Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Рабочая программа по литературе 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx70.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 4

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________/_Л.С.Балобанова________

Протокол №_6______________________

заседания МО от_27.05.2019___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________/О.В. Харченко    

Протокол № 1____________________

заседания МС от__31.08.2019______

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______________/Н.П.Буркацкая

Приказ №_Ш4-13-497/9_________

от__31.08.2019________________

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

Учебный предмет: литература

Класс: 10А

Учитель: Иванова Р.В.

Срок реализации программы – 2019-2020год

Количество часов по учебному плану:

всего – 105/ч год; 3ч/неделю

Сургут 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. N 1089  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164от 31 августа 2009 г. N 320от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312(в редакции приказов Минобрнауки  РФ от 26.11.2010г. № 1241.,от 03.06.2011 №1994, от 22.09.2011 №2357.
  • программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) авторов: Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой., / М.: Просвещение 2009 г.,

рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
  • Положение о рабочих программах.

2.Цели курса:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Задачи курса:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане МБОУ СОШ № 4

        Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на обязательное изучение литературы в 10 классе 105 ч.

4. Результаты освоения предмета

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, - - проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

-анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

5. Содержание учебного предмета, курса

10 класс

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет  русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

 Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.        Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.                                                                                      

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы.  Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

 Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе. («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической  панораме.  Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...»,  «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрих Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Контрольные работы/ тесты/ зачеты

Развитие речи

10 класс.

Русская литература первой половины Х1Х века

1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры.

2

2

Александр Сергеевич Пушкин

8

2

3

Михаил Юрьевич Лермонтов

7

2

4

Николай Васильевич Гоголь

7

1

1

Русская литература второй половины ХIХ века

5

Иван Александрович Гончаров

5

6

Александр Николаевич Островский

6

7

Иван Сергеевич Тургенев

10

1

1

8

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой

6

9

Николай Алексеевич Некрасов

9

1

10

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин

3

11

Лев Николаевич Толстой

20

1

3

12

Федор Михайлович Достоевский

8

1

13

Николай Семенович Лесков

2

14

Антон Павлович Чехов

8

2

Из зарубежной литературы

15

Ги де Мопассан - мастер новеллы

1

16

Генрих Ибсен.

1

17

Итоговые уроки

2

105

7

9

        

Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 10 класс.

Тема раздела/тема урока

Дата

Подготовка к ГИА

план

факт

Введение. Русская литература первой половины ХIХ века (2 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы развития русской классической литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания.

Уметь: классифицировать основные этапы развития русской классической литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры.

Основные жанры и роды литературы

sdamgia.ru;statgrad.

2

Вершины русской литературы первой половины ХIХ века.

sdamgia.ru;statgrad.

Александр Сергеевич Пушкин (8 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества поэта, содержание поэтических и прозаических произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

3

А.С. Пушкин: этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного).

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

4

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Романтическая лирика.

sdamgia.ru;statgrad.

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

sdamgia.ru; statgrad.

6

Свободолюбивая и философская лирика А.С. Пушкина.

sdamgia.ru; statgrad.

7

Роль вступления к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

sdamgia.ru; statgrad.

8

Образ Петра I в поэме «Медный всадник». Проблема государства и

личности.

sdamgia.ru; statgrad.

9

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

sdamgia.ru; statgrad.

10

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

sdamgia.ru; statgrad.

Михаил Юрьевич Лермонтов (7 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества поэта, содержание поэтических и прозаических произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

Уметь: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

11

М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

12

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.  

sdamgia.ru; statgrad.

13

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

sdamgia.ru; statgrad.

14

 Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения М.Ю. Лермонтова.

sdamgia.ru; statgrad.

15

М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад». Конфликт героя с обществом.

sdamgia.ru; statgrad.

16

Р.р. Сравнительный анализ двух стихотворений (М.Ю.Лермонтов).

sdamgia.ru; statgrad.

17

Р.р. Сравнительный анализ двух стихотворений (М.Ю.Лермонтов).

sdamgia.ru; statgrad.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

Уметь: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых; умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства.

18

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обобщение). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

19

Н.В. Гоголь. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».

sdamgia.ru; statgrad.

20

Н.В. Гоголь. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

sdamgia.ru; statgrad.

21

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

sdamgia.ru; statgrad.

22

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский   проспект».

sdamgia.ru; statgrad.

