Урок по теме «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Жукас Оксана Дмитриевна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhov_p._mednoy_gory_khozyayka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Тема: «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»

Цели урока:

Дидактические: 

  • познакомить учащихся с  творчеством П.П. Бажова;
  • ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;
  • провести наблюдения над языком художественного произведения.

Развивающие: 

  • продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  • развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • на материале сказа показать стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.

        

Ход урока

Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворенным трудом…

Вне труда нет и человека

П.П.Бажов

1 Орг.момент.

2. Просмотр отрывка из м\фильма «Медной горы Хозяйка». (Мотивирование к учебной деятельности, актуализация ранее изученного). (2 мин.)

Учитель: Как вы думаете, о каком произведении мы будем говорить на уроке? Кто автор этого произведения? (О П.П.Бажове и его сказе «Медной горы Хозяйка)

Учитель: Вы правы, тема нашего урока(убрать магниты), запишите в тетрадях число, тему урока

3.Запись темы, постановка целей самими учащимися.

Учитель:  Вместе с вами мы отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя Павла Петровича Бажова. Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам: Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой – любая дорога легка. Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнем наш урок.

Учитель: Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем? (дети формулируют цели)

Учитель: Да, вы правы.  Сегодня на уроке познакомимся с  творчеством П.П.Бажова, с новым жанром – сказом, покажем его сходство и различие со сказкой, продолжим работу над выразительным чтением, посмотрим на материале сказа стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой.  Эпиграфом к уроку являются слова П.П.Бажова(учитель читает). Запишите эпиграф в тетради.

4. Прослушивание биографии П.П.Бажова в форме сказа.(заранее подготовленный ученик)

Учитель: Послушайте рассказ о писателе. П.П. Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова). А вы, ребята, слушайте и яркие страницы жизни писателя запоминайте.

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”. В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.

Учитель: Вы прослушали интересное выступление.  В чем необычность рассказа, который вы услышали? (обсудите в группах) (он построен в виде сказа)

Учитель: К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ?  (сказка).

Учитель: Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.

Учитель: Сформулируйте, как вы понимаете эти термины.

Учитель: Внимание на экран

. (проектор - Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

(Проектор - Сказ – это быль с элементами сказочного). Запишите определение в тетради

Учитель: Итак, в чем разница между сказкой и сказом? (В сказке вымысел, в сказе – быль)

Учитель: А что у них общего? (Есть элемент фантастики).

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову “сказ” (сказывать, сказительница, рассказывать).

5. - Понравились ли вам прочитанные сказы? Что удивило вас? Что показалось необычным?  

Учитель: Молодцы! Вы научились различать сказку и сказ. А сейчас у нас работа в группах, найти признаки сказа и озвучьте их. От группы выступает 1 ученик. (2 – 3 мин.) (работа над полным текстом).

Учитель: Давайте послушаем, что получилось.

Учитель:  Вы поработали, дайте отдохнуть своим глазкам, Внимание на экран

Гимнастика для глаз

6. Слушаем выразительное чтение наизусть отрывка (5-е классы).

Учитель:  Мы нашли признаки сказа, а сейчас давайте послушаем, как звучит сказ в исполнении учеников 5 класса. Но вы не просто слушаете, а замечаете, каким языком написан сказ.

- Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

- Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

- Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:

"Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть".

Сказала это и прищурилась:

- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались.

Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

- Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

7. Работаем над лексикой.

Учитель: Итак, вы прослушали отрывок из сказа. Чем язык сказа отличается от других произведений? (речь насыщена разговорными словами и оборотами, диалектными и устаревшими словами)

Учитель: У меня в руках маленькая малахитовая шкатулка со змейкой на крышечке. И в ней сегодня ни дорогие женские украшения, а драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные писателем из уст старых рабочих горных мастеровых людей. Слова эти необычные, сегодня не употребляемые и значения многих их них нам уже не понятны. Познакомимся с ними более подробно. Сказ разбит на части, каждая группа работает над своим фрагментом.

 - Найти и выписать непонятные, незнакомые слова и подобрать синонимы. Пятиклассники используют толковые словари.

Учитель:  Давайте прочтем, что вы выписали. (внимание на экран)

Разговорные и просторечные слова  из сказа

Синонимы из современного литературного языка

Парун чистый

Очень жаркий воздух

В горе робили

Работали в шахте

Протча там

Прочее, другое

Артуть – девка

Быстрая, подвижная

Стыдно обробеть

Пугаться, стесняться

Наигрыш вести

Притворяться

Земли незнатко

Земли не узнал

Время было - крепость

Было крепостное право

Всяко галились

Издевались, оскорбляли

Раз оплели

Провели, обманули

Вольную пиши

Документ, с которым крепостной отпускался на волю

Учитель: Вывод: Как будто в старину окунулись. Почему П.П.Бажов так много использует просторечных, разговорных слов?

8.Просмотр заранее подготовленных иллюстраций, обсуждение. (5 – 8 мин.)

 Учитель: Дома вы подготовили различные иллюстрации к сказу, посмотрите, какие красивые. Задание для групп: составить синквейн по сказу. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите. Тема любая

Учитель:  Вывод:  Вот такой красивый, необычный сказ.
Итак, ребята. Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.
Писатель любуется своими героями, потому что трудом таких людей держится государство, крепнет мощь русской земли.
Мы сегодня на уроке трудились, творили, сочиняли, как герои сказов Бажова. Не случайно в качестве эпиграфа мы взяли такие замечательные слова. ( Обращение к эпиграфу).

 Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежат листочки «Самооценка результатов обучения» заполните их. (2 мин.)

Самооценка результатов обучения

1. Насколько хорошо и плодотворно вы потрудились?

 2.Какие душевные качества воспитывают в нас сказы П.П. Бажова?

Учитель: “Если ты прочитаешь хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом”.

Очень хочется, чтобы книги Бажова оставили у вас, ребята, добрую память.

А домашнее задание творческое: (на листочках)

подобрать пословицы о труде, мастеровых людях;

Учитель: Закончить наш замечательный урок хочется словами уральского сказителя П.П.Бажова: «Работа, она штука долговечная, человек умрет, а дело его останется»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"

Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и  раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...

П.Бажов. Сказы. Медной горы хозяйка. 5 класс

Презентация содержит материал для проведения урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка"...

Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)

Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...

П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".

Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка»....

«П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка».

Урок по литературы в 5 классе, знакомство с понятием СКАЗ....

«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»

Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....