Cтихи Светланы Кековой
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)
Каждый день мой путь от школы до дома пролегает по тропинке, которая проложена через строящийся храм Тихвинской Божией Матери. Вот уже на протяжении восьми лет в селе идёт строительство храма, который был разрушен в 1934 году. Разные люди с разными судьбами занимаются строительством церкви – это и известные во всей Тамбовской области, а также простые жители нашего села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kekova.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с.Вишневое
Староюрьевского района Тамбовской области
Автор: Скоробогатова Т. Н.,
учитель русского языка и литературы,
Вишневое
Содержание
- Введение-----------------------------------------------------------3-4
- Основная часть
- Библейские мотивы в русской литературе --------5-6
- Время – философская категория ----------------------7-9
- Цветные стихи Светланы Кековой-------------------10-12
- Люди и ангелы---------------------------------------------13-15
- Заключение --------------------------------------------------------16
- Информационные источники-----------------------------------17
…Поэзия есть Бог в святых мечтах земли.
Василий Жуковский
Введение
Каждый день мой путь от школы до дома пролегает по тропинке, которая проложена через строящийся храм Тихвинской Божией Матери. Вот уже на протяжении восьми лет в селе идёт строительство храма, который был разрушен в 1934 году. Разные люди с разными судьбами занимаются строительством церкви – это и известные во всей Тамбовской области, а также простые жители нашего села.
Меня заинтересовал один вопрос, почему они это делают. Ответ напрашивается сам собой: люди прошли большой тернистый путь от безверия к вере, и теперь, чтобы исправить свои ошибки, они занимаются благим делом – возведением храмов.
На сегодняшний день в работе есть большие сдвиги. Возведены стены будущего храма, поставлены купола, конечно, до полного окончания работ ещё далеко, но люди верят в то, что настанет время, когда широко распахнутые церковные двери встретят своих первых прихожан.
В кинофильме известного кинорежиссёра «Берегись автомобиля» я услышала одну интересную мысль, которая и послужила сигналом к созданию данной исследовательской работы. Главный герой, встречаясь со священнослужителем, спрашивает у него, верит ли тот в Бога. Священник ответил очень хитро, он сказал: «Все люди верят: одни в то, что Он есть, другие в то, что Его нет».
Актуальность: тема божественных мотивов в современной поэзии, на мой взгляд, актуальна на сегодняшний день, так как за последние несколько десятилетий у людей возрастает интерес к духовности, становится очевидным тот факт, что человек просто не может обойтись без веры. Все преобразования, которые происходят в обществе не могут не найти отражения в произведениях художественной литературы. Во все времена число литературных произведений, содержащих размышления о Библии, ее образы и мотивы, чрезвычайно велико, даже перечислить их вряд ли возможно, но и в современной литературе не угасает, а с новой силой возрастает интерес к Библейским мотивам.
Целью моего исследования стало: выявление божественных мотивов в поэзии Светланы Кековой.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. познакомиться с поэзией Светланы Кековой;
2. выяснить, каким образом взаимодействуют между собой такое
философское понятие, как время и божественные мотивы;
3.рассмотреть образ цвета и звука в контексте с божественными мотивами;
4. рассмотреть образ ангелов как светлых, так и тёмных.
В ходе работы над исследованием я выдвинула гипотезу: если во все времена существования литературы все писатели и поэты обращались в своём творчестве к божественным мотивам, то и в поэзии 21 века возможно обращение к данной тематике современных авторов.
Объект исследования: стихи Светланы Кековой.
Предмет исследования: божественные мотивы в поэзии.
Методы исследования, использованные в исследовательской работе:
- эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование;
- теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод,
Методы обработки материалов исследования:
- таблицы
- диаграммы
- словесное описание.
Практическая значимость: такая работа формирует интерес не только к современной поэзии вообще, но к поэзии Светланы Кековой в частности.
Глава 1. Библейские мотивы в русской литературе
Вся русская литературная классика от древности до современности связана с божественными мотивами, опирается на истины и заветы Библии, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды. Эта связь не всегда очевидна, но открывается в пристальном, отзывчивом чтении и вносит как бы новое измерение в «художественную вселенную», созидаемую словесным искусством.
