Своеобразие сетевой литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы для 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Береговая Екатерина Евгеньевна
Конспект урока литературы для 5 классов
Своеобразие сетевой литературы
(на примере произведений «Сказка про радужного жирафа», «Сказка про волшебные деревья», «Уроки для зверят»)
Тема урока | «Своеобразие сетевой литературы» | |
Цели урока | Цель урока – выявить, в чем своеобразие сетевой литературы, определить ее специфические черты. Обучающие цели: - дать представление о сетературе; - познакомить обучающихся с произведениями сетевой литературы; - выработать навыки краткого пересказа текста Воспитательные: - воспитывать в обучающихся любовь к литературе, к чтению книг. Развивающие: - развитие речи, мышления, воображения, коммуникативности школьников. | |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Вид и форма урока | Урок ознакомления с новым материалом. Формы работы: групповая дискуссия, диалог, индивидуальна работа | |
Оборудование: |
| |
Ход урока | ||
Организационный момент, слово учителя | Ребята, мы продолжаем разговор о современном литературном процессе. С наступлением эпохи компьютеров литература приобрела новое пространство: Сеть Интернет. За последние 10-15 лет в Интернете уже сложилась собственная литературная среда. И сегодня уже нет того, что принято называть единым литературным процессом. Процесса два: один существует в бумажном формате, другой – в виртуальном. | |
Первая учебная ситуация. Сообщения учеников | Первый ученик заранее готовит сообщение о видах и жанрах русской литературы, представленной в Сети, об отличиях от бумажного формата. (Сетевая литература (сетература) – совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:
Жанры: много произведений в жанре фэнтези, рассказов, эссе) | |
Вторая учебная ситуация. Проверка домашнего задания | Итак, сегодня мы будем обсуждать сказки «Сказка про радужного жирафа», «Сказка про волшебные деревья», эссе «Уроки для зверят». Вспомним их содержание (ученики кратко пересказывают содержание рассказов-сказок). | |
Третья учебная ситуация. Постановка цели | Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Выявить, в чем своеобразие сетевой литературы, определить ее специфические черты). А что для этого нужно сделать? Для этого нам нужно зайти на сайты, где публикуются произведения сетературы (http://ceteratura.ru/; http://www.netslova.ru/). Открываем странички прочитанных рассказов. | |
Четвертая учебная ситуация. Анализ сказок | Беседа с группой: 1. Чем эти сказки показались вам необычными, интересными? (сказки родились из жизненных ситуаций, происходивших с автором, о чём говорится во вступлении). 2. Что нам рассказывает автор в эссе «Уроки для зверят»? (Художник неправильно нарисовал иллюстрацию к детской книжке, идёт отсылка к книге «Уроки для зверят» – открываем ссылку на эту книгу, смотрим иллюстрации). 3. Прием обращения к другим текстам называется Интертекст – это первая особенность сетературы. Записываем это в тетрадь. Информация на карточке: Интертекст – способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст состоит из цитат и ссылок к другим текстам. 4. Кто в сказках выступает главным героем? (Вымышленные персонажи: жираф, жители волшебного леса). 5. Что есть во всех этих произведениях? (иллюстрации, предложенные самим автором, а также отзывы читателей). Так какова же вторая особенность сетературы? (следующая особенность сетературы – интерактивность, возможность создавать произведение во взаимодействии с читателями) 6. К какому жанру относятся прочитанные вами произведения? (сказки, эссе). Как вы думаете, какие произведения чаще всего создаются в сетературе? (сказочные, фэнтезийные). Значит, третья особенность сетературы – ведущий жанр – фэнтези. Информация на карточке: Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, в котором строятся вторичные, другие миры. | |
Пятая учебная ситуация. Работа в интернете | Открываем сайты с произведениями сетературы. Смотрим некоторые из них, обращаем внимание на иллюстрации, изобилие гиперссылок. Ребята, ссылки, при нажатии на которые мы переходим на другую страничку в интернете, называются гиперссылками. Зачем они нужны? (посмотреть определения неизвестных понятий, понять, что автор брал в основу своего текста). Какую мы с вами выделили особенность? (Четвёртая особенность – возможность использования гипертекста) Информация на карточке: гипертекст – текст, устроенный с помощью гиперссылок таким образом, что он превращается в целую систему текстов. | |
Шестая учебная ситуация. Подведение итогов, домашнее задание | Давайте ещё раз вспомним особенности сетературы. Чем интересны такие произведения? Домашнее задание: Создать свой список сетевой литературы (не менее 5 источников). | |
Рефлексия | Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось вам самым интересным? Будете ли вы читать произведения сетературы? Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок! |
Приложение
Карточка к уроку:
Интертекст – способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст состоит из цитат и ссылок к другим текстам.
Гипертекст – текст, устроенный с помощью гиперссылок таким образом, что он превращается в целую систему текстов.
Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, в котором строятся вторичные, другие миры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84835.jpg)
Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.
Урок в 10 классе по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-850100-1479118256.jpg)
Своеобразие древнерусской литературы
Произведения, написанные авторами, чтобы вызвать у читателей эстетические переживания. Такие тексты могут преследовать назидательные, воспитательные, идеологические цели....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-216813-1549690969.jpg)
Организация творческой деятельности на уроках литературы. Сетевая литература.
В данной разработке представляю Вашему вниманию жанры сетевой литературы - явления достаточного нового. Дети 21 века - продвинутое поколние, интернет заменяет им, к сожалению, книги, поэтому пусть хот...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-650900-1602795288.jpg)
Своеобразие древнерусской литературы
СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-452692-1402849972.jpg)
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-1147922-1559726072.jpg)
Презентация "Своеобразие родной литературы"
Презентация к первому уроку РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ....