памятка к анализу стихотворения
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Любовь Александровна Кирейшина

Памятка к анализу стихотворения в помощь к подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon analiz_stihotvoreniya.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления. Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания. Аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление. Перифраз придает загадочность . Оксюморон создаёт новое понятие или представление . Ирония придает комический эффект. Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя. Антитеза . Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.

Слайд 8

Параллелизм подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность. Задача анафоры и эпифоры - выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность. Риторические обращения, вопросы , восклицания придают художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п. Асиндетон (бессоюзие) придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность. Полисиндетон (многосоюзие) – способствует выделению отдельных слов, замедляет интонацию,усиливает выразительность речи,подчёркивает целеустремленность и единство перечисляемого. Содержательная функция эллипсиса (пропуск слов) – в создании эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи. Односоставные предложения : - назывные позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние; - определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии; неопределённо-личные предложения подчеркивают неопределённость действующего лица, здесь важно само действие; - обобщённо-личные предложения – удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны; - безличные предложения – это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Они делают повествования боле лиричным.

Слайд 9

Двусоставные предложения (уравновешенная структура : всякому действию соответствует исполнитель). Двусоставные предложения способны передать ровное, без страстных порывов, эмоциональное состояние и созерцательное настроение, в целом элегическое. Сложносочинённые предложения выражают присущие им значения: последовательности, одновременности, чередования, противопоставления. Сложноподчинённые выражают разнообразные смысловые отношения: условные, временные, причинно – следственные и другие. Бессоюзные предложения , способные передавать различные смысловые отношения, выразительнее сложноподчинённых предложений, потому что им свойственна эмоциональная напряжённость и динамичность, создаваемые за счёт отсутствия союзов (сложноподчиненные предложения более строгие, логичные, они гораздо реже встречаются в поэтических текстах). Бессоюзные предложения позволяют воссоздать сложную картину – зрительную или звуковую - , обладают большой выразительностью и экспрессией. В поэтическом тексте важно обратить внимание на характеристику предложений по цели высказывания, по интонации, на наличие прямой речи и диалог. Отметить, кому принадлежит прямая речь, каков характер диалога – с реальным лицом или воображаемым собеседником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения...

памятка: анализ стихотворения

памятка: анализ стихотворения...