Цели и задачи урока: охарактеризовать систему международных отношений в1930егг, раскрыть причины нарастания международной напряжённости в 1930е годы, познакомить учащихся с причинами и сущностью политики умиротворения, анализируя причины бессилия Лиги наций и демократических стран Европы и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств, развивать находить причинно-следственные связи в изучаемых исторических фактах, анализировать исторические источники, делать выводы.
Формирование компетенций: 1. Знать – уметь: даты основных событий, термины значительных процессов, результаты и итоги событий, сравнивать исторические явления и события, уметь дискутировать, читать историческую карту. 2. Межпредметные: география, обществознание. 3. Обозначить своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», система коллективной безопасности. Оборудование: карта «Европа после первой мировой войны», конспект урока, видеоматериал «Мир после первой мировой войны»
План урока:
1 Крах Версальско – Вашингтонской системы международных отношений. 2 Несостоятельность Лиги Наций. 3 Провал идеи коллективной безопасности.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний по теме: 1.оределите основные условия Версальского мирного договора, отметив соответствующие пункты: А) Германия сохраняла небольшую часть своих колоний; Б) Эльзас и Лотарингия возвращались Франции; В) Саарская область на 15 лет передавались Лиге Наций; Г) отменялась всеобщая воинская повинность в Германии; Д) германии запрещалось иметь подводный флот, военную морскую авиацию; Е) Рейнская область объявлялась демилитаризованной зоной; З) Германия лишалась своих колоний. - что стало главной задачей установившегося нацистского режима в Германии в 1933-1935гг? (пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех ограничений).
На уроке рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, которая сложилась в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира, проанализируем причины бессилия Лиги наций и демократических стран Европы и США.
- Вспомним, как называлась система международных отношений, сложившаяся в 1920-е г.г., после окончания Первой мировой войны? ( Версальско-Вашингтонская система, видеоматериал «Мир после первой мировой войны».
Беседа:
Неэффективность Версальско–Вашингтонской системы привела к тому, что уже с середины 1930-х г.г. начался её распад. Причина распада – последствия мирового экономического кризиса и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.
- Какая организация должна была обеспечивать мир и безопасность? ( «Лига наций»)
1. Рассказ: разными путями выходили из кризиса страны Европы и США. Торгово-экономические связи между странами стали свёртываться. Каждая страна действовала в одиночку. Одни искали внутренние резервы для решения своих проблем, другие встали на путь внешней экспансии, создавая очаги войны. На путь внешней экспансии встали Япония, Германия, Италия. Работаем с картой. Находим эти государства. 2. Работая с учебником, страница 133-134, ответить на вопрос №2 стр.138. 3. Рассказ учителя:
Постепенно стал складываться блок государств, которые и развяжут Вторую мировую войну. В 1936 г. Германия и Япония заключили соглашение о совместной борьбе против Коминтерна, а спустя год к ним присоединилась Италия. Возникший союз получил название «ось Берлин-Токио-Рим».
В 1938 г. Гитлер присоединил Австрию (аншлюс), а затем выдвинул претензии на Судетскую область Чехословакии (находим на карте). Это грозило серьёзным европейским конфликтом. Но Великобритания и Франция встали на путь «умиротворения» Гитлера и потребовали от Чехословакии согласиться на её раздел.
Этот шантаж возымел своё действие. 29-30 сентября 1938г в Мюнхене в отсутствие чехословацких представителей главами правительств Великобритании, Франции, Германии, Италии было подписано соглашение о расчленении Чехословакии. В истории это соглашение получило название «Мюнхенский сговор». В Мюнхене Гитлер обещал больше не посягать на чужие территории, но уже в 1939 г. он развязал новую агрессию в Европе. В этой обстановке СССР предложил западным демократиям систему коллективной безопасности. 4.Физминутка.
5. Работаем с учебником, стр.136-138, пункт «Провал идеи коллективной безопасности»
Задание: прочитать раздел «Провал идеи коллективной безопасности» и ответить на вопросы: -1. Что представляла собой система коллективной безопасности, предложенная СССР? -2. Почему переговоры между СССР и Великобританией с Францией зашли в тупик? 6.Используя текст параграфа, заполнить таблицу Год | События, способствующие росту международной напряжённости в мире | 1933 |
| 1935 |
| 1936 |
| 1937 |
| 1938 |
| 1938 |
| 1939 |
|
Вопросы классу:
- Как вы думаете, почему Великобритания и Франция не останавливали Гитлера? - Итак, в каком положении оказался мир в конце 1930-х г.г.?
Вывод: мир оказался на пороге Второй мировой войны.
III. Закрепление материала.
1.проверка заполнения таблицы
2. Вопросы для закрепления материала:
- В чём главная причина нарастания напряжённости международных отношений в 1930-е г.г.? - Как вы думаете, могла ли система коллективной безопасности, предложенная СССР, снять напряжённость международных отношений?
Домашнее
Параграф 15, ответить на вопросы. |