учебник | |||
97 | РК 6 | 1. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого Н. Рубцова, Я Смелякова. 2. В. Гольдовская «Ветка стланика». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Особенности поэзии второй половины XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. Осмысление роли истории в жизни человека, его ответственности за судьбу родных и страны в поэзии Лирический герой поэзии Е.А. Евтушенко. Проблемы памяти, совести, чести в лирике поэтов. Изобразительно-вырази- тельные средства, их роль в стихотворениях. Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Утверждение реализма в русской литературе. Богатство тематики и жанровое многообразие. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов второй половины XX века (кратко), содержание их стихотворений. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; строить развернутые высказывания с использованием цитат из стихотворных текстов; аргументировать свою точку зрения; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Портреты поэтов презентации, рефераты Р.К. | ||
98 99 | РК 7 | 1. Стихотворения Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина. Многообразие тем. 2. Отражение национальных картин мира в произведениях магаданских писателей. В. Фатеев. «На том стоим», С. Олефир «Иду по тайге» (рег. компонент) | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Портреты поэтов, писателей, презентации Р.К. | ||||
100 101 | Г. Тукай- переводчик русских поэтов. Стихотворения из цикла «О, эта любовь». | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Традиционная для Востока форма газели | Знать: своеобразие стиля поэта, его роль в развитии татарской литературы. | Презентация, учебник | |||
102 103 104 | И.Гёте «Фауст». «Вечные» образы в литературе. Фауст и Мефистофель. Творческая работа «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». | 1 1 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Трактовка народной легенды в трагедии, жажда познания как свойство человеческого духа | Знать: идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, | Презентация, учебник | |||
105 | Итоги. Наше чтение и наша культура. | 1 | Урок открытия новых знаний | Комбинированный | Роль книги в жизни | Знать: содержание программных произведений Уметь выявить и обосновать свою читательскую позицию | Презентация, учебник |
ПРИЛОЖЕНИЕ: оценочные материалы
Контрольные сочинения по темам творчества писателей и поэтов:
1. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»
- «Слово о полку Игореве» ка литературный и исторический памятник.
- Образы русских князей в произведении.
- Образ Ярославны как пример женской верности.
- Образ автора в «Слове…»
2. Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова.
- Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
- Почему ум приносит горе главному герою комедии «Горе от ума»
- В чём смысл конфликта фамусовского общества и Чацкого.
3. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
- «Вечные темы» в творчестве А.С. Пушкина.
- «Евгений Онегин – «энциклопедия русской жизни».
- Евгений Онегин и Владимир Ленский: конфликт мировоззрений.
- Ольга и Татьяна.
4. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
- Тема одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова.
-Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)
- Печорин – «страдающий эгоист»?
- Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий – двойники Печорина
5. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
- «Мёртвые души» - смысл названия произведения
- Жизненная философия Чичикова
- Анализ эпизода (по выбору учащегося)
6. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне (по выбору учащегося).
Сочинение-суждение на тему «Литература-школа жизни или только стремление ее понять».
7. Проектно – исследовательская работа по литературе по произведениям современной поэзии «Литературные зарисовки»
8. Тесты по литературе ( 1 раз в четверть)
Тест 1. Творчество А.С. Пушкина
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Задания с кратким ответом
- Назовите жанр стихотворения.
- Укажите название изобразительно-выразительного средства;
- Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
- Как называется средство иносказательной выразительности?
Недолго нежил нас обман...
- Как называется изобразительное средство?
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье...
- Укажите название характера рифмовки в 5-12 строках стихотворения.
7. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении ?
8. Как называется изобразительное средство?
Души прекрасные порывы!
Звезда пленительного счастья...
9. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
10. Как называется средство иносказательной выразительности?
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
11. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания, требующие развернутых ответов
12. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?
13. Какую роль в стихотворении играет образ сна?
14. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необы-
чайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!
Тест 2.
А.С. Пушкин
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
XLIII
«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь... Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...
XLIV
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
XLV
Я плачу... если вашей Тани Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам...
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
XLVI
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
- Назовите жанр произведения.
- Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы...
О какой пустыне идет речь?
- Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?
А счастье было так возможно,
Так близко!..