Число литературных произведений, содержащих размышления о Библии, ее образы и мотивы, чрезвычайно велико, даже перечислить их вряд ли возможно. Идея творящего слова пронизывает всю Библию — от Первой книги Моисеевой до Откровения Иоанна Богослова. Она торжественно и мощно выражена в Евангелии от Иоанна:
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Именно в XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры. Если бы попытаться только перечислить названия стихотворений, поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести лет были посвящены библейской проблематике, то подобное перечисление заняло бы очень большое время, даже без характеристики и цитат. Библия оказалась той великой неисчерпаемой книгой, которая содержит все вопросы, тревожащие человечество, и ответы на них, и потому остается актуальной во все времена, ее страницы волнуют людей и сегодня.
Чаще библейские сюжеты входят в художественные произведения в своем оригинальном виде, либо в виде некой скрытой идеи. Причины этого могут быть разные. Иногда изменение сюжета служит тому, чтобы подчеркнуть авторскую идею. В других случаях библейский сюжет является лишь интересным мотивом.
Русская литература особенно богата христианскими мотивами, без них она немыслима, в ней они прослеживаются яснее, чем в литературе других народов. Библейские мотивы отчетливо выделяются в творчестве многих русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского Толстого, Тургенева, Чехова, Лескова. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.
"И в Духа Святаго, Господа Животворящего…" Духом этим наполнен был русский девятнадцатый век. Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния, и по мысли преп. Варсонофия «лучшие наши писатели стремились к Богу».
Одно из последних произведений, изучаемых нами на уроках литературы «Очарованный странник» Николая Семёновича Лескова, просто поразило меня необыкновенным космическим чувством, когда душа становится проводником всех влияний мира, всех нитей, которые связывают мироздание: божественное начало и природу: живую и неживую. Иван Флягин – странник, идущий к истинной вере всю свою жизнь через муки, страдания, испытания. Так и каждый человек в определённый момент своей жизни становится на путь, который рано или поздно приведёт его к вере.
В творчестве любого поэта мы без труда найдём образ Бога и Библейские сюжеты.
Однажды митрополит Филарет говорил проповедь в Успенском соборе. Пушкин стоял, скрестив руки, боясь проронить и слово. Под этим впечатлением поэт написал свое чудное стихотворение, за которое, наверное, многое простил ему Господь:
В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда Твой голос величавый Меня внезапно поражал. | Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь Ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. |
Я думаю, что Пушкин, конечно, не слышал серафимовского пения, но, очевидно, подразумевает под этим нечто великое, с чем только и можно сравнить слова митрополита Филарета.
Глава 2. Поэзия Светланы Кековой
А какова основная тематика современной поэзии? Такой вопрос я задала недавно своему учителю литературы при изучении творчества А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. В ответ учитель литературы посоветовала почитать мне стихи некоторых поэтов, среди них назвала имя Светланы Кековой.
Оказывается, в настоящее время над поэтическим словом вдохновенно трудится немало стихотворцев, чьи стихи сами собой участвуют в таинственной духовной работе – преображении человека.
С поэтическими произведениями Светланы Кековой я впервые познакомилась на уроках литературного краеведения. Помню, какое необычное впечатление они произвели на меня! Светлана Кекова - поэтесса 21 века, наша землячка, да ещё во весь голос откровенно и громко говорит о Боге, душе, духовности, милосердии, о тех простых истинах, о которых долгое время поэты говорили иносказательно.
Порой кажется, что наше молодое поколение неуклонно отторгает от себя этот старинный вид творчества, заменяя его разнообразными проявлениями поп-культуры, кажется, что стихи незаметно отошли на второй план, но так ли это? Оказывается, это не так. И как актуально, с новой силой звучат сегодня слова, сказанные ещё в 18 веке Василием Андреевичем Жуковским: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». А это значит, что поэзия, вобравшая в себя мотивы божественности, будет жить вечно.
Не ошибусь, если скажу, что среди известных современных поэтов Светлана Кекова, пожалуй, единственная, чья набожность внутри стиха так откровенна и естественна:
Дал Господь мне дожить до Успенья.
Слыша сердца последний удар,
Получила я голос для пенья
И опасный пророческий дар.
Поэзия Светланы Кекоковой меня глубоко заинтересовала. Я прочитала все семь сборников поэтессы и пришла к выводу, что в каждом стихотворном произведении Кековой звучит мотив божественности, причём, это не специальные христианские стихи, которые пишутся иными поэтами как бы на заданную тему. Просто каждое слово, произнесенное Кековой, даже если она говорит о самых обыденных вещах: газовой горелке, посуде, окне, зеркале и других предметах домашнего обихода, как будто пронизано незримыми лучами внутреннего света, который ярче внешнего:
Жизнь горит, как керосин, полыхает синим цветом.
В мертвом пламени осин воздух кажется предметом.
