Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.Платонов. Загадка неизвестного цветка".
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Этот материал поможет учителю-словеснику в подготовке урока литературы по творчеству А.Платонова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 6 классе по рассказу А.Платонова. | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Платонов. «Неизвестный цветок»
1. Организационный момент.
2. Тема урока
Сегодня мы знакомимся со сказкой-былью «Неизвестный цветок», написанной в 1950 году незадолго до смерти писателя и подаренной дочке Маше. Это своеобразное завещание.
- что такое «завещание»? (наказ на будущее)
- что же завещал совей дочери и нам, читателям, писатель?
У вас на столах рабочий лист. Вам нужно выбрать из второго столбика словосочетание, которое соответствует глаголам первого столбика и соединить в рабочем листе стрелками, а затем самим сформулировать тему нашего урока.
Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.
Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.
Откроем… для себя жизненные нравственные ориентиры.
Как мы определим тему урока?
Жизненные нравственные ориентиры.
Так вот какие мы открытия сегодня сделаем! Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении.
3. Жанр.
Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения?
Сказка-быль
Работа с термином.
Сказка – вымысел, быль - реальность, правда.
Прочитайте предложения и сделайте выводы: где быль, а где вымысел? Вымысел обведите цветной ручкой.
Жил на свете маленький цветок |
На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни… |
Он трудился день и ночь… |
Лишь один раз в сутки цветок радовался… |
…. однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. |
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. |
Она села на землю возле цветка и спросила его... |
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. |
Все произведение правда и вымысел переплетаются. В начале: «Жил на
свете маленький цветок». «Жил он на пустыре, куда не ходили…»
С какой целью автор объединил несовместимые жанры?
Такое сочетание поможет понять главную мысль произведения.
4. Работа с иллюстрацией Г.Новожилова.
Прежде чем разгадывать загадки Андрея Платонова, я хочу показать Вам иллюстрацию художника Г.Новожилова.
У каждого вида искусства свой язык. Художник говорит языком композиции, красок, линий.
Посмотрите, как необычна композиция рисунка. Девочка мала? Или цветок высок? Или это ощущение?
Мы вернемся к этой иллюстрации, разобравшись с текстом сказки-были.
5. Анализ.
К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?
Олицетворение. В сказке цветок показан как живое существо.
Чтение учителем 1-2 предложения.
Какая щемящая нота звучит уже в первых строках описания жизни цветка?
Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в
описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой
обычных, на первый взгляд, слов: «маленький - никто – на земле».
Узнаете прием, который Андрей Платонов положил в основу всей сказки?
Маленькое растение - на огромной земле. Эта развернутая антитеза
рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.
Чтение 2-го абзаца.
Как описание рождения цветка еще более усиливают щемящую ноту?
Мало того, что он жил один, но он жил в невыносимых условиях!
Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые глаголы в описании жизни цветка. Работаем в парах. Заполняем диаграмму «Жизнь цветка»
Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано?
4 абзац 2 предложение.
Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. Это будет нашим первым открытием.
Какова же будет 1-ая нравственная заповедь?
ТРУДИТЬСЯ (запись в строке рядом с цветком)
Но в 4-ом абзаце есть еще одна нравственная заповедь. Каким словом можно назвать то, как трудился цветок?
ПРЕВОЗМОГАТЬ ТЕРПЕНЬЕМ СВОЮ БОЛЬ (запись в строке рядом с
цветком)
И это будет 2-ая нравственная заповедь.
А мы идем по тексту дальше. Читаем 7 абзац
И чего же добился цветок своим каторжным трудом? На что похож он стал?
На звезду. Причем автор повторяет это дважды.
Какой худ. приём использует автор?
Сравнение.
Случайно ли такое сравнение – со звездой?
Какое-то важное открытие должны мы сделать! А помогут нам в этом высказывания великих людей. Выберите то, что станет нашей третьей заповедью.
Самая чистая вода бывает в тех источниках, в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности. Мирзакарим Норбеков. |
Не отступай перед трудностями. Смотри им прямо в лицо. Смотри, пока не одолеешь их. Чарльз Диккенс. |
Мы пришли в этот мир, дабы претерпеть то, что необходимо для развития нашего Духа. Трудности учат, боль учит, делая нас духовно прекраснее. Лобсанг Рампа. |
Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья! Преодолевая трудности, ты становишься счастливее. Жорж Санд |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕЛАЕТ НАС ПРЕКРАСНЕЕ (запись в строке рядом с цветком)
И это будет 3-ая нравственная заповедь.
А можем мы подтвердить наше открытие историей о сыне цветка? (последние 3 абзаца)
Да. Все дети были чуть-чуть хуже отца. И лишь тот, кто рос в камнях стал
еще сильнее и прекраснее.
6. Работа с иллюстрацией Г.Новожилова.
Давайте еще раз вернемся к иллюстрации и сделаем выводы. Как же, по-вашему, мыслил художник?
Девочка мала? Или цветок высок? Или это ощущение?
Даша и цветок практически равновелики. Может быть, так художник
показывает совершенство цветка?
7. Физкультминутка.
Сейчас я предлагаю вам немного изменить вид деятельности. Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели). Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встаем).
Цветок вырастил большие листья (руки в стороны)
Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. (руки вверх)
Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья к земле, увлажняя почву. (поворачиваем кисти, опускаем руки вниз)
Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка.(Руки вверх и трясем кистями)
Радуемся. Дарим всем свои улыбки.
Садимся.
8. Продолжение анализа.
Почему сказка называется «Неизвестный цветок»?
Его никто не знал, не замечал до Даши. А Даша его заметила.
Почему Даша обратила внимание на неизвестный цветок?
Она скучала по матери. В это утро она была так же одинока, как и цветок.
Инсценирование эпизода встречи Даши с цветком.
Посмотрите, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком.
Какой вопрос и ответ вызывают особый отклик в сердце читателя?
«Как тебя зовут? » - «Меня никто не зовет, я один живу» .
Как каждый из героев понимает слово «зовут»?
Грамматическое переосмысление формы
неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству,
возникающему у читателя.
Что вы можете сказать о Даше?
Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём –
деятельное сострадание – привела с собой ребят.
Какова будет наша четвертая нравственная заповедь?
СОСТРАДАТЬ. ПОМОГАТЬ (запись в строке рядом с цветком)
Кто в сказке полюбил цветок?
Даша.
А другие ребята?
Их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем.
Итак, мы запишем ещё одно открытие нашего урока – 5-ую нравственную заповедь:
ЛЮБИТЬ(запись в строке рядом с цветком)
Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?
Трудиться, превозмогать, становиться прекраснее, сострадать, помогать,
любить.
Это и есть завещание Андрея Платонова дочери и своим читателям.
7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Подводя итоги урока, напишите в центре цветка о самом важном для себя открытии, которое подарила вам сказка-быль Платонова.
Пишут. Читают.
Преодоление делает нас прекраснее
Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Присутствие гостей заставило меня посмотреть на вас другими глазами. Вы умеете трудиться и помогать. А главное – вы умеете думать. Спасибо вам. Мне было приятно работать с вами.
8. Домашнее задание.
Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.
1. Подготовьте устный рассказ о таком человеке, девизом которого являются слова «Можно преодолеть всё!».
2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...