Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение

Н.В.Гоголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_krylova_8_klass.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение

Н.В.Гоголь

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

На доске портрет И.А. Крылова.

- О ком сегодня мы будем говорить?

- Какие факты биографии Вы помните?

Просмотр видео: https://vk.com/video-86933398_171158651

  1. Работа по теме урока

1) -Почему же мы так любим басни Крылова?

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

- И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.

Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?    

 Басня  начинается  или  заканчивается  моралью – выводом (поучением),  где  объясняется  смысл  басни.

Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

2) Историческая  ситуация 1812  года.    

Вторжение  в  пределы  России  в  1812году  армии  Наполеона  во  многом   из-менило  образ  жизни каждого русского человека.   В  трудные  для  России  дни  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения, почерпнутые  из  новостей. Однажды  в  столицу  пришло  известие,что  Наполеон,  вскоре  после  оставления   Москвы,  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их, а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине. Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным. Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Онапоявилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.  В  басне  «Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.   В морали  басни  явный намек  на  Александра I, самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам. Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил:  «…Его  басни  переживут  века…».

3)   Выразительное  чтение  басни  «Обоз»

4) -  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз»?

     - Какую  картину  она  рисует?

     -  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни?

     -  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого    вывода?

      -  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью?

       -  Что  такое  аллегория  в  басне?

Давайте  прочитаем  статью  учебника, в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов в своей басне.

- В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение?

В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым.

5) «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». (слайды № ).

В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Ученик:

-Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?

Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

– За что были наказаны лягушки?

- Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

-И показалось им совсем не благородно 
Без службы и на воле жить.

-“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

4. Подведение итогов. Рефлексия

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав басни Крылова? Чему они нас учит?

И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

5. Д/з Подготовить выразительное чтение басни наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа.

Задачи урока :- изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.- повышение  качества ...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории....

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»

Конспект урока литературы в 8 классе...