Мать устала, спать легла, ангел складывает крылья,
Сквозь немую плоть стекла взгляд проходит без усилья.
Кажется, что стихотворения будто сотканы из красивых фраз, наполненных божественным смыслом:
Снится мне цветущая долина,
И плоды, солёные на вкус,
И в раю — Мария Магдалина
С ниткою простых янтарных бус.
На одном из форумов я прочитала высказывание самой поэтессы о своём творчестве и её отношение к вере: «Христианский взгляд на мир и человека, во-первых, предполагает, что Вселенная есть творение Бога, а человек несёт в своей личности образ и подобие Божие. Поэтому существование мира и человека имеет смысл и цель».
Прочитав данное высказывание мне стали понятны следующие строки:
О, сколько б мы ни делали попыток | ключ отыскать для дивных нотных знаков, в загадочные вникнуть письмена, — |
Конечно же, мир поэзии Светланы Кековой впустит в себя не всякого. Этот мир за дверью, а для того, чтобы войти в эту невидимую дверь, необходим чудесный ключик.
Увлекшись поэзией Кековой, я пришла к выводу, что настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волнуют Кекову. Ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий её над простыми людьми, поэтесса стремится к тому, чтобы донести до людей глас Божий:
Где-то в Индии лотос рождает солнце,
но на солнце тоже бывают пятна…
Мир устроен Богом как речь японца,
что звучит красиво и непонятно.
Слово в поэзии Кековой — это высший дар Бога человеку, самое дорогое и прекрасное, что есть у поэта: «Я знаю, Бог — творец вещей, а не имен, но вещество гореть не может так, как слово».
Глава3. Время – философская категория
Что такое время? На этот вопрос пытались найти ответ многие философы. Например, для Платона время - это божественная вечность, разделённая небесными телами на дни, месяцы, годы, а Эйнштейн говорил о времени, как о физической реальности, меняющей свой бег вследствие движения тел.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «время» характеризуется несколькими лексическими значениями, вот одно из них: «В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний».
Еще в древности один философ сказал: "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не задумываюсь об этом. Но стоит мне задуматься, и я не могу ответить".
С тех пор как были сказаны эти слова, прошло много лет, но до сих пор далеко не все тайны времени разгаданы. Главное свойство времени состоит в том, что оно длится, течет непрестанно. Оно безостановочно. И с этой проблемой времени мы сталкиваемся ежедневно, срывая листок календаря или глядя на часы. Время идет само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Иногда мне кажется, как долго длятся пять минут, а порой можно не заметить, как проходят годы.
Для себя я пришёл к выводу, что чёткого определения понятия «время» не существует.
В стихотворениях Светланы Кековой понятие «времени» тесным образом связано с божественными мотивами.
И вновь слезами жизнь моя сорит,
не ведая ни смысла, ни итога...
Но вечность ждет, а время говорит
на языке, украденном у Бога.
А вот стихотворение, прочитав которое первый раз, я не встретила в нём мотива божественности, но при более внимательном прочтении увидел, как тонко и образно может говорить о простых, обыденных вещах поэтесса. Чудесным образом вплетая чайник и соду в такие философские понятия, как бытие, неизменность, время. И только время может отложить на всё свой незримый отпечаток:
Только чайник, натертый
до тусклого блеска
едкой содой, а также стены арабеска,
или, может, окно, а на нем занавеска,
или шкаф для посуды со всем содержимым
придают бытию неизменность и прочность.
Прорисовано время, как почерк с нажимом,
на различных предметах.
Всё в жизни имеет начало и конец. Быстротечность времени человек иногда просто не замечает. Кажется, что время идёт потихоньку само собой. Мирно тикают часы на стене, действуя на нас успокаивающе. Мало, кто задумывается над тем, что эти маленькие стрелки на часах прокручивают нашу жизнь. И вот уже:
Постепенно время угасает,
меркнет свет, не отвечает звук…
В одном из стихотворений поэтессы время даётся нам как дар Божий. И здесь вспоминаются слова из Библии о том, как в далёком Вифлееме волхвы подарили Иисусу богатые дары: золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как человеку. Иисус свои дары отдаёт служению людям.
Как мы распорядимся божественными дарами? Сумеем ли сделать правильный выбор – это зависит только от каждого из нас. Ведь у человека всегда есть выбор:
Все, что нас ждет, не за горами –
уже увиден путь домой.
Бог наделяет нас дарами –
пространством, временем, сумой.
