Организация творческой деятельности на уроках литературы. Сетевая литература.
статья по литературе
В данной разработке представляю Вашему вниманию жанры сетевой литературы - явления достаточного нового. Дети 21 века - продвинутое поколние, интернет заменяет им, к сожалению, книги, поэтому пусть хоть в интеренте творят и познают основы литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_tvorcheskoy_deyatelnosti_na_urokah_literatury.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация творческой деятельности на уроках литературы
Мир не стоит на месте. Меняемся мы, мир вокруг нас тоже. Так как дети большую часть своего времени проводят в школе, то школа тоже не должна стоять на месте, она должна развиваться вместе с детьми, то есть идти в ногу со временем. Как говорил Джон Дьюи (1859-1952): «Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдём у них завтра». Это было сказано в середине 20 века. Не проследовать этому совету в нашем 21 веке было бы неправильно и непрофессионально.
Литература в школе призвана, в первую очередь, для развития творческого потенциала учащегося. Творчество должно стать не «уделом избранных», а «постоянным спутником» ребёнка (Л.Выготский).
Это самое творчество развивается как раз на уроках литературы в первую очередь. Все мы знаем фразы такие, как «От маленького писателя к большому читателю» (М.Рыбникова), "Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества" (В.Сухомлинский). Всё это актуально и сейчас. Поэтому главное на уроках литературы не только чтение и анализ художественных произведений, но и создание своих собственных шедевров.
Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.
Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).
Пишут дети сочинения на заданные темы, сочиняют сказки, продолжение рассказов или повестей, дописывают свои финалы. Но в современной литературе появилось такое понятие, как сетевая литература. Появилось давно, ещё в 1990-х гг..
Цели: расширение возможностей для творчества учащихся на уроках литературы, привлечение внимания учащихся к изучению произведений художественной литературы, развитие писательских способностей у учащихся.
Сетература - тексты, написанные с использованием новейших информационных технологий и предназначенные только для Сети. Сетевая литература может иметь несколько кардинальных отличий от бумажной.
Современные школьники читают, но не то, что мы им задаём. Вы слышали, что такое фанфик? А ангст, экшн, занавесочная история, манга как жанры сетовой литературы? Это абсолютно новые жанры, которые знакомы детям. Поэтому придётся с ними знакомиться и нам.
Фанфик – произведение, написанное как продолжение какого-либо художественного произведения, фильма, песни, или произведение, написанное по мотивам какого-либо популярного произведения.
«Оригинальная» литература – произведения с абсолютно новыми героями и своей сюжетной линией, не подражающее какому-либо произведению.
Основные жанры:
• Ангст (angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) - описываются сильные переживания, духовные (+ бывают и физ.)страдания героев. Присутствуют депрессивные мотивы и трагические события.
• Гапфиллер (англ. gap - промежуток, filler - наполнитель) - пересказ очень близкий к оригиналу (канону).
• Дарк/даркфик - содержит в себе сцены жестокого обращения с людьми, смерть персонажей.
• Десфик - этому жанру присуща смерть одного или нескольких героев.
• Драма - описание конфликтных отношений между героями.
• Занавесочная история (англ. curtain story) - рассказывается о повседневных, мелких бытовых заботах героев. Обычная жизнь героев.
• Кроссовер (англ. crossover - перекрёсток) - жанр сетевого текста, в котором пересекаются персонажи нескольких разных текстов.
• Ретеллинг (англ. retelling - пересказ) - жанр сетевого текста, в котором персонажи канонической истории попадают на место героев другой истории, допускается дословное цитирование 80% основного текста.
• Романтика - романтические отношения со счастливым концом.
• Смарм (англ. smarm - лесть) - в этом жанре один из персонажей говорит что-либо или делает, чтобы дать понять другому, насколько ему важна их дружба.
• Сонгфик (англ. song-fic) - жанр основан на пространном цитирование какой-либо песни.
• Филк - жанр сетевого текста в виде песни.
