«Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Иванова Надежда Анатольевна1

На уроке учащиеся знакомятся с неизвестным им рассказом В. П. Астафьева «Белогрудка". 

Смысловое чтение помогает формировать навык обучающихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки; закрепить умения обучающихся по работе над глубоким анализом произведения.

Материалы урока прививают детям чувство ответственности, сострадания, гуманного отношения к животным (растениям), любвь к окружающей природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ya_povedayu_vam_svoyu_bol.docx672.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Иванова Надежда Анатольевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература (внеклассное чтение)

Класс: 6 класс

Тема: «Я поведаю вам свою боль…»  (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Метапредметная связь: знакомство и краткая характеристика хищного млекопитающего-куницы (окружающий мир)

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая

- познакомить обучающихся с рассказом В. П. Астафьева «Белогрудка»

- формировать навык обучающихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить умения обучающихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным (растениям),

- любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Планируемые результаты:

     Познавательные УУД:

     1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

     2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

      Коммуникативные УУД:

      1)формируем умение слушать и понимать других; работать в группе;

      2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

      3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

      Регулятивные УУД:

      1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

      2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

      3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      Личностные УУД:

      1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

      2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

     3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения, проходившая в 3 этапа.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою рассказа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст, задания для групп)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

На перемене перед уроком включить аудиокассету с голосами птиц.

Приветствие учителя.

– Что Вы услышали на перемене? (Голоса птиц)

Да, такое разноголосое пение слышит человек, находясь в лесу.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие

Вводная беседа

- Ребята, я приглашаю вас на прогулку по лесу. Представьте, что вы идёте по лесной дорожке. Ой, случилась неприятность, я упала, ударила коленку. Скажите, что я чувствую?

- Правильно. А как мы назовем эту боль?

- А какая еще бывает боль?

- Что вы понимаете под «душевной болью»? Что является причиной такой боли? Что отличает ее от физической?

- Ребята, вы можете предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока: «Я поведаю вам свою боль…»  (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

 Запись темы урока на доске

- Боль. Вам больно.

- Физическая боль.

- Душевная боль.

- Душевная боль – боль, которую испытывает человек от одиночества, тоски по о чем-то или о ком-то, от разлуки…

Физическая боль проходит, а раны от душевной боли залечить очень трудно.

О какой-то (чьей-то) боли

А можно ли рассказать или прочитать о боли?

- Да, о боли можно поведать. И мы сегодня познакомимся с рассказом Астафьева, на уроке, тема которого так и звучит. «Я поведаю вам свою боль…».

Запись темы урока в тетрадях

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

2) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Изучение нового материала

Вместе с детьми определяет цель урока

- Сегодня мы с вами, ребята, продолжим знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Мы уже говорили, что он писал о сибирской природе, судьбах людей.

 Мы будем читать рассказ «Белогрудка».

Как вы думаете о ком он?

Помогают в определении цели урока

высказывают свои предположения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Работа  с текстом

(Чтение с остановками)

- Приступим к чтению рассказа и узнаем, кто является героем рассказа:

1. Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

Работа в текстом:

- Как можно озаглавить данный фрагмент?

Кто-нибудь знает, что это за зверь - куница?

img4

- А теперь посмотрите на слайд. Вы видите изображения животных. О ком из них пойдёт речь? Где наша героиня? Найдите её на фото.

- Наша героиня особенная. Это белогрудая куница. (Следующий слайд с подписью названий животных).

Следят по тексту в своих индивидуальных листах, на экране

Куница — хищное млекопитающее с удлинённым гибким телом, короткими лапками и острой мордочкой. На территории России обитает 17 их видов, большинство из которых населяет леса. Этот зверек — неутомимый охотник на полевок, мышей, белок и бурундуков и большой любитель меда и личинок земляных ос и шмелей. Большую часть её рациона составляет растительная пища — разнообразные лесные ягоды. Как истинный лесной житель, куница великолепно лазает по деревьям, а в погоне за белками лихо перелетает с ветки на ветку и даже с дерева на дерево. Она ростом с кошку, маленькая по размерам, но шутить с ней не стоит. Безобидный зверёк может быть очень опасен.

- На картинке № 3- куница.

C:\Users\user\Desktop\Рисунок1.png

1-суслик

2-хорёк

3-куница

4-горностай

- Что расскажет автор читателям о Белогрудке? Выскажете свои предположения.

- Наша героиня – хищник, она сторонится людей, и запахи деревни для неё противные.

- Подтвердите примерами из текста, что Белогрудка была осторожная и скрытная.

- Наносила ли она вред человеку?

Для более близкого знакомства с героиней рассказа я предлагаю продолжить чтение (отрывок 2)

2. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

-  Как можно озаглавить отрывок?

- Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью? Докажите ваше мнение с опорой на текст.

- А почему героиня не почувствовала рядом присутствие людей?

- Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

- А как мы можем озаглавить одним словом или словосочетанием этот эпизод?

Продолжим знакомство с текстом и узнаем, какое из наших предположений окажется верным.

3. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

 Гнездо было пустое…

- Что могло случиться в отсутствие матери?

Продолжим чтение нашего рассказа.

4. Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

- Как назовем этот отрывок?

- Что произошло с детёнышами куницы?

Поспешим найти ответы на наши вопросы в тексте.

Найдите в этом отрывке слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

– В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?

Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке – тире.

Заботливая мать > пропажа детёнышей > слежка (карточку на доску)

- Как бы вы назвали этот фрагмент текста?

- Предположите, что с котятами произошло в доме мальчишек?

Есть ли у котят шансы на спасение?

- Давайте проверим, верны ли ваши предположения? Продолжим чтение текста.

5. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

- Что в эпизоде самое страшное?

- Что вас поразило?

- Как вы думаете, ребята, зачем автор использует в своем произведении такие жестокие сцены? Какова роль этого эпизода в рассказе?

-Давайте озаглавим этот фрагмент.

Карточки на доске:

Заботливая мать → пропажа кунят → слежка  → смерть детеныша

- Что почувствовала Белогрудка?

- Предположите, что будет дальше?

Продолжим чтение текста. Фрагмент № 6.

6. В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

- Как вы поняли, Вереино и Зуяты – соседние деревни. Между ними на косогоре и жила Белогрудка.

- Встретилась ли слова в отрывке сложные, непонятные? (Заплот (сиб.)- забор, деревянная сплошная ограда).

- Как бы вы озаглавили эту часть?

Карточки на доске:

Заботливая мать → пропажа птенцов → слежка  → смерть детеныша → месть

- А кто виноват в том, что произошло?

- Почему мальчик не отнёс кунят обратно в гнездо?

- Достоин ли осуждения поступок мальчика?

- Что теперь вынуждены делать люди?

- Давайте продолжим чтение текста.

7. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

После этих слов – тишина в классе.

- Что вы чувствуете? Что поразило в этом отрывке?

- Как мы можем его озаглавить?

Запись на доске:

Заботливая мать → пропажа птенцов → слежка  → смерть детеныша → месть → смерть Белогрудки

8. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

- Как изменилась жизнь людей в посёлках после гибели Белогрудки?

- А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

- К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев В заключительной части рассказа?

- Давайте озаглавим этот фрагмент.

Запись на доске:

Заботливая мать → пропажа птенцов → слежка  → смерть детеныша → месть → смерть Белогрудки → память

- Только ли о Белогрудке этот рассказ?

- Можно ли назвать финал рассказа трагическим? Осознали ли люди свою вину?

-  О ее жизни в лесу.

- О знакомстве с другими зверюшками.

-  О том, как она хоронилась от людей.

Ответы учеников.

Варианты названий.

Ответы детей:

    - «грела телом, облизывала до блеска»;

    - «стала добывать для них еду»;

    - «старательная мать».

    - она была замечательной, любящей, настоящей матерью, завидев людей, она решила увести их от гнезда.

- Слишком была увлечена заботой о своём потомстве.

Ответы детей:

    -  Люди посмотрели на лес и ушли.

    -  Мальчишки были злыми и никого не слушались. Они забрали детенышей из гнезда.

    -  Ночью начался ураган, и котята погибли.

    -  Куница не вернулась, и котята погибли от голода.

    -  Нет, котята не погибли, ребята им помогли.

Заботливая мать (вывешивается карточка на доску)

Ответы детей:

    -  Кто-то унес котят, хотя делать этого было нельзя.

    -  Ребятишки унесли в школьный живой уголок.

    -  Ребятам маленькие котята понравились, и они унесли их домой.

Заботливая мать  → пропажа детёнышей куницы (карточка вывешивается  на доску)

Ответы детей:

     - «выронила добычу»;

     - «метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх»;

     - «если бы умела кричать – закричала бы»:

     - «обследовала все по порядку»;

     - «обнаружила следы»;

     - «выследила, что унесли»;

      - «ночью нашла дом»;

      - «металась возле крыши, с крыши на забор, с забора на крышу».

      -  Белогрудка переживала за судьбу пропавших котят, долго искала их и по запаху нашла.

Ответы детей:

«Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы».

- Слежка.

Ответы детей:

      -  Мальчишки разорили жилище куницы, унесли их, по глупости, из естественной среды обитания, а малышам нужна мама.

      -  Ребята не знают, чем питаются куницы, какой у них корм. Котята умрут.

      -   Они даже не знают, чем куницы болеют.

      -  У котят нет шансов на спасение. Дети все сделали из шалости, но обрекли котят на смерть.

        

Собака съела детеныша на глазах у матери.

Астафьев показывает, какими порой жестокими и бессердечными бывают люди по отношению к природе.

Именно этот эпизод, по замыслу автора, максимально эмоционально важен для читателя. Это кульминация текста, за ней последует развязка.

- Смерть детеныша.

Ответы детей:

      -  Родилась ненависть к людям, ко всем без исключения.

      -  Люди убили, «скормили псу» ее котенка.

