КТП по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе

Стародубцева Татьяна Николаевна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_lit-ra_kalend._plan_5-7.docx97.55 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата

5 КЛАСС

План.

Факт.

1

Роль книги в жизни человека. Книга - духовное завещание одного поколения другому

1

 

2

Фольклор.Преображение действительности в духе народных идеалов

1

 

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1

 

4

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.  Их нравственное   содержание

1

 

5

Народная мораль в характере и поступках героев сказки «Царевна-лягушка». Василиса

1

 

6

Образ Ивана-царевича - победителя житейских невзгод.  Помощники Ивана

1

 

7

Народная мораль в сказке. Победа добра

1

 

8

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

1

 

9

Народные представления о справедливости, добре  в сказках«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1

 

10

Р.Р.  Творческая работа «Учимся сочинять  сказки»

1

 

11

Р.Р.    Анализ творческих работ

1

 

12

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».«Повесть временных лет»как литературный памятник

1

 

13

М. В.Ломоносов.«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме

1

 

14

Русские басни  Жанр басни. Истоки басенного жанра  (обзор)

1

 

15

И. А. Крылов.Рассказ о баснописце. Осмеяние  грубой силы, жадности  в «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

1

 

16

Отражение исторических событий в басне«Волк на псарне»

1

 

17

Р.Р.Аллегория. Эзопов язык. Поучительный характер басен

1

 

18

Вн. чт.  Басенный мир И. А. Крылова

1

 

19

В. А. Жуковский.Рассказ о поэте. Сходство и различие сказки«Спящая царевна»  с народной сказкой

1

   

20

Герои сказки. Особенности сюжета. Различие героев литерат . и фольклор. сказки

1

21

Благородство и жестокость в балладе «Кубок».Герои баллады

1

 

22

А.С. Пушкин.Слово о Пушкине.Поэтический образ  няни в стихотв. «Няне

1

 

23

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная  картина  образов из народных сказок

1

 

24

Истоки  русских народных сказок в  «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»  

1

 

25

Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники

1

 

26

Р.Р.  Подготовка  к сочинению по сказке А. С. Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

1

 

 

27

 Р.Р. Сочинение по сказке А. С. Пушкина « Победа добра над злом»

28

Р.Р. Сходство и различие  сказки  А. С. Пушкина и сказки народной.   Мораль,  красота  сказки

1

 

29

Вн.чт.  Сказки А.С.Пушкина. Герои и их поступки. Мораль сказок

1

 

30

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнююгодовщину Бородинского сражения

1

1

 

 

31

 Воспроизведение исторических событий, батальных сцен в «Бородино»

32

Н. В. Гоголь.«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

 

33

Поэтизация народной жизни, народных  преданий, сочетание светлого и мрачного в повести

1

34

Вн.чт. «Ночь перед Рождеством».Картины народной жизни (праздники, обряды )

1

 

35

Герои повести. Конфликт темных и светлых сил

1

36

Н. А. Некрасов.  Картины  жизни детей в стихотворении«Крестьянские дети».Мир детства

1

 

37

Поэтический образ русской женщины(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

 

38

Картины природы, раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении«На Волге»

1

39

И. С. Тургенев.  Реальная основа повести«Муму».Образ барыни

1

40

Духовные и нравственные качества Герасима

1

41

Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека

1

 

42

Р.Р. Изложение по отрывку из повести «Муму» И. С. Тургенева « Находка»

1

 

43

А. А. Фет.Радостная картина весенней природы  в стихотворении«Весенний дождь»

1

 

44

Л. Н. Толстой.  «Кавказский пленник». Бессмысленность, жестокость национальной  вражды

1

 

45

Жилин и Костылин — два разных характера, две  судьбы.

1

46

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению«Жилин и Костылин – два разных характера, две  судьбы»

1

 

47

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующего лагеря

1

 

48

Контрольное тестирование по материалу 1 полугодия

1

 

49

А. П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости, невежества героев рассказа

1

 

50

Вн.чт. Рассказы А. П. Чехова «Размазня», «Пересолил». Поступки героев. Юмор

1

 

51

Ан. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».Реальное и фантастическое в сказке

1

 

 

52

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения « Черная курица…»

1

53

В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке

1

 

54

Поэты XIX века о Родине и родной природе. А.Н. Майков «Ласточка»,

 А.Н. Плещеев«Весна»

1

 

55

 Картины природы в лирике И.С. Никитина , Ф.И. Тютчева, И.З. Сурикова  

1

56

Р.Р. Конкурс чтецов. Любимые стихотворения о природе

1

 