• Флафф - жанр сетевого текста, в котором описываются теплые, ничем не омраченные отношения между героями.
• Хоррор (англ. horror - ужас, страх) - жанр сетевого текста с пугающим содержанием.
• Хорт-комфорт - описываются страдания одного героя и помощь ему другого героя.
• Экшен/экшн - жанр сетевого текста с динамичным сюжетом с упором на приключения, а не чвства героев.
• Юмор - жанр сетевого текста, в котором преобладает юмор.
- Блог - веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Людей, ведущих блог, называют бло́герами.
- Ориджинал – жанр сетевой литературы, которому присуще свои новые герои, оригинальные, не из уже существующего произведения.
Есть несколько видов работы с этими жанрами.
- Два урока. Первый – знакомство с жанрами сетевой литературы. Урок, на котором предлагается путём исследования и групповой работы дать определения этим жанрам. Второй – создание своих произведений в новых жанрах.
- Создать своё произведение в новом жанре и этим самым «прорекламировать» произведение, которое входит в школьную программу.
Сейчас вместе пробуем дать определение жанрам.
Ангст (angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) | описываются сильные переживания, духовные (+ бывают и физ.) страдания героев. Присутствуют депрессивные мотивы и трагические события. |
Дарк/даркфик (dark – тёмный) | содержит в себе сцены жестокого обращения с людьми, смерть персонажей. |
Кроссовер (англ. crossover - перекрёсток) | жанр сетевого текста, в котором пересекаются персонажи нескольких разных текстов. |
Экшен/экшн | жанр сетевого текста с динамичным сюжетом с упором на приключения, а не чувства героев. |
Блог | веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. |
Предлагаю разделиться на 2 команды.
1 команда – составляет пример своего фанфика в любом жанре.
2 команда – составляет фанфик-рекламу для любого произведения художественной литературы из школьной программы.
Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия". (2. С. 104, 108). К творческим сочинениям принято относить:
- домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?";
- домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба Аси?" (И.С.Тургенев. "Ася");
- домысливание "пропущенного" в тексте эпизода: "Летние встречи Юшки со своей дочерью";
- дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Печорина";
- письмо от имени литературного героя, например, письмо Кулигина Борису Григорьевичу;
- речь в защиту или обвинение героя, например, Родиона Раскольникова, Катерины Измайловой (Н.С.Лесков. "Леди Макбет Мценского уезда");
- "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "Тринадцатый подвиг Геракла в наше время", "Встреча толстого и тонкого в наши дни";
- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить Васютку" (В.П.Астафьев. "Васюткино озеро");
- описание памятника литературному герою, например, любимому герою сказок Г.Х.Андерсена, былинному богатырю и т.п.;
- письменное словесное рисование, например, "Портрет Собакевича", "Описание комнат героев романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание";
- словесное описание герба помещика, например, герба Троекурова (А.С.Пушкин. "Дубровский"), Собакевича, Манилова (Н.В.Гоголь. "Мертвые души")2
К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:
- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;
- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;
- сравнение произведений на одну тему;
- подбор графического или музыкального символа;
- сочинение-эссе;
- отзыв;
- рецензия;
- реферат;
- устное сообщение (доклад);
- предисловие или послесловие к книге;
- аннотация;
- статья литературно-критического характера, например, "Идея Родиона Раскольникова и ее крушение" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание");
- статья теоретико-литературного характера, например: "Гротеск в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят:
- устное словесное рисование;
- описание кадров воображаемого диафильма;
- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;
- инсценирование;
- чтение по ролям;
- выразительное чтение;
- творческие пересказы;
- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке;
- стилистический эксперимент;
- сопоставление реальной основы с сюжетом произведения, героев с прототипами; черновых редакций и окончательного текста;
- узнавание автора по стилю, узнавание автора или литературной школы по пародии и др.
Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или эмоционально-художественные). К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов. К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок - воображаемое путешествие. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока "многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария" (3. С. 150) - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.
Анализ специальной литературы показал, что вопрос о классификации заданий, развивающих творческого читателя, остается актуальным. Учитывая имеющийся в систематизации творческих заданий опыт (В.Г.Маранцман, В.И.Лейбсон, В.Н.Шамардин), мы разработали классификацию, основанную на данных психологии художественного творчества о компонентах литературной способности писателя. Мы исходим из положения, что все хорошие писатели - обязательно хорошие читатели. Психологи утверждают, что все люди в разной мере обладают качествами, присущими хорошему писателю. Отсюда задача - развивать эти качества в начинающих писателях-школьниках. Основными составляющими литературной способности писателя являются:
Сила воображения, богатство фантазии.
Острая наблюдательность.
Богатство и яркость ассоциирования.
Эмоциональность восприятия действительности.
Развитое чувство художественного слова.
Исходя из этого, мы предлагаем следующую классификацию заданий:
Задания, направленные на развитие воображения.
Задания, способствующие развитию наблюдательности.
Задания, развивающие ассоциативное мышление.
Задания, развивающие эмоциональную отзывчивость.
Задания, формирующие чувство художественного слова.
Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию творческих способностей обучающихся. Приоритетность темы связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учеников, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе XXI века – обществе стремительных социально-экономических и информационных изменений. В связи с этим возрастает потребность школьников опыта творческой деятельности как основы их будущего самоопределения и самосовершенствования. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, необходимо обеспечивать условия для самоопределения и самореализации молодого поколения.
Успешность работы школы сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности. Но, как показывает практика, для учителя задача формирования творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой.
Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения.
Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т. д.
И здесь опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включённости конкретных учащихся в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащегося и охватит всю учебную программу.
Традиционная программа обучения не предусматривает развитие целого ряда особенностей общего развития ребёнка. Речь идёт о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать её, о способности к творчеству и др. Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся находятся с задачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее, методы развития творческих способностей учащихся почти не используются. Основная причина этого заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной.
Наибольший эффект в формировании творческих способностей учащихся дают такие методы, как:
• творческое задание,
• постановка проблемы или создание проблемной ситуации,
• дискуссия (организация обсуждения материала,
• перевод игры на другой, более сложный уровень,
• создание креативного поля и др.
Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания и приёмы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. На уроках звучат романсы на стихи русских поэтов, инсценируются фрагменты произведений. Такая деятельность приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.
Творческие работы требуют соответственного оформления. Так упражнение на использование глаголов повелительного наклонения можно превратить в красивые рецепты приготовления блюд. А собственные сказки ученики представляют в форме книжек. При изучении темы «Лексика» в 6 классе учащимися были подготовлены словарики устаревших, профессиональных слов, словарики фразеологизмов.
Дети очень любят рисовать. Созданные ими рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Уроки на вольную тему предусматривают для обучающихся самостоятельный выбор темы. Дети рисуют не только иллюстрации. Интересен подход учащихся к созданию обложек прочитанных книг. При работе над описанием памятника (урок русского языка в 8 классе) учащиеся представили эскизы памятников литературным героям: В. Тёркину, князю Олегу и т. д. Анализируя творческий потенциал детей, пришла к выводу, что подобная деятельность становится для многих моих учеников основой самоопределения.
Учащимся нравится свободное сочинительство – пиши, что хочешь. Интересны формы: «Мой дневник» - пиши о том, что сейчас переживаешь, что очень волнует; «Фантазия – картина» - опиши словами картину, которой нет, которую видишь в своём воображении. Если написанное будет выразительно, слова могут воплотиться в рисунок, сценарий мультфильма по выполненным рисункам, музыкальное сочинение, 1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоём воображении под впечатлением прослушанного отрывка музыкального произведения. 2-й вариант – воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля, сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
Наиболее существенной оказалась динамика развития таких творческих умений, как умение исследовать объект, умение выдвигать собственную гипотезу и степень выраженности личного «Я» автора в работе.
