Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания»
методическая разработка по литературе (10 класс)
Элективный курс по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_literature_dlya_10_klassa.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по литературе для 10 класса
«Сочинение. Основные правила написания»
Иванова Раиса Викторовна
учитель русского языка и литературы
Сургут, 2018
1. Пояснительная записка
Элективный курс «Сочинение. Основные правила написания» предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часов.
Несмотря на то, что обучение написанию сочинений начинается с начальной школы, практика показывает, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности обучающихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает школьника к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном сочинении.
Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения и подобранные к ним задания.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Задачи курса:
-способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции обучающихся;
-сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения - рассуждения;
-совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
-уметь создавать собственный текст определённой модели.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков творческого письма, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
– виды вступлений и заключений;
– основные особенности сочинения по литературе;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
В результате изучения курса должен уметь:
-интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
-последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
-создавать свой текст определённой модели;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
-владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
Содержание программы
1.Введение. (1ч.)
Многообразие форм сочинений. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
2. Анализ формулировки темы. (1ч.)
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.
3. Работа с формулировкой темы. (1ч.)
Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
4. Работа над понятиями «тема-цитата», «тема-афоризм». (2ч.)
Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
5. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. (1ч.)
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
6. Композиция сочинения. (2ч.)
Композиция сочинения с учётом различия родов и жанров, используемых для аргументации произведений. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
7. Написание вступления к сочинению. (3ч.)
Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа.
8. Написание заключения к сочинению. (3ч.)
Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа.
9. Главная часть сочинения: аргументация. (3ч.)
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении. Анализ аргументации в школьных сочинениях. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам учебного года.
10. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. (2ч.)
Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Творческая работа.
11. Соразмерность частей сочинения. (2ч.)
Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность.
12. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. (2ч.)
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.
13. Речевые ошибки в сочинении. (2ч.)
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
14. Логические ошибки в сочинении. (2ч.)
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
15. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. (2ч.)
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
16. Изобразительные возможности лексики. (2ч.)
Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
17. Выбор стиля. Оригинальность. (2ч.)
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
18. Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»? (1ч.)
Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?
19. Советы пишущему сочинение. (1ч.)
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.
Тематическое планирование
№ п/п | Название | Всего часов | Из них | |
Лекция | Практика | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Анализ формулировки темы. | 1 | 1 | |
3. | Работа с формулировкой темы. | 1 | 1 | |
4. | Работа над понятиями «тема-цитата», «тема-афоризм». | 2 | 1 | 1 |
5. | Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. | 1 | 1 | |
6. | Композиция сочинения. | 2 | 1 | 1 |
7. | Написание вступления к сочинению. | 3 | 1 | 2 |
8. | Написание заключения к сочинению. | 3 | 1 | 2 |
9. | Главная часть сочинения: аргументация. | 3 | 1 | 2 |
10. | Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. | 2 | 1 | 1 |
11. | Соразмерность частей сочинения. | 2 | 1 | 1 |
12. | Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. | 2 | 1 | 1 |
13. | Речевые ошибки в сочинении. | 2 | 1 | 1 |
14. | Логические ошибки в сочинении. | 2 | 1 | 1 |
15. | Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. | 2 | 1 | 1 |
16. | Изобразительные возможности лексики. | 2 | 1 | 1 |
17. | Выбор стиля. Оригинальность. | 2 | 1 | 1 |
18. | Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»? | 1 | 1 | |
19. | Советы пишущему сочинение. | 1 | 1 | |
20. | Итого | 35 | 16 | 19 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт |
1. | Введение в курс. | 1 | ||
2. | Анализ формулировки темы. | 1 | ||
3. | Ключевые слова темы. | 1 | ||
4. | Средства художественной выразительности в теме-цитате. | 1 | ||
5. | Анализ проблематики тем-афоризмов. | 1 | ||
6. | Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. | 1 | ||
7. | Композиция сочинения. | 1 | ||
8. | Примеры сочинений с разной композицией | 1 | ||
9. | Виды вступлений. | 1 | ||
10. | Анализ образцовых вступлений. | 1 | ||
11. | Практическая работа. Написание вступлений разных видов. | 1 | ||
12. | Виды заключений. | 1 | ||
13. | Анализ образцовых заключений. | 1 | ||
14. | Практическая работа. Написание заключений разных видов. | 1 | ||
15. | Главная часть сочинения. Формулировка аргументов. | 1 | ||
16. | Виды и структура аргументов в сочинении. | 1 | ||
17. | Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам учебного года. | 1 | ||
18. | Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. | 1 | ||
19. | Творческая работа с использованием способов включения иллюстративного материала. | 1 | ||
20. | Соответствие сочинения критериям оценки. | 1 | ||
21. | Работа над абзацным членением текста. | 1 | ||
22. | Грамматические ошибки и их виды. | 1 | ||
23. | Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. | 1 | ||
24. | Речевые ошибки и их виды. | 1 | ||
25. | Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. | 1 | ||
26. | Логические ошибки и их виды. | 1 | ||
27. | Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. | 1 | ||
28. | Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. | 1 | ||
29. | Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. | 1 | ||
30. | Основные термины лексикологии. | 1 | ||
31. | Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. | 1 | ||
32. | Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. | 1 | ||
33. | Творческая работа по выработке индивидуального стиля. | 1 | ||
34. | Что значит «соответствие теме»? | 1 | ||
35. | Разработка подробного алгоритма написания сочинения. | 1 |
Литература
1.“Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2015.
2. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2016.
3. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2007, № 9,12.
4.Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016, 2017: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2016,2017.
5. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2015.
6. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айриспресс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...
Программа элективного курса по литературе 11 класс
Программа элективного курса по литературе в 11 классе 34 часа (1 час /неделю)...
Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Экономика и право"
Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года ....
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....
Программа элективного курса по литературе 11 класс
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена на основе:· Фундаментального ядра содержания общего образования ...
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс...
Рабочая программа элективного курса по литературе 9 класс
Рабочая программа элективного курса по литературе 9 класс...