Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhenie_russkogo_barstva.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
составила Монетина Маргарита Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №165 Советского района г. Новосибирска
Класс: 6
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Тема урока: Изображение русского барства в романе. Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Цели урока: Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров. Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: история, живопись, кино.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
| ||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: - Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл. От одного слова – да навек ссора. Одна задириха, а другая неспустиха. Нелады да свары хуже пожара. Разгорелся сыр-бор из-за сосенки. - Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора? - Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь). - Как можно избежать ссоры? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками | Проблемный вопрос: - Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа и определите тему нашего урока. - На какие вопросы мы должны будем ответить? - Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы? Целеполагание. Сформулируйте тему и цели нашего урока. - Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь | Формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в тетрадь, определяют задачи, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Отвечают на вопросы. |
| ||||
1. Работа в группах: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, творческое задание | Групповая работа, словесный, практический, познавательный, эвристический, проблемный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; установление причинно - следственных связей; умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдение правила общения; личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Консультирование | Работая в группах, отвечают на вопросы учителя, выполняют творческие задания. Карточки-задания для групп:
Изобразите общественное устройство того времени в виде схемы или рисунка. 3. Используя цитаты, расскажите о К.П.Троекурове по плану:
Изобразите фамильный герб Троекуровых.
Изобразите фамильный герб Дубровских |
2. Представление результатов коллективных работ | Наглядный, практический, выступление перед аудиторией | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков; коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания | Комментирует ответы | Дают развернутые ответы, отвечают на дополнительные вопросы, представляют творческие работы |
3. Коллективное составление схемы - сравнительной характеристики помещиков | Наглядный, практический, проблемный, поисковый, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение сравнивать и доказывать; личностные УУД: способность к оценке действий, поступков; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания учителя, одноклассников | Комментирует ответы, записывает схему на доске | Называют черты характеров помещиков, сравнивают, подкрепляют ответы цитатами |
4. Физ. минутка | Организация разминки | Выполняют упражнения | ||
| ||||
1. Работа с текстом романа. Поиск ответа на проблемный вопрос | Проблемный, практический, исследовательский, поисковый, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; умение анализировать и синтезировать новые знания, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: прогнозирование ситуаций и поступков | Беседа: - Каковы взаимоотношения между помещиками? - Чем можно объяснить особое отношение Троекурова к Дубровскому? - Кто из помещиков первым спровоцировал ссору? Как это случилось? - Какое чувство заставило Андрея Гавриловича сказать неприятные для его друга слова? - Что обидело Дубровского? Как он выразил свою обиду? - В каком эпизоде он объясняет причины своего ухода? - Хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея Гавриловича? - Почему он так болезненно отреагировал на письмо своего соседа, что вызвало его гнев? - Какие еще обстоятельства, поступки героев усугубляют конфликт? - Что заставило Троекурова отнять имение у своего приятеля? - Какие черты характера проявили герои? - Какой поступок Троекурова вызывает уважение? - Кто из героев и как мог бы предотвратить трагические последствия ссоры? - Кого вы считаете виновником ссоры? (Виноваты оба) - Какие из рассмотренных нами в начале урока пословиц наиболее точно оценивают описанную в романе ситуацию? | Ищут цитаты, читают вслух, делают выводы, отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
2. Просмотр фрагмента художественного фильма (Троекуров едет мириться) | Наглядный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Беседа: - Что заставило Троекурова решиться на примирение? - Как этот поступок его характеризует? - Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде? - Что в игре актеров помогает понять эти чувства? - Почему примирение не состоялось? (Троекуров не учел состояние Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко) - В какой момент его визит мог бы быть успешным? - Какой совет, вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно) | Анализируют увиденное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя | |
3. Работа с иллюстрациями в учебнике | Наглядный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация; регулятивные УУД: оценка; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; умение сравнивать и доказывать; коммуникативные УУД: строить монологические высказывания | Беседа: - Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов. - Какие моменты изображены на них? - Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание. - Озаглавьте иллюстрации. - Как художник изобразил чувства героев? - Составьте устный рассказ по одной из иллюстраций | Отвечают на вопросы, выполняют задания |
4. Работа с литературоведческими терминами | Словесный, проблемный, поисковый | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать | Контролирует выполнение, выслушивая ответы, восстанавливает схему на доске. Беседа: - Поясните каждый элемент композиции. - Какова роль эпизода на псарне в романе? - Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему? | Выполняют задание. Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы: Композиция эпического произведения: Экспозиция - … - развитие действия - … - развязка – эпилог. |
| ||||
1. Самооценка | Словесный, самоанализ | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: рефлексия, оценка | Инструктирует | Оценивают по пятибалльной шкале свое участие в уроке:
|
2. Взаимооценивание | Словесный, взаимооценивание | Беседа: - Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему? - Какой из представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему? - Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели? | Оценивают работу групп | |
| ||||
1. Выражение отношения к произошедшему | Словесный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | Беседа: - Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию? | Анализируют услышанное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя |
2. Создание синквейна | Словесный, проблемный, творческий | Пишут синквейн на одну из тем (на выбор):
| ||
| ||||
Творческая работа | Словесный, практический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека; регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Письменно создают страничку «личного дневника» одного из героев на тему «Как я поссорился со своим приятелем»: 1 вариант—А.Г. Дубровского 2 вариант – К.П. Троекурова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...
А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства.
Презентация к уроку А.С. Пушкин «Дубровский».История создания. Изображение русского барства....