      -  Ей нечего здесь больше делать, она уйдет из этого леса.

      -  Она будет теперь мстить людям.

 -  Месть.

Ответы детей:

 - Он жесток, бездушен. Он не подумал о последствиях.

-  Нужно ставить капканы, потому что своих кур, утят жаль.

 -  Поймали бы, убили бы. Если кто-то совершил плохой поступок, то остальные-то не виноваты.

Детям жаль куницу, ее детенышей, они осуждают поведение людей.

- Смерть Белогрудки

- Память

Ответы детей:

        -  Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к природе

Ответы детей:

- Нет. Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

        -  Люди все-таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.

Работа в группах

- Я прошу каждый ряд объединиться в группы, собраться за первой партой.

- Задание будет следующее. Всем группам необходимо ответить на вопросы, которые представлены на карточках, но для этого вам нужно «вжиться  в образ ваших героев». Вы должны ответить на вопросы от лица героев, необходимо почувствовать их эмоции, мысли, переживания, опираясь на прослушанный текст. Первая группа представляет  деревенских мальчишек.

Вторая группа – образы взрослых людей, родителей, охотника.

Третья – куница Белогрудка.

Вопросы для групп:

Деревенским мальчишкам

  1. Зачем вы забрали котят из гнезда?
  2.  Почему нужно было вернуть детёнышей в лес?

Взрослым

  1. Зачем охотник выпустил куницу на волю после её разбойных нападений?
  2. Почему Вы, взрослые, и до сих пор строго наказываете ребятам не трогать детёнышей зверушек и птиц?

Белогрудке:

  1. Зачем ты  пришла в село после пропажи детёнышей?
  2. Почему ты мстила людям?

- Сейчас вы эти вопросы обсуждаете в группе, что-то записываете, позже у доски представите свои ответы на данные вопросы. У вас 2 минуты. Приступайте к работе.

- Спасибо за работу. У меня для вам новое задание.

Каждой группе я выдаю лист, в центре которого записаны ваши герои. Именно на него вы наклеите ваши высказывания. Мы в начале урока начали говорить о боли физической и душевной. Запишите на листочках, какую боль испытали  герои. Через что это выразилось? Какие чувства у ваших героев вызвала эта боль? Свои мысли запишите на стикерах, приклейте на ватман.

-Каждой группе нужно представить и озвучить записанные фразы и предложения (полученный результат).

Я бы хотела вам прочитать отрывок из стихотворения русского поэта Николая Доризо, который подходит к нашему рассказу:

Очеловечиваем боль,

Мол, только боль людская плачет…

Я понял, что такое значит

Нечеловеческая боль.

- Итак, что необдуманный и жестокий поступок детей привёл к большой беде для всех. Ясно, нечеловеческую, глубокую душевную боль почувствовали все герои. Об этом нам поведал Виктор Петрович Астафьев.

Вопросы-ответы от групп.

Обсуждение вопросов по группам.

Ответы ребят.

Записи ребят.

Шестиклассники читают свои записи, комментируют высказывания, опираясь на текст.

1. ) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

Рефлексия

- Ребята, закончите предложения, анализируя сегодняшний урок.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Подведение итогов занятия

Домашнее задание

Дети оценивают свою работу на уроке

- А  теперь оцените свою работу на уроке, сделав отметки в таблице, в ваших рабочих листах.

Наш урок является завершающим в изучении творчества Виктора Астафьева. Благодарю всех вас за работу. А итоговая отметка за урок будет выставлена после выполнения домашнего задания.

1. Подготовить иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка» на «3»

2. Написать отзыв о прочитанном рассказе В.Астафьева на «4»

3. Написать письмо мальчишкам  от лица Белогрудки на «5»

- Я хочу вам всем пожелать, чтобы в вашей жизни бед было мало, и не было бы в ней места боли физической и душевной.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

1. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

___________________________________________________________________________

2. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

___________________________________________________________________________

3. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

 Гнездо было пустое.

_________________________________________________________________________

4. Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

5. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

6. В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

_________________________________________________________________________

7. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

___________________________________________________________________________

8. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Маршрутный лист

Ф. И. _____________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена):_____________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом (озаглавить части текста)

1._______________________________________________________________________2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________4._______________________________________________________________________5._______________________________________________________________________6._______________________________________________________________________7._______________________________________________________________________8._______________________________________________________________________


Работа в группах

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ В.П. Астафьева "Белогрудка" - урок доброты.

Урок по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка"...

Презентация "Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка"

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" позволила мне провести открытый урок на районном семинаре. Отзывы были хорошие. Понравился подобранный материал. Презента...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Урок внеклассного чтения по рассказу В,П.Астафьева "Белогрудка"

цель урока: привлечь внимание к авторскому слову; вырабатывать умения работы с деталью; прививать учащимся бережное отношение к природе; познакомить учащихся с произведениями о животных. На уроке испо...

Урок по литературе в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»

Знакомство с творчеством В. Астафьева, совершенствование умения анализировать произведение...