Урок литературы в 8 классе "Песни и стихи о Великой Отечественной войне".
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Осипова Наталия Александровна
Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней».

Цель урока: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными   переживаниями лирического героя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

ФИО участника: Осипова Наталия Александровна

Место работы: ГБОУ школа № 690 Невского района Санкт-Петербурга

Используемый УМК: УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева

Учебный предмет: литература

Класс: 8 класс

Номинация: лучший урок литературы

Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней».

Тип: урок освоения новых знаний

Цель урока: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными   переживаниями лирического героя. 

Планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты:

Ученик научится:

Осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Работать в группе и в паре. (Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра).

Ученик получит возможность научиться:

Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Выразительно читать произведения, соблюдая соответствующую интонацию.

Рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Приветствует учеников

Актуализация к деятельности

Просит посмотреть отрывок из фильма

Задает вопросы:

 - «Как мы можем озаглавить данный отрывок? Какое название имеет фильм?

Как вы думаете, почему?»

После ответов учитель включает слайд №1 и просит учеников прочитать.

Учитель подводит учеников к теме урока.

«Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке литературы?

С какой целью проводится данный урок?

Назовите цели и задачи урока.

Проверим, все ли мы назвали.

Слайд №2 (цели и задачи)

Откроем учебники на стр. 175, в тетради запишем число и тему урока.

Слово учителя: 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со дня победы советского народа в Великой отечественной войне

Слайд №3

Ставит проблемный вопрос, просит ответить на него в конце урока, сделав соответствующие выводы.                      

Организация познавательной деятельности

 

Слово учителя: - «В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Просит провести самопроверку д.з в рабочих тетрадях на печатной основе. Спрашивает на отметку 1 ученика.

Комментарий учителя к заданию А2: «Уже на 3 день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева – Кумача «Священная война».

Слайд 4

Слайд 5

Просит подготовленных учеников выразительно прочитать стихотворение «Враги сожгли родную хату…»в учебнике  на стр. 178 – 179.

Какие чувства выразил Михаил Васильевич в стихотворении «Враги сожгли родную хату…»?

А какие чувства вызывает известное многим стихотворение «Катюша»?

 Давайте вместе вспомним эту песню.

Просит учеников ответить самостоятельно на вопросы А9-А15, организует взаимопроверку.

Просит ребят прочитать статью в учебнике стр. 184-187 Что нового вы узнали о знакомой песне?

Комментирует учитель: «Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше-медицинской сестре.»

Слайд № 6

Организует работу в группе

Просит выразительно прочитать «Песенка о пехоте», прослушать песни и ответить на вопросы (стр.187-размышляем о прочитанном) в группах. Комментирует: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

Просит выразительно прочитать «Соловьи» Алексея Фатьянова.

Слушает ответы

Возвращается к проблемному вопросу.

Война - страшное, жестокое время. До песен ли в такое тяжкое время?

Слайд 7

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет-памятники истории, овеянные романтикой.

                                         Рефлексия деятельности

Просит ребят заполнить индивидуальную карточку, в которой нудно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3 направлениям.

Объясняет домашнее задание -Приближается 75 годовщина Великой Победы. Попрошу вас дома создать открытки, в которых бы отразилось огромное уважение к людям, благодаря которым закончилась Великая Отечественная война. Выполнить оставшиеся задания в рабочей тетради на стр. 55-58.

Выставляет отметки за урок.

Ребята садятся.

Смотрят фрагмент из к/ф «Брестская крепость».

Отвечают на вопросы учителя. (включаются в активную интеллектуальную деятельность) Читают текст на слайде:

 22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Первыми приняли на себя удар пограничники и бойцы частей прикрытия. Они не только оборонялись, но и переходили в контратаки. Целый месяц в тылу у немцев сражался гарнизон Брестской крепости. Даже после того, как противнику удалось овладеть крепостью, отдельные её защитники продолжали сопротивление. Последний из них был схвачен немцами летом 1942 года.

Называют тему урока и самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить, узнать, научиться».

 Читают на слайде №2 цели и задачи урока. Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными   переживаниями лирического героя.

Задачи:

- познакомить учащихся с песенным творчеством поэтов; повысить историческую грамотность.

- развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения, расширять кругозор учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к поэтическому творчеству.

Записывают число и тему урока.

Читают проблемный вопрос на 3 слайде:

Война - страшное, жестокое время. До песен ли в такое тяжкое время?

Проводят самопроверку.

Открывают рабочую тетрадь на стр. 55, отвечают на вопрос А1,2,3   Задание А1 проверяют по толковому словарю.

Читают слайд №4 Поэты и писатели были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений.

Читают слайд №5

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Выразительно читают стихотворение «Враги сожгли родную хату…»

Отвечают на вопросы учителя

Поют песню «Катюша».

Отвечают на вопросы А9-А15, меняются тетрадями, проверяют, проговаривая правильные ответы.

Читают статью, узнают новую информацию, делают выводы, отвечая на вопрос учителя

Читают слайд№6. Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Работа в группе:

Выразительно читают «Песенка о пехоте»

Слушают песню Б.Окуджавы «Белорусский вокзал».

Слушают песню «Дороги».

Выразительно читают «Соловьи»

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Ученики делают выводы, отвечая на проблемный вопрос.

Записывают в тетрадь вывод урока

Заполняют карточку:

Урок

1интересно

2 скучно

3 безразлично

Я на уроке

1 работал

2 отдыхал

3 помогал другим

Итог

1 понял материал

2 узнал больше

3 не понял

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе  поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и  краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану"....

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Данный материал содержит разработку урока литературы в 6 классе на тему "Поэты о Великой Отечественной войне". Охватывается творчество К.Симонова, Д.Самойлова, А Суркова. Материал включает стихи ...

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Материал содержит разработку урока по литературе в 6 классе при изучении темы "Поэты о Великой Отечественной войне"...

Конспект урока литературы в 5 классе "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Разработка урока литературе в 5 классе не тему "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны". Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста". Дан анализ стихотворения. Испо...

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....