Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_novoy_kultury_v_30-e_gody.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе).

В общественном сознании тридцатых годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Иосифа Виссарионовича Сталина. Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жёсткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и Правительства, Патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. С относительным плюрализмом (разнообразием) предыдущих времён было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один единственный художественный метод социалистического реализма. В его утверждении в области литературы большую роль сыграл Горький, который был давним противником символизма, футуризма и прочих направлений авангарда. Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры, социалистический реализм предписывал художникам содержание и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма - ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соц. реализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре и искусству придавался инструментальный характер, то есть, отводилась роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличиванию.

Таким образом, тридцатые годы - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые -сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчёркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных. В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлечённым в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлечённость в социальные структуры заставляли ещё больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Формирование социалистической общности людей и ее культуры (слияние наций) мыслилось при этом как процесс вытеснения элементов национальной культуры (которые якобы не могли быть никакими иными, кроме как буржуазными, крепостническими, националистическими, даже каннибальскими) и наращивания элементов культуры интернациональной — культуры «декабристов, Белинских, Чернышевских, Плехановых, Ленина». За пределами великорусских областей задача партии усматривалась в том, что «она выявляет элементы интернациональной культуры у себя дома и создает, сажает на почву условий быта своего народа интернациональную культуру более высоко развитых народов». В мировом масштабе, согласно Троцкому (статья «Мысли о партии», 1923), разрешить национальный вопрос было можно, только обеспечив за всеми нациями «возможность ничем не стесненного приобщения к мировой культуре — на том языке, который данная нация считает своим родным языком». Многообразие языков, естественно, выступало в качестве фактора, замедляющего приобщение к мировой культуре. «Уже теперь, — писал по этому поводу В. А. Ваганян, — существование множества национальных языков является колоссальным препятствием хозяйственного общения народов». Однако препятствие это казалось не таким уж труднопреодолимым. Самодовлеющей ценности в национальных языках не усматривалось. Считалось, что они представляют собой лишь «формальный признак» культуры. К тому же ни один из национальных языков не был «чистым», каждый из них представлялся продуктом сложного взаимодействия целого ряда языков, многократных исторических наслоений, каждый не раз «скрещивался со многими языками, одних ассимилируя, от других вбирая большое число корней и понятий». Учитывая все это, предлагалось на первых порах всемерно развивать национальные языки «как кратчайший путь внедрения интернациональной культуры пролетариата в народные толщи» и осуществлять таким образом создание «интернациональной культуры на национальных языках». Впрочем, этот путь представлялся не единственным и не главным. Законы предстоящей эпохи, по мнению Ваганяна, таковы, что не только не помогают замыканию и развитию национального языка, но в гораздо более ускоренном темпе продвигают дело стирания межнациональных граней, дело поглощения слабых, неразвитых, небогатых языков и наречий наиболее сильными и мощными языками. Иначе говоря, Ваганян утверждал: «При социализме совершится процесс, который диалектическим противоречивым путем приведет — и не может не привести — к постепенному уничтожению национальных языков, слиянию их в один или несколько могучих интернациональных языков». Видимо, не случайно в возглавляемой Троцким Красной Армии изучение эсперанто до 1923 года было особым знаком интернационализма. Этот искусственный международный язык мыслился как язык, могущий в будущем прийти на смену национальным языкам всех народов мира. Во второй половине 20-х годов подобную роль в масштабах СССР троцкисты стали отводить русскому языку. Ваганяну он представлялся языком «всесоюзной коммунистической культуры, которую мы вырабатываем все вместе. Но ко всему этому русский язык есть межнациональный язык нашего Союза. далее, это язык нашей единой союзной экономики». Выбор модели мировой социалистической республики для народов Земли в 1920—1922 годах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История России в 1900-1930-е годы"

Тест по истории России для 11 класса в формате ЕГЭ. В тест включены задания по истории России с 1900 по 1930-е годы, которые характеризуют экономическое, политическое и социальное положение нашей...

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс

методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

«Международные отношения в 1930-е годы»

Разработка урока истории для 9-го класса на тему "Международные отношения в 1930-е годы"...

Интегрированный урок в 9 классе (история - биология) по теме "Великий террор 1930 - х годов и развитие генетики"

Материал урока дает наиболее полное представление о репрессиях 1930 - х годов, характеризует  развитие и положение науки в данный период.  Информация  полезна как для  учителей для...

«Виды комического. Анализ сатирического произведения» (по рассказу М.Зощенко "Семейное счастье")

Основное назначение предлагаемой методической разработки — обратить внимание педагога на особенности смыслового чтения современным школьником. Предлагается материал, который позволит педагогам о...