П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov_p.p._urok.docx | 25.67 КБ |
bazhov_biografiya_.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У жителей Урала есть сказания
О том, что у седых и старых гор
Хозяйка есть – чудесное создание
То девушка, то ящерок ковер…
И в малахитовой живет она светёлке
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звёзд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми её дары…
(Ольга Довгаль)
- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в данном стихотворении?
(о Хозяйке медной горы). А кто автор произведения «Медной горы Хозяйка»?
3. Постановка темы и целей урока.
- Какова тема нашего урока сегодня, как вы считаете?
П. П. Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка". (Запись темы в тетрадь).
Какие цели мы перед собой поставим?
Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и проанализировать с его сказ "Медной горы Хозяйка»; дать характеристику образа Степана; провести наблюдения над языком художественного произведения (словарная работа).
4. Работа над темой урока.
а) Сообщение о П.П. Бажове нам приготовила__________________
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в городе Сысерти в семье мастера металлургического завода (слайды 2-3).
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве (слайд 4).
Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии (слайд 5).
По окончании учёбы Павел Петрович году начинает работать учителем русского языка и литературы (слайд 6).
В течение 15 лет Бажов во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (слайд 7).
В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. Позже Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», за которую в 1943 году получил Государственную премия СССР. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана» (слайд 8).
Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира (слайд 9).
Скончался Павел Петрович Бажов в декабре 1950 года в Москве, похоронен в Екатеринбурге (слайд 10).
б) Сборник «Малахитовая шкатулка»
Сказ, о котором пойдёт речь сегодня на уроке, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка». Послушаем, что нам расскажет о ней __________________________
(Почему сборник сказов получил такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.
Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия в 1943 г. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор Сергей Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор Кирилл Молчанов – оперу «Каменный цветок».
Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.)
в) Работа по сказу “Медной горы Хозяйка”.
В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Как выглядит этот горный минерал?
Расскажет нам о малахите _______________________
(Малахит – это камень (изображение на экран слайды № 12-15) насыщенного зеленого цвета различных оттенков с темными прожилками красивого рисунка. Он известен с глубокой древности. Малахит – полудрагоценный камень. Из него делают различные украшения, дорогие предметы обихода – вазы, чаши. Уникальные изделия из малахита выставлены в Петербурге в Эрмитаже и в других музеях мира. А добывают этот камень на Урале. Урал – колыбель русской металлургии: ещё при Петре1 возникли здесь первые заводы и рудники.
И события, о которых мы будем с вами говорить, разворачивались на Урале. (слайд 16))
г) Работа с текстом.
Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка». Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем начало сказа стр. _____ (Речь насыщена разговорными словами и оборотами).
- Ребята, в сказе вы встретили много слов и выражений, значение которых вам пока незнакомо. Дома вы должны были выписать незнакомые слова и найти им определение. Перед вами раздаточный материал, на случай если вы не все определения нашли самостоятельно. Дома запишете в тетрадь слова, которых у вас нет. А сейчас этот материал будет вам подспорьем.
- Кто герои этого произведения? (Степан, Хозяйка, Настенька, приказчик, смотритель, ящерицы).
- К каким мастерам принадлежат наши герои? (Они добывают малахит).
- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?” (Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу).
д) Судьба мастера Степана
Но вот появляется Хозяйка. Какой её видит Степан?
- Что необычного было в облике Хозяйки?
- Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать?
Как он объясняет, что не боится малахитницу? («Кого мне бояться, коли я в горе роблю?», стр. ___)
Прочитайте её описание (с. 66–67) Со слов “Глядит… весело, видно, ей.
Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание. Расскажите это испытание.
(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)
Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был – гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать – тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать»).
- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?
Чем закончилось это событие? (Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое).
И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.
- Прочитаем этот эпизод стр. ____________
Со слов “И видно__________комнату…до слов невесты бывает.
- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)
- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)
- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)
Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? («Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку». Подарила шкатулку, помогла получить вольную).
- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?
- Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства.
Хозяйке нравится, что у него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно
И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.
- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)
- Как сложилась судьба Степана? (Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел»).
Почему сказ закончился печально? (В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю)
Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.
Как вы считаете, кто такая Хозяйка Медной горы, что это за образ?
(Хранительницы недр и богатств Урала, она - воплощение красоты самой уральской природы)
Что в сказе реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса).
Ребята, какому слову близко по по звучанию и содержанию слово сказ? На следующем уроке мы с вами подробно рассмотрим в чём отличие сказа от сказки.
- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?
(Резервное задание: тест по сказу в тетради)
5. Обобщение.
Итак, ребята, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.
Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, крепнет мощь русской земли.
6. Рефлексия. А теперь мне хотелось бы узнать, всё ли вам понятно было на уроке? Какие остались вопросы?
7. Д/З: 1) Подготовить пересказ эпизода «Степан в гостях у хозяйки» ( ч. 1)
2) Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в г. Сысерти
Дом Бажовых, г. Сысерть С родителями Августой Стефановной и Петром Васильевичем Бажовыми Родился Бажов в семье мастера металлургического завода.
Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии П.П. Бажов учился в Екатеринбургском д уховном училище затем в Пермской духовной семинарии
В течение 15 лет Б ажов во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов.
В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. Позже Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», за которую в 1943 году получил Государственную премия СССР. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г.
Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
Малахит
Где разворачивались события? На Урале, где добывают руды и драгоценные камни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"
План урока1.Жизнь и творчество П.П.Бажова.2.Урал – сокровищница России.3.Малахит – уральский камень.4.Произведение П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».5.Сравнительно – сопоставительный анализ сказк...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"
Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....
Урок по теме «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
П.П. Бажов. Слово о писате¬ле. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки медной горы.
П.П. Бажов....
: П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка».
Презентация на тему Образ Хозяйки Медной горы" 5 класс...