23

Р.р. Анализ эпизода одной из «Петербургских повестей».

sdamgia.ru; statgrad.

24

Контрольная работа по литературе первой половины ХIХ века.

sdamgia.ru; statgrad.

Русская литература второй половины ХIХ века

Иван Александрович Гончаров (5 ч.)

25

Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики второй половины ХIХ века.

Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

26

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.

sdamgia.ru; statgrad.

27

И.А. Гончаров.  Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти.

sdamgia.ru; statgrad.

28

И.А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

sdamgia.ru; statgrad.

29

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике.  Что такое «обломовщина»?

sdamgia.ru; statgrad.

Александр Николаевич Островский (6 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие конфликтов пьес.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых; умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства.

30

А.Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

31

А.Н. Островский. Творческая история драмы «Гроза».

sdamgia.ru; statgrad.

32

Система образов, приемы раскрытия характеров героев драмы А.Н.Островского «Гроза».

sdamgia.ru; statgrad.

33

А.Н. Островский. «Гроза». Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «темного царства».

sdamgia.ru; statgrad.

34

А.Н. Островский. «Гроза».  Протест Катерины против «темного царства».  Нравственная проблематика пьесы.

sdamgia.ru; statgrad.

35

Споры литературных критиков вокруг драмы А.Н.Островского «Гроза».

sdamgia.ru; statgrad.

Иван Сергеевич Тургенев (10 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; место «Записок охотника» в творчестве писателя.

Уметь: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых; умение сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства.

36

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

37

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

sdamgia.ru; statgrad.

38

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

sdamgia.ru; statgrad.

39

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.

sdamgia.ru; statgrad.

40

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Базаров и родители.

sdamgia.ru; statgrad.

41

Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

sdamgia.ru; statgrad.

42

Базаров перед лицом смерти. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению.

sdamgia.ru; statgrad.

43

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

sdamgia.ru; statgrad.

44

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева

sdamgia.ru; statgrad.

45

 Готовимся к ИС. Основные темы и проблемы в произведениях И.С.Тургенева.

sdamgia.ru; statgrad.

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой (6 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества поэта, содержание поэтических произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

46

Ф.И.Тютчев. Мир природы в философской лирике поэта.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

47

Человек и история в лирике Тютчева. Поэтическое открытие русского космоса.

sdamgia.ru; statgrad.

48

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

sdamgia.ru; statgrad.

49

А.А.Фет: жизнь, творчество, судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе.

sdamgia.ru; statgrad.

50

Любовная лирика. Импрессионизм поэзии А.Фета.

sdamgia.ru; statgrad.

51

А.К.Толстой. Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения.

sdamgia.ru; statgrad.

Николай Алексеевич Некрасов (9 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества поэта, содержание поэтических произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие лирики; реализм Некрасова; мировоззрение поэта.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

52

Н.А.Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

53

Н.А.Некрасов. Героическое и жертвенное в поэзии разночинца-демократа.

sdamgia.ru; statgrad.

54

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

sdamgia.ru; statgrad.

55

Психологизм темы любви в лирике Н.А.Некрасова.

sdamgia.ru; statgrad.

56

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.

sdamgia.ru; statgrad.

57

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Россия в поэме.  Народ в споре о счастье.

sdamgia.ru; statgrad.

58

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Гриша Добросклонов.

sdamgia.ru; statgrad.

59

Язык поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

sdamgia.ru; statgrad.

60

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

sdamgia.ru; statgrad.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (3 ч.)

Планируемые результаты

Знать: понятие сатиры и юмора; основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества; сатира писателя; мировоззрение писателя.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

61

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества М.Е.Салтыкова – Щедрина. Градоначальники города Глупова.

Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

62

 М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» Образы градоначальников.

sdamgia.ru; statgrad.

63

Зачетная работа по творчеству Н.А.Некрасова.

sdamgia.ru; statgrad.

Лев Николаевич Толстой (20 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества; философия жизни писателя; мировоззрение.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

64

Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни. Духовные искания писателя.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

65

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.

sdamgia.ru; statgrad.

66

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Проблематика. Образы. Жанр.

sdamgia.ru; statgrad.

67

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне Шерер».

sdamgia.ru; statgrad.

68

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой». Лысые горы.

sdamgia.ru; statgrad.