- Укажите название приема:
Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
- Как называется изобразительное средство?
... колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам...
Тест 3.
М.Ю. Лермонтов
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
- Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений... Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полу заросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле ние; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча. - Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
- Нет.
- А если будете убиты?..
- Наследники отыщутся сами.
- Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.
- Как называется литературное направление, отражающее закономерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому принадлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
- От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?
- Какое событие последует непосредственно после описанного в данном эпизоде?
- Как называется прием психологизма, заключающийся в изображении внешности героя литературного произведения?
Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое,
хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо...
- Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?
Тест 4.
Н.В. Гоголь
МЕРТВЫЕ ДУШИ
- Благое дело, право, благое дело!
- Да я вижу сам, что более благого дела не мог бы предпринять. Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую- нибудь вольнодумную химеру юности. — Тут он весьма кстати выбранил за либерализм, и поделом, всех молодых людей. Но замечательно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!» Он даже не взглянул на Собакевича и Манилова из боязни встретить что- нибудь на их лицах. Но напрасно боялся он: лицо Собакевича не шевельнулось, а Манилов, обвороженный фразою, от удовольствия только потряхивал одобрительно головою, погрузясь в такое положение, в каком находится любитель музыки, когда певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.
- Да, что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу, — отозвался Со- бакевич, — что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич,
- что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева...
- А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: — А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!
- Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: — Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума...
- Пока продолжались разговоры, начали мало-помалу появляться свидетели: знакомый читателю прокурор-моргун, инспектор врачебной управы, Трухачевский, Бегушкин и прочие, по словам Собакеви- ча, даром бременящие землю. Многие из них были совсем незнакомы Чичикову: недостававшие и лишние набраны были тут же из палат- ских чиновников. Привели также не только сына протопопа отца Ки- рила, но даже и самого протопопа. Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинствами и чинами, кто оборотным шрифтом, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами, помещая такие буквы, каких даже и не видано было в русском алфавите. Известный Иван Антонович управился весьма проворно, крепости были записаны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полу- процентовых и за припечатку в Ведомостях, и Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.
- «Итак», сказал председатель, когда все было кончено: «остается теперь только вспрыснуть покупочку».
- «Я готов», сказал Чичиков. «От вас зависит только назначить время. Был бы грех с моей стороны, если бы для эдакого приятного общества да не раскупорить другую-третью бутылочку шипучего».
- «Нет, вы не так приняли дело: шипучего мы сами поставим», сказал председатель: «это наша обязанность, наш долг. Вы у нас гость: нам должно угощать. Знаете ли что, господа! Покамест что, а мы вот как сделаем: отправимтесь-ка все, так, как есть, к полицеймейстеру; он у нас чудотворец: ему стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба, так мы, знаете ли, как закусим! да при этой оказии и в вистишку».
- От такого предложения никто не мог отказаться. Свидетели уже при одном наименовании рыбного ряда почувствовали аппетит; взялись все тот же час за картузы и шапки, и присутствие кончилось.
, всего два слова шепнул ему на ухо, да прибавил только: «понимаешьКогда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: «Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую».
«Да ведь какие крестьяне», отвечал ему на это тоже шопотом Чичиков: «препустой и преничтожный народ, и половины не стоит». Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст.
«А почем купили душу у Плюшкина?» шепнул ему на другое ухо Собакевич.
«А Воробья зачем приписали?» сказал ему в ответ на это Чичиков.
«Какого Воробья?» сказал Собакевич.
«Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву Ъ поставили на конце».
«Нет, никакого Воробья я не приписывал», сказал Собакевич и отошел к другим гостям.
Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера. Полицеймейстер, точно, был чудотворец: как только услышал он, в чем дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах, и, кажется!», а уж там в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки 9-пудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, мас- лянцы, взваренцы. Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.
1.Укажите жанр данного произведения.
2. Кто из героев «Мертвых душ» главным образом будет способствовать разоблачению аферы Чичикова?
3.Как называется тонкая, скрытая насмешка, завершающая фрагмент?
Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.
4.Как называется художественное преувеличение?
...певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.
5.Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, включенный в приведенный фрагмент?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....