57

И. А. Бунин.«Косцы». Восприятие прекрасного.   Родство героев с  родной  землей

1

 

58

Вн.чт.Тема исторического прошлого   в рассказе  И.А. Бунина «Подснежник»

1

 

59

В. Г. Короленко.  « В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Ихобщение

1

 

60

 Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.  Отношения Васи с отцом

1

 

61

Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к бедным

1

 

62

 

Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела»

1

63

Р. Р. Сочинение  на тему « Путь Васи к правде и добру»

1

 

64

С.А.Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...»Картины малой родины

1

 

65

П. П. Бажов.«Медной горы Хозяйка».Реальность и фантастика в сказе

 

1

 

66

Честность,  трудолюбие и талант главного героя.  Тайны мастерства

1

67

68

К.Г. Паустовский.Доброта ,сострадание, реальное и фантастическое в сказке  «Теплый хлеб»

 Нравственные проблемы сказки «Теплый хлеб»

1

1

69

Нравственные проблемы рассказа  К. Паустовского  «Заячьи лапы»

1

 

70

С. Я. Маршак.«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка

1

 

71

Положительные и отрицательные герои  в сказке. Победа добра над злом

1

72

В. П. Астафьев.«Васюткино озеро».  Находчивость в экстремальных  ситуациях героя

1

 

73

 Основные черты характера героя. Поведение в лесу

1

74

«Открытие» Васюткой нового озера

1

75

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу « Васюткино озеро»

1

 

76

Р.Р.   Сочинение  по рассказу « Васюткино озеро» В. П. Астафьева

1

77

«Ради жизни на Земле...»: К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...». Война и дети.

1

 

78

 

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».Дети в годы войны

1

79

Вн. чт.  А. П. Платонов «Маленький солдат»  Находчивость, смелость героя

1

 

80

81

Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирике И. Бунина, К. Прокофьева, Д. Кедрина

 Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо«Города и годы».  Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России

1

1

 

82

С. Чёрный.«Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей

1

 

83

«Игорь-Робинзон».  Черты характера  героя рассказа С. Черного

1

84

Вн.чт.  Нравственные проблемы рассказа К. Воробьева « Уха без соли»

1

 

85

Герои рассказа К. Воробьева «седой тополь»

1

86

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

1

 

87

Х. К. Андерсен.«Снежная королева».  Мужественное сердце Герды. Помощники Герды

1

88

 Снежная королева и Герда. Победа добра, любви и дружбы

 

1

89

Вн.чт. Мир  героев сказок Х.К. Андерсена

1

 

90

Вн. чт.  Любимые сказки братьев Гримм

1

91

М. Твен.«Приключения Тома Сойера».Дружба Тома  и Гека.  Игры, забавы

1

 

92

Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями

1

93

Том и Бекки, их дружба. Изобретательность детей

1

94

Д. Лондон «Сказание о Кише».  Взрослении подростка.  Уважение взрослых

1

 

95

Характер мальчика - смелость, смекалка, чувство собственного достоинства

1

96

Вн. чт.   Д. Дефо  « Робинзон Крузо». История путешественника

1

 

97

Черты характера  Робинзона Крузо, условия жизни

1

98

Итоговое контрольное тестирование

1

 

99

Вн.чт.   Литература родного края (рассказы  К. Воробьева - выбор)

 

1

100

 

 

Вн.чт.   Литература родного края (рассказы Е. Носова - выбор)

 

1

 

 

 

101

 

Вн.чт.   Литература родного края (рассказы Е. Носова - выбор)

1

 

 

102

Вн.чт.   Рекомендации для летнего чтения

 

 8 кл         Календарно-тематическое планирование

1

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

 

3.

ИЗДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVI1 века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

5.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Выстрел», «Гробовщик» (Для внеклассного чтения).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Ф.И. Тютчев – Стихотворения:«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»)

(1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х)

«Умом Россию не понять…» (1866).

А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

ИванСергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Повесть «Ася». Проблема счастья в повести. Образ «тургеневской девушки». Злободневное и вечное в повести.

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«Послебала». Идея разделённости двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы вкомпозиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

«Крыжовник» (из трилогии) (Для внеклассного чтения). Ложное представление о счастье, определяющее судьбу человека.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

6.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок.Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»

    А.А. Ахматова «Пушкин», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911),

    Н.С. Гумилев «Капитаны» (1912)

М.И. Цветаева «Идешь, на меня похожий» (1913), Генералам двенадцатого года» (1913),  «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).

О.Э. Мандельштам  «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи.«Жизнь и воротник».(Для чтения и обсуждения).

М. Зощенко. «История болезни»; «Медицинский случай», «Аристократка» (Для внеклассного чтения).

Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

 Константин Георгиевич Паустовский.

Краткий рассказ о писателе. «Телеграмма». (Для внеклассного чтения).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы.Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»;Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе(обзор)

И. Анненский.«Снег»;Д. Мережковский.«Родное», «Не надо звуков»;Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н. Рубцов.«По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты 20 века

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте.

Стихотворения: "Молитва Франсуа Вийона", "Арбатский романс"(возможен выбор других стихотворений).

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В.С. Высоцкий. Слово о поэте.

Стихотворения: "Охота на волков", "Кони привередливые", "Я не люблю" (возможен выбор трёх других стихотворений)

Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

7.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Мигель де Сервантес Сааведра.Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

ВальтерСкотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

9 КЛАСС

1.

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

2.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

3.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературыXVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Ода па день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

А.Н.Радищев«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Изображение русской действительности в книге Радищева. Нравственно-социальная проблематика.

Николай МихайловичКарамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

4.

ИЗ РУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр СергеевичГрибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения«К Чаадаеву»,  «К морю», «Анчар», «Во глубине сибирских руд»,«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Я васлюбил; любовь ещё, быть может...,  «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман»  

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Любовная лирика.  Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

"Цыгане" романтическая поэма А.С. Пушкина. Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

 «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

«Пиковая дама» (Для внеклассного чтения).

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Основные мотивы лирики.«Смерть Поэта», «Парус», «Узник», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Родина»,  «Нищий», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замыселиидея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

А.Н. Островский. Слово о драматурге (обзор)

(Для внеклассного чтения)Пьеса "Снегурочка". Мотив любви и "сердечной остуды" в "весенней сказке". Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлении о жанровых особенностях рассказа.

5.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмныеаллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Мастер». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина».

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Сергей АлександровичЕсенин. Слово о поэте.

«Не жалею, не зову, не плачу...», «Край тымой заброшенный...», «Той ты, Русь мояродная...», «Нивы сжаты, рощиголы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

ВладимирВладимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»,«А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (обзор)

В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов.«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»);Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Явстретил вас - и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

6.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

   Дж. Байрон. Фрагменты из поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя).

«Фауст» - философская трагедия эпохи просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамике бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверие, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идеи трагедии.

Основной смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастике. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубления понятия)

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс  (102 часа)

Тема урока  

Кол-во

часов

Дата

План.

Дата

Факт.

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

2

Обрядовый фольклор.   Календарно- обрядовый фольклор: колядки, веснянки,   летние и осенние   песни.    

1

3

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества.     Прямой и переносный смысл пословиц.  

1

4

Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор.   Малые жанры фольклора.

1

5

Р.Р. Письменный ответ на вопрос  «Красота и мудрость пословиц»

1

6

«Повесть временных лет»- русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел в  «Сказании о белгородском киселе».

1

7

И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья, смех над ленью в  басне «Муха». 

1

8

И. А. Крылов. Рассказ о  баснописце.   О равном участии власти и народа в достижении общественного блага в басне «Листы и Корни».

1

9

Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

10

Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к   искусству

1

11

Р.Р. Конкурс инсценированной басни

1

12

А. С. Пушкин. Рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта

1

13

Мотивы единства красоты человека и природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро»

1

14

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях

1

15

ВН.ЧТ.«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа     колокольчик, навевающие грусть. Тема жизненного пути.

1

16

Р.Р.Двусложный размер стиха.  

1

17

ВН.ЧТ. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга повестей.  Вымышленный автор  

1

18

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.        Лицо и маска. Роль случая в композиции    

1

19

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров

1

20

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1

21

Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести в романе

« Дубровский»

1

22

Романтическая история любви Владимира и Маши

1

23

Авторское отношение к героям романа «Дубровский»

1

24

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

1

25

Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

26

М. Ю. Лермонтов.  Рассказ о поэте. Чувство одиночества и тоски, любовь к  Родине в стихотворении «Тучи».

1

27

Тема красоты, гармонии человека с миром в стихотворении «Листок»

1

28

Особенности выражения темы одиночества в  стихотворениях «На севере диком...», «Утёс»

1

29

Антитеза. Тема красоты, гармонии в стихотворении « Три пальмы»

1

30

Р. Р. Трёхсложные  размеры стиха . Поэтическая интонация

1

31

Р.Р. Анализ стих. М. Ю.  Лермонтова «Утес»

1

32

ВН.ЧТ. Герои «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя

1

33

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям

1

34

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.  Роль картин природы в рассказе.