69

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского.

sdamgia.ru; statgrad.

70

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова.

sdamgia.ru; statgrad.

71

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе.

sdamgia.ru; statgrad.

72

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Мысль семейная в романе.

sdamgia.ru; statgrad.

73

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Мысль семейная в романе.

sdamgia.ru; statgrad.

74

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

sdamgia.ru; statgrad.

75

Л.Н.Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность в романе.

sdamgia.ru; statgrad.

76

«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Платон Каратаев.

sdamgia.ru; statgrad.

77

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Картины войны 1812 года.

sdamgia.ru; statgrad.

78

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Нравственно-философское осмысление романа.

sdamgia.ru; statgrad.

79

Описание природы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ эпизода.

sdamgia.ru; statgrad.

80

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир».

sdamgia.ru; statgrad.

81

Р.Р. Контрольное сочинение по роману –эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

sdamgia.ru; statgrad.

82

Готовимся к ИС. Основные темы и проблемы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

sdamgia.ru; statgrad.

83

Зачетная работа по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

sdamgia.ru; statgrad.

Федор Михайлович Достоевский (8 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; характеристика героя; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества; философия жизни писателя; мировоззрение.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

84

Ф.М.Достоевский: жизнь, судьба. Этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

85

Образ Петербурга в русской литературе. В Петербурге Достоевского.

sdamgia.ru; statgrad.

86

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». История создания, жанр, композиция.

sdamgia.ru; statgrad.

87

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников среди «униженных и оскорбленных».

sdamgia.ru; statgrad.

88

Социальные и философские истоки преступления Раскольникова.

sdamgia.ru; statgrad.

89

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.

sdamgia.ru; statgrad.

90

Символическое значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

sdamgia.ru; statgrad.

91

Контрольная работа по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

sdamgia.ru; statgrad.

Николай Семенович Лесков (2 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; характеристика героя; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества; философия жизни писателя; мировоззрение.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

92

Н.С.Лесков. Своеобразие жизненной позиции. Повесть – хроника Лескова «Очарованный странник».

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

93

Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

sdamgia.ru;statgrad.

Антон Павлович Чехов (8 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателя, содержание произведений; план анализа произведения; характеристика героя; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества, драматургии; проблематика поэтики рассказов; мировоззрение писателя.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

94

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «В человеке должно быть всё прекрасно…»

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

95

А.П.Чехов. Проблематика и поэтика рассказов.

sdamgia.ru;statgrad.

96

А.П.Чехов. «Ионыч». Душевная деградация человека.

sdamgia.ru; statgrad.

97

А.П.Чехов. Особенности драматургии. «Вишневый сад». История создания, жанр. Герои.

sdamgia.ru; statgrad.

98

А.П.Чехов. «Вишневый сад». Место вишневого сада в системе образов пьесы.

sdamgia.ru; statgrad.

99

А.П.Чехов. Новые люди в пьесе «Вишневый сад».

sdamgia.ru; statgrad.

100

Зачетная работа по курсу литературы второй половины 19 века.

sdamgia.ru; statgrad.

101

Зачетная работа по курсу литературы второй половины 19 века.

sdamgia.ru; statgrad.

Из зарубежной литературы (2 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателей, содержание произведений; план анализа произведения; характеристика героя; идейно-художественные особенности произведения; сюжет, композиция, изобразительные средства; своеобразие творчества, драматургии; проблематика поэтики рассказов; мировоззрение писателя.

Уметь: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

102

Из зарубежной литературы. Ги де Мопассан - мастер новеллы.

Этапы творчества. Проблемы, поставленные автором в произведениях; характеристики героев.

sdamgia.ru;statgrad.

103

Генрих Ибсен. «Кукольный дом» как пьеса-дискуссия.

sdamgia.ru;statgrad.

Итоговые уроки (2 ч.)

Планируемые результаты

Знать: основные этапы творчества писателей, содержание произведений; характеристики героев изученных произведений; идейно-художественные особенности произведений; сюжет, композицию, изобразительные средства; своеобразие творчества.

Уметь: анализировать литературные произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Способность сжато и логично излагать свою точку зрения, используя тексты. Умение использовать ссылки, афоризмы, мнения критиков, ученых.

104

Итоговая контрольная работа.

sdamgia.ru; statgrad.

105

Итоговый урок.

sdamgia.ru; statgrad.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....