Конспект урока литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе на тему «Что значит быть счастливым?» (с использованием сюжетных линий рассказов Н. С. Лескова «Старый гений», А.П.Чехова «О любви», А. И. Куприна «Куст сирени»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_na_temu_chto_takoe_schaste_.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа
«Что значит быть счастливым?» (с использованием сюжетных линий рассказов Н. С. Лескова «Старый гений», А.П.Чехова «О любви», А. И. Куприна «Куст сирени»)
(конспект урока литературы в 8 классе)
Учитель русского языка и литературы:
Галактионова Ольга Стефановна
Велиж, 2020
Цели:
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, умению отличать истинные ценности от мнимых;
- формировать правильное понятие о нравственности, морали, этике;
- совершенствовать у учащихся знания в области литературы;
- уметь формулировать собственное мнение и отстаивать его, используя убедительные аргументы и факты;
- развивать навыки монологической речи;
- совершенствовать навыки характеристики героев.
Технология: РКМ, исследовательская
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал для групповой работы
Тип урока: урок -диспут
Учебник: Коровина В.Я., Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях.
–М .: Просвещение, 2019.
Ход урока
- Вызов
- В начале урока учитель читает стихотворение И. А. Бунина «Вечер»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
- Вступительное слово учителя:
Счастье, по мнению известного философа-просветителя Г.С.Сковороды, нужно искать не за морями, не в царских палатах, а в наших мыслях, в нашем сердце, в любви.
Нашу собственную судьбу мы должны создавать сами и вместе с тем уметь увидеть, что задолго до нашего рождения предыдущие поколения позаботились о нашем счастье. Мы готовились к этому уроку, и сегодня попробуем вместе отыскать счастье.
На доске открывается тема урока.
- Определение цели и планирование.
- Работа в группах – заполнение таблицы (1 и 2 части)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Ученикам предлагается составить ассоциативную зарисовку к теме урока. Составить кластер.
Судьба — неумолимая, счастливая, человеческая, женская, капризная, забытая…
Счастье — искреннее, щедрое, ежеминутное, каждое мгновенье…
2. Осмысление.
- Проверка домашнего задание (задание индивидуальное)
Во все времена, при любом уровне цивилизации, главным для человека, наверное, был вопрос о счастье. Что же такое счастье?
1 УЧЕНИЦА: толкование слова счастье в разных словарях
(Комментарий учителя: Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля к слову счастье указывает в скобках - "со-частье, доля, пай". Это как раз отражает происхождение слова "счастье", которое изначально имело общественный смысл - получить свою долю в общем результате.)
Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье.
Но каждый понимает его по-своему. Для одних - это семья, здоровье, для других - деньги, слава, богатство, а кто-то скажет, что счастье - это любимая работа, увлечение, друзья... Сколько людей, столько и мыслей...
1и 2 УЧЕНИКИ: высказывания о счастье (презентация)
Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание…
А может, прав тот десятиклассник из кинофильма «Доживём до понедельника» Помните, написавший: «Счастье – это когда тебя понимают».
Давайте мы сегодня постараемся понять друг друга, почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы познакомились, прочитав рассказы Н. С. Лескова, А. И. Куприна на уроках литературы.
- Работа в группах.
(учащиеся дают характеристики литературным героям)
- Старушка-помещица
- Верочка Алмазова
- Алехин
План характеристики литературного героя
1. Автор, название произведения.
- Место, занимаемое героем в произведении.
- Социальное положение героя.
- Поступки героя, через которые раскрывается его характер.
- Особенности внутренних переживаний.
- Отношения с другими действующими лицами произведения.
- Ваше отношение к герою.
Учитель: Посмотрите, каждый герой рассказывает о том, насколько он счастлив или наоборот. Так в чём же заключается счастье или несчастье этих литературных героев?
Найдите слова из текста, которые подтверждают ваши суждения.
(Из рассказа «Старый гений»: Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.
Из рассказа «Куст сирени»: И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь…)
Из рассказа «О любви»:… и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить»
- Беседа
А теперь, ребята, от литературных героев перейдём к нашей жизни. И поделимся мыслями о том, каким мы себе представляем это счастье. Что значит для вас быть счастливым?
Ответы учащихся.
- Просмотр видеофрагмента с обсуждением.
Вот видите, ребята, сколько людей – столько и мнений. Мы послушали откровения одноклассников о том, когда они достигают наивысшего душевного подъёма – испытывают восторг.
Но самое большое счастье – жить в мире, в ладу, в гармонии с самим собой, уважать родителей, близких, не делать подлостей, уметь видеть счастье. Искренне радоваться и уметь дарить его людям. Часто ли мы с вами опускаем руки перед трудностями, даже самыми маленькими, говоря, какие мы несчастные. Я хочу вас познакомить с героиней, которая говорит, что она счастлива. (Просмотр видеофрагмента)
Почему героиня с такой трудной судьбой говорит, что она счастлива?
- Рефлексия
Притча «Какое оно — счастье?»\
Было это давным-давно, когда Господь создал землю, деревья, животных и людей. Человек стал владыкой над всеми ними, но когда он был
изгнан из рая и стал несчастным, то попросил он зверей принести ему счастье.
— Хорошо, — сказали звери, привыкшие слушаться человека. И пошли они по свету в поисках человеческого счастья. Долго они искали, но так и не нашли его счастья, ведь они даже не знали, как оно выглядит. И поэтому решили принести то, что их самих делало счастливыми. Рыба принесла плавники, хвост, жабры и чешую. Тигр — сильные лапы, когти, клыки и нос. Орёл — крылья, перья, сильный клюв и острый глаз. Но ничего из этого не делало человека счастливым. И тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошёл искать своё счастье.
С тех пор каждый человек ходит по земле и ищет своё собственное счастье, но мало кто догадывается искать его в себе.
Итак, многое зависит и от нас самих.
Кто может сказать, что счастлив? Неужели тот, кто даже пальцем не пошевелил в своей беззаботной жизни? Хорошо подумайте над этим.
Возвращаемся к таблице: что узнали?
Прием «Выглядит, как….», «Звучит, как….»
Эмоциональная рефлексия
Когда человек улыбается, он немножко чувствует себя счастливым. А теперь я хочу, чтобы вы хотя бы на минутку улыбнулись, и почувствовали себя в этот миг счастливыми(презентация с юмористическими картинками.
Оценки за урок
Домашнее задание:
сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...