«П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок по литературы в 5 классе, знакомство с понятием СКАЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bazhov.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Ж.А.
Урок литературы в 5 классе.
Тема «П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с личностью и творчеством П.П.Бажова, ввести в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать сходства и различия со сказкой, продолжить обучение устному монологическому высказыванию, развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать, делать выводы, воспитывать нравственные качества.
Планируемые результаты.
Предметные: учиться делать анализ художественного произведения;
учиться самостоятельно составлять план действий на основе имеющихся знаний
Метапредметные: продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию
Личностные: уважительное отношение к труду, природе; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты
Словарь урока: сказка, сказ, сажень – мера длины, 2,13 метра, вольная – бумага, освобождающая крепостного, крепость – крепостное право, робить – работать, забой - поверхность отбитой горной массы, урок - работа, заданная для выполнения в определённый срок
Ресурсы урока: выставка книг, карта России, презентация, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
I.Оргмомент | Создание благоприятной атмосферы урока. - Прежде чем приступить к уроку, я хочу узнать ваше настроение. - С таким хорошим настроением мы отправляемся в путешествие в замечательный край. Край – сказочный во всех отношениях. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин |
II.Мотивация | - Урал - настоящая сокровищница России. (слайд 1) - Небольшую заочную экскурсию по этому краю нам проведёт Анисимова Виктория. (слайд 2-8) -Оцените выступление Вики. - В чём же сказочность этого края? (слайд 9) - А теперь я вам предлагаю посетить кинотеатр. (фрагмент из фильма «Каменный цветок») - Вы смотрели этот кинофильм? - Как он называется? - По мотивам какого произведения поставлен? - Кто является автором сказа? | Слушают сообщение об Урале, отвечают на вопросы. Оценивают выступление одноклассника. Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы | 6 мин |
III.Целеполагание | - Вспомните, какое произведение этого автора, вы читали дома и сформулируйте тему нашего урока. (слайд 10) - Запишите её на рабочих листах. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? - Какие цели поставите перед собой? - Какую работу должны проделать на уроке, чтобы достичь целей? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, сравнивать, обобщать, оценивать поступки) | Формулируют тему, цели, сравнивают с образцом. Записывают тему. | 2 мин |
IV. Открытие нового знания. | - Продолжаем наше путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы группами. (слайд 11) 1-я группа – «литераторы», 2-я группа – «словесники», 3-я группа – «теоретики», 4-я группа – «исследователи». - Все вместе мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала, поразмышляем о героях сказа Павла Бажова. Работа в группах. Презентация результатов работы в группах. - А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить», т.е. ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище на улице было – Колдунков. И позже, когда писатель стал печатать свои произведения, он подписывался - Колдунков. - Обратите внимание на портрет. Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – так выглядит старый, мудрый сказочник Павел Петрович Бажов. - Слово предоставляется литераторам. (слайд 12) - Скажите, к какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово «сказ»? - Действительно, «сказ» и «сказка» - очень близкие слова. - Но есть между ними разница. Об этом нам расскажет группа теоретиков. (слайд 13) - Работу группы можно представить в виде таблицы.(слайд 14) - Сказ, с которым мы знакомимся, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка». - Послушаем, что нам расскажет о ней Гришаева Ксюша. (слайд 15) (оценивание ответа детьми) - Книга, о которой рассказывала Злата, представлена на нашей выставке «Чудный мир уральских сказок». Все желающие более подробно могут познакомиться с ней на перемене. - Многие слова, которые встречаются в сказе, нам не понятны. И сейчас группа словесников расскажет о их значении. (слайд 16) - Представьте, если бы эти слова стали звучать в современном значении, что бы изменилось? (язык погружает в атмосферу старины) (слайд 17) - Наше путешествие продолжается, и сейчас мы с вами окажемся в гостях у самой хозяйки медной горы. А экскурсоводами станут наши исследователи. (слайд 18) - Каждая группа потрудилась на славу, а теперь оцените свою работу в группе, а я оценю работу каждой группы. | Работают в группах: работают с текстом учебника, анализируют, делают выводы, сравнивают, обобщают, отвечают на вопросы. Презентуют результаты работы в группе. Выступают с сообщением. Оценивают ответ одноклассника. Оценивают работу в группе. | 28 мин |
V.Подведение итогов. Рефлексия. | (слайд 19) - Сегодня мы вместе побывали на Урале в гостях у хозяйки медной горы. Узнали, какие сокровища хранит в себе этот край, почему Бажов работал в жанре сказа, познакомились с героями. На следующем уроке мы продолжим говорить об этом произведении и обогатим наши знания. А сейчас предлагаю поделиться впечатлениями от путешествия с помощью рубрики «Незаконченное предложение» (слайд 20) - Продолжите предложения. Сегодня на уроке я понял, что… Особенно мне удалось… Урок заставил меня задуматься… | Подводят итоги работы. Определяют степень работы на уроке. | 3 мин |
VI.Домашнее задание | (слайд 21) - Выберите из предложенных заданий то, что для вас ближе. 1)Подготовить рассказ о Степане или Хозяйке. 2)Составить рассказ по иллюстрации. 3) Описать внешний вид сказителя. | Выбирают и записывают задание в дневник | 2 мин |
Сообщение об Урале.