1

35

 Вн. чт. Рассказы из « Записок охотника» ( выбор)

1

36

Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в  стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева

1

37

Гимн могучей природе в стихотворениях Ф. И. Тютчева « С поляны коршун поднялся», «Листья»

38

А.А. Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

1


39

Природа как воплощение прекрасного в стихотворениях «Ещё майская ночь»,«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

1

40

Р. Р. Анализ понравившегося стихотворения А.А. Фета, Ф. И. Тютчева

1

41

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога».

1

42

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа в стихотворении «Железная дорога».

1

43

Урок контроля (по изученному материалу)

1

44

Н. С. Лесков. Рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, патриотизм.

1

45

Левша во дворце. Царь и его окружение

1

46

Левша за границей

1

47

 Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов

1

48

 

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония  

1

49

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.  Разоблачение лицемерия

1

50

ВН. ЧТ.  Герои рассказа «Лошадиная фамилия»  

1

51

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 в Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К.Толстого

1

52

А. И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор»

1

53

Образ главного героя, тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1

54

А. С. Грин. Рассказ о писателе. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса»

1

55

Душевная чистота главных героев  повести «Алые паруса». Отношение автора к героям.

1

56

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

57

Вн. чт. Герои рассказа «В прекрасном и яростном мире»  

1

58

М.М. Пришвин. Рассказ о писателе. «Кладовая солнца» - сказка - быль

1

59

Смысл названия. Образы главных героев

1

60

Одухотворение природы, её участие в судьбах героев рассказа «Кладовая солнца»

1

61

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов

1

62

Р.Р. Подготовка к изложению. Сравнительная характеристика главных героев

« Кладовая солнца»

1

63

Р.Р. Изложение. Сравнительная характеристика. Настя и Митраша

1

64

К. М. Симонов.  Солдатские будни,   чувства памяти, скорби в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»  

1

65

Д. С. Самойлов. Чувство любви к Родине, ответственности в стихотворении «Сороковые»

1

66

ВН. ЧТ.  К. Воробьев «Немец в валенках». Смелость, мужество героев рассказа

1

67

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Быт и жизнь сибирской деревни в предвоенные годы.

1

68

Нравственные проблемы рассказа. Юмор. Самобытность героев рассказа  

1

69

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени

1

70

Нравственные проблемы  рассказа «Уроки французского»

1

71

Ф. Искандер. Рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование характера

1

72

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера

1

73

 Герои  рассказа М. В. Шукшина «Странные люди»

1

74

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказам В. Распутина, Ф. Искандера, В. Астафьева.

1

75

Р.Р. Сочинение по рассказам В. Распутина, Ф. Искандера, В. Астафьева.

1

76

Тема природы, гармонии в лирике А.А. Блока

1

77

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство радости и печали, любви к природе и Родине

1

78

 

А. Ахматова « Перед весной бывают дни такие». Поэтизация родной природы.

1

79

Н. М. Рубцов. Тема Родины в лирике поэта. Человек и природа в « Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

1

80

Р.Р.  Подготовка к сочинению на тему « Родина и природа в произведениях поэтов и писателей 19 и 20 в»

1

81

Р.Р.  Сочинение на тему « Родина и природа в произведениях поэтов и писателей 19 и 20 в»

1

82

Г. Тукай. Любовь к своей малой родине и к своей малой родине, верность обычаям в стихотворении «Родная деревня».  Книга в жизни человека в стихотворении «Книга».  

1

83

К. Кулиев. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний в стихотворениях «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»

1

84

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла  

1

85

Нравственные качества героев мифа «Легенда об Арионе ». Отличие мифа от сказки.

1

86

Гомер.  «Одиссея» как эпические поэмы. Стихия Одиссея – борьба.  Храбрость Одиссея

1

87

Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. Полифем.

1

88

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Феодальные нравы. Рыцарь - герой,   защищающий  честь

1

89

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и приключения Робинзона Крузо, характер героя

1

90

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе

1

91

Антуан де Сент-Экзюнери.  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

1

92

Мечта героя о естественном отношении к вещам и людям в произведении

1

93

Чистота восприятия мира как величайшая ценность, утверждение всечеловеческих истин в « Маленьком принце».  

1

94

П. Мериме «Маттео Фальконе». Герои новеллы

1

95

 Нравственные проблемы новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

96

Вн. чт. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».  Герои произведения, их поступки

1

97

Вн. чт. Пересказ понравившегося эпизода из произведения Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»  

1

98

Вн. чт.  Эр. Сетон – Томпсон. «Снап: история бультерьера». Собака и человек   

1

99

Р. Р.  Подготовка к письменному ответу на вопрос « Как повлияла на меня литература, изученная в 6 кл.»

