Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отразили важнейшие этапы истории нашего народа и приобрели известность В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barstvo.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература, 6 класс
Урок. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).
Рабочее название урока: «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне».
продолжение разговора о дворянском благородстве и чести, как настоящем, так и мнимом.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему урока, его проблему и цели.
2. В диалоге с учителем вырабатывать оценочные критерии своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды информации, которая находится в тексте –текстовую, фактуальную и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, которая представлена в различных формах.
4. Пользоваться приёмами просмотрового и ознакомительного чтения.
5. Излагать содержание прочитанного текста сжато, подробно, выборочно.
6. Осуществлять синтез и анализ.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, уметь аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Обосновывать свою точку зрения и высказывать её.
6. Слушать и слышать других, стараться принимать точку зрения других, быть готовым изменять свою точку зрения.
7. Выступать перед одноклассниками с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить отметку и оценки, если докажет, что ученик занизил либо завысил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право эту оценку и отметку поправить, если докажет, что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено ответ, решение?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?
Какую оценку ты себе ставишь?
Базовый уровень– решение простой типовой задачи, где требуется применить усвоенные знания и сформированные умения, прежде всего опорной системы, которая необходима для всех. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где необходимо применить знания по новой, изучаемой теме, либо «старые» умения и знания, но иной ситуации. Это будет уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением знаний, добытых или усвоенных умений самостоятельно.
II. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
2. Работа с текстом во время чтения, составление кластера, сравнительной характеристики.
3. Работа с текстом после чтения. Анализ текста.
На этом уроке мы с вами продолжаем работу над романом А.С.Пушкина “Дубровский”.
Наш урок сегодня я хотела бы начать с маленького литературного эксперимента.
Пожалуйста, просмотрите отрывки из романа и попробуте воспроизвести пропущенные слова и понять, о ком же из героев идет речь:
- “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.
(А.Г.Дубровский)
- “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”
(К.П.Троекуров)
А теперь подумайте, почему именно эти цитаты в качестве эксперимента я взяла? Определите их роль в 1-й и 2-й главе?
Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события в 1 главе являются центральными? (ссора, конфликт А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова).
3.Формулировка темы и цели урока
Исходя из литературного эксперимента и домашнего задания, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему урока, цель урока самостоятельно.
Формулируем тему урока:
Отношения между Дубровским и Троекуровым.
Работа с текстом до чтения (с. 66): характеристика автора, анализ иллюстрации и названия произведения.
– О чём Пушкин писал?
– Какие его произведения вы помните?
– Как вы думаете о чём пойдёт речь в этом романе?
Прочитывается 1 глава с комментариями учителя.
Задание ученикам:
- Попробуйте представить сходство Троекурова и Дубровского в виде кластера
2. Составляют кластер
женились по любви
рано овдовели
родились в одном сословии
являются ровесниками
наклонности и характеры
одинаковое воспитание
бывшие сослуживцы
Вывод: У героев много общего и поэтому они дружили
3. Составление сопоставительной таблицы
- Используя цитаты из 1 главы, расскажите о А.Г. Дубровском и К.П.Троекурове
(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую будет нужно заполнить цитатами из 1 главы произведения)
Сравнительная характеристика
«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»
«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.
Вывод
Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.
Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.
4. Ответы учащихся
Слайд: Сравнительная характеристика
Вывод: Одной из тем в романе является тема так называемого «барства дикого», представителем которого становится помещик К.П.Троекуров. Пушкин красочно рисует сцены, показывающие его жестокость и самодурство. Пушкин этим рисует обобщённый тип нравов и быта провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова для того времени типичен.
- Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что в России ещё не перевелись и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого достоинство и честь не пустые слова)
IV. Конфликт между Троекуровым и Дубровским
- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (охота с собаками, поэтому их и держали).
- Какая псарня была у Троекурова?
Пишем в тетрадях:
Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.
А чтобы нам выяснить из-за чего именно произошёл конфликт между дворянами-соседями, мы с вами попробуем исследовать 1 главу романа и выяснить ключевой момент в данной главе.
Работа в группах
- Как вы думаете, какой элемент, фрагмент, отрывок играет ключевой момент в этой главе? (Случай на троекуровской псарне)
- Как вы определили, что такое эпизод? (Это отрывок, который обладает законченностью, цельностью, самостоятельностью).
- Как можно выделить такой отрывок из общего текста?
- На что в первую очередь необходимо обратить внимание при анализе фрагмента? (Участники действия, время, место, поведение героев, происходящее между ними, поступки и речь героев, роль эпизода в сюжете произведения).
План анализа эпизода
- Границы эпизода и его условное название.
- Действующие лица.
- Время и место действия.
- Суть происходящего.
- Полная характеристика героев.
- Роль эпизода в сюжете произведения.
Основываясь на анализе эпизода, ответьте на следующие вопросы:
- Почему Дубровский стал «смиренным», а Кирила Петрович наоборот «надменным»?
- Был ли между ними неизбежен конфликт и почему?
- Чем мог раздражать Троекурова Дубровский?
- Как характеризует Дубровского сцена на псарне?
- Была ли ссора между Троекуровым и Дубровским случайна или же она стала закономерной?
Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, так ка, скорее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу чести настоящего дворянина.
III. Итог урока.
Именно такой бесконечный спор о благородстве –мнимом и действительном – стал настоящей причиной конфликта между Дубровским и Троекуровым. Конфликта, в который сначала были втянуты посторонние люди , а потом и их собственные дети.
Предположите конфликт Дубровского и Троекурова с тем, чтобы все, кто их окружал, были истинными дворянами. Чем тогда он мог закончиться?
IV. Домашнее задание.
Прочитать 2–6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский» и озаглавить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина "Дубровский".
Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе....
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...