Могуч и прекрасен горный Урал, хранящий в своих недрах неисчислимые богатства: и редкостные металлы, и мрамор, и малахит, и драгоценные камни (алмазы, изумруды, аметисты, аквамарины), золото и серебро. Прозрачны уральские озёра, стремительны реки. Леса богаты ягодой, птицей, водятся тут лоси, дикий козёл, медведи. Пейзаж сохраняет свою первозданную красоту и до наших дней.
Более двух столетий назад, в 18 веке, в этом горном крае положено было начало развитию русской металлургии – возникали первые медеплавильные заводы, открывались рудники, где трудились крепостные ещё рабочие, славные русские умельцы. Благодаря обилию на Урале драгоценных и полудрагоценных камней, развивалось мастерство камнерезов и ювелиров.
Сообщение о книге «Малахитова шкатулка»
Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор К. Молчанов – оперу «Каменный цветок». Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.
В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Малахит – камень, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.
Рабочий лист
Фамилия, имя____________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________
Литераторы
- Прочитайте статью учебника о Павле Петровиче Бажове стр. 65-66.
- Подготовьте связный рассказ по вопросам.
Вопросы:
- Где родился Павел Петрович Бажов?
- В какой книге он описал своё детство? О ком эта книга?
- Кем был Бажов, когда записывал устное народное творчество?
- В какое время писатель активно сотрудничает с газетами и журналами?
- Как читатели узнают сказы Павла Петровича Бажова?
- Почему Бажов работал в жанре сказа?
Мы работали над темой_________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________
Таким образом, ________________________________________________________
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы | ||
7. Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
Теоретики
- Прочитайте определения сказки и сказа (стр. 75).
- Заполните таблицу.
Сказка | Сказ |
1)Начинается с зачина.
2)нет зачина
3)нет образа рассказчика
4)есть образ рассказчика
5)волшебные герои или добрые или злые
6)нет деления на добро и зло
7)присутствуют волшебные заклинания
8)герои узнают о волшебной силе во время испытаний
9)события вымышленные
10)место действия реальное
Мы работали над темой_________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________
Таким образом, ________________________________________________________
Словесники
- Прочитайте задания рубрики «Обогащаем свою речь» стр. 68
- Заполните таблицу.
Оба в горе робили | |
И там протча, что подойдёт | |
Этот и вовсе изробленный | |
Девка небольшого росту, из себя ладная | |
Артуть-девка | |
Слово молвить | |
Виду не оказывает | |
Парню забедно стало | |
Я в горе роблю | |
На глазах таял | |
Молвил | |
Обзарился | |
Перст | |
Посмеяться ладил | |
Здоровьем хезнул | |
Хворал |
Работали на руднике, добывали малахит-камень. Прочие породы, которые встречались на руднике. Измученный, заболевший от непосильной работы. Невысокая красивая девушка.
Девушка подвижная, как ртуть. Сказать что-нибудь. Не показывает виду. Парню обидно стало. Я на руднике работаю. Худел, становился болезненным. Сказал, произнёс. Пожелал. Палец. Хотел посмеяться. Стал болеть. Болел.
Исследователи.
- Прочитайте вопросы.
- Подготовьте ответы на вопросы.
Вопросы:
1) Какая она – Хозяйка Медной горы?
2)Найдите в тексте и зачитайте, какой её увидел Степан.
3)Что сближает со сказочной царевной?
4)Почему рабочие избегали встречи С Хозяйкой?
5)Почему Малахитница выбрала Степана?
6)С каким наказом обратилась к Степану?
7)Как сложилась жизнь Степана после встречи с Хозяйкой?
8)Почему Степан счастья в жизни не имел?
Самым ярким образом сказа является Хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а ещё — покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет её необычайной красотой и свойством превращаться в ящерицу.
Это молодая красивая женщина, черноволосая, зеленоглазая.
Необыкновенная красота, её чудесные помощницы — ящерки, которые выполняют
все её распоряжения. Живёт она в подземном дворце, куда можно попасть, пройдя испытания.
Хозяйка Медной горы может наказать за жадность, за жестокое отношение к другим людям.
Он был честным, работящим парнем. Хозяйка Медной горы бережёт богатства Уральских гор, показывает их только тому, кто способен оценить красоту камня, кто никогда не будет тратить их попусту.
Ему сопутствовала удача в работе, нашёл малахитовую глыбу, получил вольную для себя и невесты, женился, дом собственный обустроил.
Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто её встречает, кому она оказывает своё покровительство, начинает новые поиски. Человек живёт трудом. Не смог Степан забыть Малахитницу, всё тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мёртвым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Урок по теме «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе...
П.Бажов. Сказы. Медной горы хозяйка. 5 класс
Презентация содержит материал для проведения урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка"...
Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»
Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»....
Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)
Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...
П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".
Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка»....
«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»
Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....