Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Просолович Юлия Сергеевна

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отразили важнейшие этапы истории нашего народа и приобрели известность В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barstvo.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Литература, 6 класс

Урок. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

Рабочее название урока: «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне».

продолжение разговора о дворянском благородстве и чести, как настоящем, так и мнимом.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему урока, его проблему и цели.

2. В диалоге с учителем вырабатывать оценочные критерии своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды информации, которая находится в тексте –текстовую, фактуальную и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, которая представлена в различных формах.

4. Пользоваться приёмами просмотрового и ознакомительного чтения.

5. Излагать содержание прочитанного текста сжато, подробно, выборочно.

6. Осуществлять синтез и анализ.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, уметь аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Обосновывать свою точку зрения и высказывать её.

6. Слушать и слышать других, стараться принимать точку зрения других, быть готовым изменять свою точку зрения.

7. Выступать перед одноклассниками с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить отметку и оценки, если докажет, что ученик занизил либо завысил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право  эту оценку и отметку поправить, если докажет, что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено ответ, решение?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

Какую оценку ты себе ставишь?

Базовый уровень– решение простой типовой задачи, где требуется применить усвоенные знания и сформированные умения, прежде всего опорной системы, которая необходима для всех. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где необходимо применить знания по новой, изучаемой теме, либо «старые» умения и знания, но иной ситуации. Это будет уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением знаний, добытых или усвоенных умений самостоятельно.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2. Работа с текстом во время чтения, составление кластера, сравнительной характеристики.

3. Работа с текстом после чтения. Анализ текста.

На этом уроке мы с вами продолжаем работу над романом А.С.Пушкина “Дубровский”.

Наш урок сегодня я хотела бы начать с маленького литературного эксперимента.

Пожалуйста, просмотрите отрывки из романа и попробуте воспроизвести пропущенные слова и понять, о ком же из героев идет речь:

  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.

(А.Г.Дубровский)

  • Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”

(К.П.Троекуров)

А теперь подумайте, почему именно эти цитаты в качестве эксперимента я взяла? Определите их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события в 1 главе являются центральными? (ссора, конфликт А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова).

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из литературного эксперимента и домашнего задания, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему урока, цель урока самостоятельно.

Формулируем тему урока:

Отношения между Дубровским и Троекуровым.

Работа с текстом до чтения (с. 66): характеристика автора, анализ иллюстрации и названия произведения.

– О чём Пушкин писал?

– Какие его произведения вы помните?

– Как вы думаете о чём пойдёт речь в этом романе?

Прочитывается 1 глава с комментариями учителя.

Задание ученикам:

- Попробуйте представить сходство Троекурова и Дубровского в виде кластера

2. Составляют кластер 

женились по любви

рано овдовели

родились в одном сословии

являются ровесниками

наклонности и характеры      

одинаковое воспитание

бывшие сослуживцы

Вывод: У героев много общего и поэтому они дружили                                        

3. Составление сопоставительной таблицы

Используя цитаты из 1 главы, расскажите о А.Г. Дубровском и К.П.Троекурове

 (каждая группа получает распечатанную таблицу, которую будет нужно заполнить цитатами из 1 главы произведения)

Сравнительная характеристика

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Вывод

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

4. Ответы учащихся

Слайд:   Сравнительная характеристика

Вывод: Одной из тем в романе является тема так называемого «барства дикого», представителем которого становится помещик К.П.Троекуров. Пушкин красочно рисует сцены, показывающие его жестокость и самодурство. Пушкин этим рисует обобщённый тип нравов и быта провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова для того времени типичен.

Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что в России ещё не перевелись и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого достоинство и честь не пустые слова)

IV. Конфликт между  Троекуровым и Дубровским

-  Какое увлечение объединяло обоих приятелей?        (охота с собаками, поэтому их и держали).

 - Какая псарня была у Троекурова?

Пишем в тетрадях:

Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.

А чтобы нам выяснить из-за чего именно произошёл конфликт между дворянами-соседями, мы с вами попробуем исследовать 1 главу романа и выяснить ключевой момент в данной главе.

Работа в группах

- Как вы думаете, какой элемент, фрагмент, отрывок играет ключевой момент в этой главе? (Случай на троекуровской псарне)

- Как вы определили, что такое эпизод? (Это отрывок, который обладает законченностью, цельностью, самостоятельностью).

- Как можно выделить такой отрывок из общего текста?

- На что в первую очередь необходимо обратить внимание при анализе фрагмента? (Участники действия, время, место, поведение героев, происходящее между ними, поступки и речь героев, роль эпизода в сюжете произведения).

План анализа эпизода

  1. Границы эпизода и его условное название.
  2. Действующие лица.
  3. Время и место действия.
  4. Суть происходящего.
  5. Полная характеристика героев.
  6. Роль эпизода в сюжете произведения.

Основываясь на анализе эпизода, ответьте на следующие вопросы:

- Почему Дубровский стал «смиренным», а Кирила Петрович наоборот «надменным»?

- Был ли между ними неизбежен конфликт и почему?

- Чем мог раздражать Троекурова Дубровский?

- Как характеризует Дубровского сцена на псарне?

- Была ли ссора между Троекуровым и Дубровским случайна или же она стала закономерной?

Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, так ка, скорее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу чести настоящего дворянина.

III. Итог урока.

Именно такой бесконечный спор о благородстве –мнимом и действительном – стал настоящей причиной конфликта между Дубровским и Троекуровым. Конфликта, в который сначала были втянуты посторонние люди , а потом и их собственные дети.

Предположите конфликт Дубровского и Троекурова с тем, чтобы все, кто их окружал, были истинными дворянами. Чем тогда он мог закончиться?

IV. Домашнее задание.

Прочитать 2–6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский» и озаглавить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина "Дубровский".

Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе....

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...