1

100

Р. Р. Письменный ответ на вопрос « Как повлияла на меня литература, изученная в 6 кл.»

1

101

Урок контроля

1

102

Вн. чт. Рекомендации для летнего чтения

1

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс ( 102 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

 1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях  

1

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда  

1

4

Вн. чт. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Герои, их поступки

1

5

 Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок  

1

6

 «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси   

1

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести

1

8

Р.р. Подготовка к письмен. сочинению «Народная мудрость в произведениях УНТ»

1

9

М. В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Мысли автора о Родине, науке

1

10

Г. Р. Державин.   Философские размышления о смысле жизни  и свободе творчества в лирике

1

11

 А. С. Пушкин. 

«Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы      

1

12

«Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине  

1

13

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.  Особенности композиции.   Смысл сопоставления Олега и волхвов. Быт и нравы Древней Руси

1

14

Р.р. « Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к дом. сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина

1

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе

1

15

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

17

18

Вн. Чт. «Метель». Герои повести, их судьбы  

1

Вн. Чт. К.Н. Батюшков «Мой гений»,А.А. Дельвиг«Русская песня», Е. А. Боратынский«Весна, весна! Как воздух чист!»

1

19

М. Ю. Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».   Картины быта XVI века    

1

20

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1

21

Мотивы гармонии, ожидания счастья на земле в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Ангел»,  «Молитва»  

1

22

Контрольное тестирование по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

1

23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

24

Героизм  запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества

1

25

Смысл   противопоставления  Остапа и Андрия  

1

26

Особенности изображения людей и природы в повести

1

27

Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

28

И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян,  характер главного героя.  Роль пейзажа  

1

29

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Богатство и красота  языка.   

«Близнецы», «Два богача», «Воробей» Нравственность и человеческие взаимоотношения

1

30

Н. А. Некрасов.  Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русских женщин  

1

31

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом» Боль поэта за судьбу народа  

1

32

А.К. Толстой.   Воспроизведение эпохи в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» 

1

33

М.Е. Салтыков - Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Трудолюбие и сметливость мужика    

1

34

Вн. чт.«Дикий помещик», «Премудрый пискарь» Нравственные проблемы сказок

1

35

Л. Н. Толстой.  «Детство»- автобиографическое художественное произведение

1

36

Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ поступков

1

37

А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества

1

38

Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики

1

39

 Два лица России в рассказе «Злоумышленник» 

1

40

Вн. чт. Смех и слезы в рассказах «Тоска», «Размазня»

1

41

 Изображение родной природы  в стихотворениях русских поэтов XIX века  (В.Жуковский,  И. Бунин, А. К. Толстой)    

42

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

43

Вн. Чт. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

1

44

М. Горький.  Автобиографический характер повести «Детство»

1

45

Дед Каширин, Алёша, бабушка, Цыганок.   Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа

1

46

Р.р. Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

1

47

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергилъ»

1

48

В. В. Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли о роли поэзии

1

49

«Хорошее отношение к лошадям». Безразличие  мещанина и гуманизм,   сострадание лирического героя  

1

50

Л. Н. Андреев.   «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев  

1

51

А. П. Платонов.  «Юшка». Друзья и враги героя

1

52

Р.р. Письменный ответ на вопрос « Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»

1

53

Б. Л. Пастернак.  

Картины природы в стихотворениях   «Июль», «Никого не будет в доме...»         

54

Героизм, патриотизм, трудности и радости в годы войны в стихотворениях     А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова

1

55

Ф. А. Абрамов.  «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы   рассказа

1

56

Е. И. Носов.   Сила   духовной красоты человека, протест против равнодушия  в рассказе «Кукла»       

1

57

 Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Живое пламя»

1

58

Ю. П. Казаков.  «Тихое утро». Взаимоотношения детей, подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка

1

59

В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, Н. Рубцов    о Родине, природе в лирике.  Р.Р. Анализ понравившегося стихотворения

1

60

А. Т. Твардовский.  Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы в стихотворениях «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...» 

1

61

Д. С. Лихачёв. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи

1

62

М. Зощенко.  Смешное и грустное в рассказах «Беда», «Галоша»  

1

63

Лирические размышления о жизни    в песнях на слова русских поэтов XX века.  А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...»

1

64

Возвращение к истокам, основам жизни в лирике Расула Гамзатова.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Контрольное тестирование по материалу 7 кл.

1

65

Д. Г. Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью

1

66

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

1

67

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы».  Мечта о чудесной победе добра

1

68

Вн. чт.  Рекомендации на лето. Подведение итогов

1

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...