Поэтому часто перед обучающимися определяю проблему или создаю проблемную ситуацию. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо известен. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создаёт у учащихся сильную мотивацию. «Нужна ли поэзия в наш технократический век?»(урок по теме «Природа и родина в стихах русских поэтов» 6 класс) или «Что может произойти с людьми, которые не любят читать?» (урок по теме «Гласные в суффиксах существительных - ек, - ик» 6 класс).
Обучающиеся вовлечены в проектную деятельность. Иногда для такой деятельности избирается только одна тема. Школьники сами решают, какой аспект для исследования им определить для себя. Метод проектов предполагает «погружение» в проект. Затем необходимо составить план деятельности. После осуществления деятельности происходит презентация результатов. Например, для учащихся 8 класса предложена тема «В чём особенности русского фольклора?» Цель: посмотреть, как функционируют жанры. Задача: определиться с традиционными жанрами (какие существуют, выяснить, почему отмирают жанры (былина, народная сказка, как функционирует жанр частушки. Способы: воспользоваться литературой, провести фольклорную экспедицию. Данный творческий проект предполагал соответственное оформление: сборник частушек, альбом, музыкальное сопровождение.
Для того чтобы создать творческую атмосферу в классе, использую метод «создание креативного поля». На основе непосредственной учебной деятельности учащимся предлагается развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей. Показать метод в действии может сочинение-эссе, так как в нём предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Автор как бы ходит кругами вокруг какой-то темы и для него главным является личностное постижение мира и отношение к нему.
Игровая деятельность – замечательная возможность развить творческие способности детей. Можно в хорошо известную и привычную для учащихся игру вводить новые элементы, дополнительные правила, задания творческого характера.
Развитие творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. На уроке по феерии «Алые паруса» А. Грана ставится вопрос после того, как ученики послушали музыку Е. Доги: «Какие у вас возникли ассоциации с именем главной героини Ассоль?» Ответы были необычными «Имя героини тоже можно отнести к художественным особенностям повести. Ассоль – как нота в музыкальном произведении, как шум, свист морской раковины».
Формированию независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации способствует технология встречных усилий. Эта технология даёт возможность организовать комфортные условия для обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой, с учителем, с окружающим миром. Педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности, хорошо известны: «Знаю/не знаю», «Кластер», «Деловая игра», «Эссе», «Синквейн» и др. Особенно обучающимся нравится работать с синквейнами. Так, на уроках литературы по творчеству А. П. Чехова работа в группах способствовала созданию таких «произведений»:
Очумелов.
Лживый, неискренний.
Милует, жалует, наказывает.
Кресло власти сработано не по мерке головы.
Хамелеон!
Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, надо объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на уроке. Именно поэтому, анализируя в классе любую детскую работу, нужно спрашивать себя: «За что можно похвалить автора данной работы?» В ученических «творениях» в первую очередь необходимо отмечать достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческоезадание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее. Необходимо иметь в виду, что существует множество факторов, влияющих на творческий процесс. Задача педагога состоит в том, чтобы не подавлять интуицию учеников, формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность, не допускать формирование конформного мышления. Нужно стремиться к тому, чтобы ученик слушал своё «Я» и был самим собой.
Таким образом, для того, чтобы развитие творческой индивидуальности на уроке состоялось, нужно создать определённые педагогические условия, организовать учебную деятельность и, конечно, самому педагогу необходимо быть творческой, неординарной личностью. Результаты такой работы появятся не сразу, но так отрадно видеть, что ученики, ставящие перед собой и выполняющие творческие задания, тоже становятся неповторимыми людьми с ярко выраженной индивидуальностью. Использование средств педагогических инноваций (приёмов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...
"Стимулирование творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"
Творческий отчет по теме....
Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Стимулирование творческой деятельности на уроках литературы.
В презентации представлен опыт работы по реализации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы....
Активизация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы
В статье описаны методы активизации познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка и литературы....
"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...