В поэзии Кековой время – это и философское понятие, которое неразрывным образом связано с пространством, бытием, неизменностью, но время – это, прежде всего, дар Божий. Именно его мы должны ценить и беречь, ведь время так быстротечно и невозвратимо! Оглядываясь часто назад, в прошлое, человек чаще всего сожалеет о содеянном, чтобы этого не произошло, нужно, на мой взгляд, обращаться к современной поэзии, в которой можно найти ответы на все вопросы.
Светлана Кекова заставляет читателя по-новому взглянуть на жизнь, задуматься над своим назначением на земле.
Глава 4. Цветные стихи Светланы Кековой
После прочтения нескольких сборников поэтессы я убедилась в том, что символика цвета в стихотворениях самая разнообразная. Причём, в ранних сборниках преобладают в основном тёмные и белые тона. Цвет в поэзии Светланы Кековой также неразрывно связан с божественными мотивами:
Жизнь — всего лишь панорама,
неприглядная на вид.
Вот в ветвях бетонных храма
птица беглая сидит.
Нет радости твоим рукам — | Он в легкий воздух превратит |
Тёмные краски придают стихотворениям грусть и тоску:
Спаси, сохрани и помилуй меня
от черной земли, от лихого огня…
В более поздних стихотворных произведениях поэтессы присутствует яркая палитра красок, от розового до необыкновенно привлекательного лимонного.
Звук и цвет – это два неотделимых друг от друга образа в поэзии Кековой. Звук, зовущий человека к очищению, пересмотру всех основных жизненных ценностей. Чем звонче звук в душе человека, тем ярче цвет в стихотворениях Кековой. Если человек слышит внутри себя голос, значит, не всё потеряно, значит, у него есть все возможности встать на путь истинный, праведный:
Не плачь, не бойся — только веруй,
что бедный звук всегда с тобой,
и снег, то розовый, то серый,
то безнадёжно голубой
Необыкновенно интересен, на мой взгляд, в этом стихотворении образ снега. В зависимости от того, в каком душевном состоянии находится человек, он сможет увидеть различные цветовые волшебные превращения, происходящие с этим удивительным природным явлением.
Снег розовый серый голубой лимонный
седой белый.
Он будет птицами исхожен, —
лимонный, розовый, седой —
а летом станет невозможен
и будет тонкою водой.
А вот золотой цвет связан с цветом церковных куполов, освещающих в любое время года все города и сёла. Золотой цвет у психологов считается цветом роскоши. Сливаясь с солнечным светом, в погожий, ясный день цвет куполов помогает простому человеку на какое-то мгновение перенестись в страну, созданную Богом. Конечно, в эту страну, утверждает поэт, не каждый сможет проникнуть, «потому что должник избегает дверей своего кредитора».
И снова у Светланы Кековой звук, сопровождаемый цветом:
Снова звук золотой из молчанья возник
и звенит в тишине, опасаясь повтора.
Я не слышу его — потому что должник
избегает дверей своего кредитора.
Зелёный цвет в психологии ассоциируется с тягой к творчеству, миру, пробуждению. Это цвет лета, обновления и всего нового, интересного. У Кековой зелёный цвет - это символ молодости. Поэтесса так необыкновенно представляет нам его в своих стихах, что читатель после прочтения просто запоминает надолго ощущение естественного зеленого цвета:
Пролегают овраги морщинами резкими
по крестьянскому лику родной стороны,
здесь легко нам поля рифмовать с перелесками
и с холмами зелёными — гребень волны.
Вчитываясь внимательно в поэтические строки, невольно вдыхаешь эту прохладу и приятную яркость красок, соразмеренную с ликом родной стороны. Иногда поэтесса о цвете не говорит напрямую, читатель может его представить только мысленно:
Нужно было тебе, словно дереву вырасти,
зашуметь на пригорке листвой молодой,
чтоб услышать молитву о чуде и милости
и увидеть родник со святою водой.
Прочитав несколько сборников Светланы Кековой, пришла к выводу, что светлые краски преобладают над тёмными. Автор в который раз утверждает простую библейскую истину победы добра над злом.
Люди и ангелы
Слово «ангел» происходит от древнегреческого «аngеlоs», означает «вестник, посланник». Основное отличие ангелов от других духовных сущностей – это то, что они всегда являются либо вестниками или посредниками, иногда помощниками и хранителями. Но посланники – это их основная функция, а все остальные – второстепенные.
В современном ангеловедении я нашла такое определение ангелов: «ангелы – это крылатые посланники, «мосты» между небесами и землей, посредники между Богом, духовным миром или миром энергий и физическим, материальным миром». Проще говоря, ангелы – это проявление любви Всевышнего, они несут людям его благословление.
Ангел-хранитель в христианстве добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства. Па́дшие а́нгелы – это ангелы, которые, как и все остальные, изначально были созданы Богом добрыми и светлыми, и призваны были бесконечно приближаться к Богу, то есть возрастать в добре, но отошли от Бога, образовав своё царство – ад.
Большой интерес, на мой взгляд, представляет собой сборник «Восточный калейдоскоп», в который входит 28 стихотворений, в 13из них автор обращается к образу ангела. Причём, у Кековой ангелы, как добрые духи, так и злые. Прочитав внимательно стихи поэтессы, можно встретить в них ангела тьмы, ангела света, ангела разлуки, ангела времени, "ангела Божьего лица"…
Вот ангел. Вот крылья его за плечами.
Смотри же, мой друг, не коснись ненароком,
иначе в короне житейской печали
событье любви перед мысленным оком
предстанет.
Ангел, с зажжённым фонариком в руках, образ светлый и вселяющий в людей надежду на спасение, читая эти строки, невольно представляешь себе ангела:
Узнают и крестьянин, и царь
час свой смертный по свету и звуку…
Ангел держит зажженный фонарь
и больного ребенка за руку.
Своеобразным призывом к людям звучат у Кековой слова в стихотворении «Игра в шар»:
– Пойдем под сень дождя, и там, под этой сенью,
нам ангел, как дитя, укажет путь к спасенью.
Тёмный ангел – этот образ присутствует во многих стихотворных произведениях:
Падший ангел глаза неживые открыл.
Незаметная родинка около рта
и невидимый трепет оранжевых крыл...
Своеобразным предупреждением сделать правильный жизненный выбор звучат слова в стихотворении:
Что за слово произносится, оставляя соль во рту?
Скоро смерть твоя износится, канет камнем в пустоту.
Там источник света ложного – падший ангел Люцифер
в центре мира невозможного разрушает пенье сфер.
Как утверждение-вывод звучат слова:
Да, мы с тобой – песочные часы.
Над нами Ангел плачет и смеется,
И золотые светятся власы
Его над миром...
В результате изучения многих стихотворений я убедилась в том, что образ ангела, простирающего над людьми свои крылья, уберегает человека от его неправильных поступков.
Заключение
Есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть Бог… Я убедилась в том, что эти вопросы остаются актуальными и в современной литературе и носят название «вечных мотивов».
Таким образом, вечные мотивы в литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами. Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет.
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что Светлана Кекова обращается в своём творчестве к христианским мотивам и ищет свою дорогу к Богу.
В поэзии Светланы Кековой всё земное противопоставлено всему небесному, всё мирское противопоставлено всему божественному.
Характер произведений автора указывает на то, что каждому русскому человеку свойственна вера. Вера в Иисуса Христа или в Бога как наивысшей силы, доступной человеку – это неважно, это дело выбора каждого отдельного человека.
Естественно, что мотив веры не единственный в творчестве Кековой, но
глубинный смысл произведений автора всегда остаётся для читателя наполненным одной идеей: мы живём во имя светлого, чистого и великого, и Божественной волей были подарены нам время, пространство, бытие, чтобы вдохновлять нас и воспитывать в нас стремление к жизни, к Любви, к бесконечному подъёму вперёд и вверх.
Я по-новому взглянула на творчество Светланы Кековой и открыла для себя новую грань её души, поэтесса дарит нам свои сокровенные мысли и мечты.
Информационные источники
- Болотина Д., Голосова О. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – М.:Лепта Книга, 2012;
- Зеньковский В. История русской философии. – Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 41-42;
- Полякова Л., Дорожкина В. Литературное краеведение. – Тамбов, 2007
- http://kekova.ru/
- modernpoetry.ru›main/svetlana-kekova-stihi…vremeni
- vavilon.ru›Авторы›kekova3-3.html
- rg.ru›2014/06/29/kekova-site.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Светлое Христово Воскресение
Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...
Cтихи для конкурса чтецов для недели иностранного языка
Неделя английского языкаСтихи для проведения фонетического конкурса для уч-ся всех возрастов1. «Английский язык для девочек и мальчиков»2. Аутентичные материалы различных учебных пос...
cтихи о войне
конспект урока...
Открытый урок по теме "Антонимы. Синонимы" (дидактический материал - отрывок из "Повести о светлом мальчике" Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой
Технологическая карта урока 5 классКраткая аннотация.Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала к...