«Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Формы, приемы, методы
Фронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски.
Приемы «подводящий диалог»,«верные и неверные утверждения» или «лови ошибку», «кластеры», «тонкие и толстые вопросы», «строим вместе», «мозговой штурм», «фишбоун».
Задачи урока
1. Научить учащихся исследовать, анализировать и описывать объекты города, события, которые происходят в домах и на улицах города, героев Петербурга, обобщать данные и делать выводы.
2. Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве.
3. Развивать навыки работы с учебником, видеофильмом.
4. Поддерживать интерес к изучению литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки
Предмет: литература, 10 класс. Тема: «Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Учитель: Андрюхина А.П.
Тема урока | Место урока по теме | |||||||
«Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Пятый урок по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | |||||||
Тип урока | Формы, приемы, методы | |||||||
Комбинированный | Фронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски. Приемы «подводящий диалог»,«верные и неверные утверждения» или «лови ошибку», «кластеры», «тонкие и толстые вопросы», «строим вместе», «мозговой штурм», «фишбоун». | |||||||
Цель урока | Задачи урока | |||||||
Сформировать представление учащихся о роли Петербурга в судьбах героев | 1. Научить учащихся исследовать, анализировать и описывать объекты города, события, которые происходят в домах и на улицах города, героев Петербурга, обобщать данные и делать выводы. 2. Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве. 3. Развивать навыки работы с учебником, видеофильмом. 4. Поддерживать интерес к изучению литературы. | |||||||
Предполагаемый результат | ||||||||
Знать | Уметь | |||||||
- текст произведения - роль города Петербурга в судьбе героев Достоевского | - объяснять причинно-следственные связи «Петербург – город униженных и оскорблённых» - на основе полученной информации строить кластер (схему), создавать мини-проект | |||||||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | ||||||
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Технология развития критического мышления и ИКТ | мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карта Петербурга, текст романа Достоевского, аналитические таблицы | ||||||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции | Оценивание/формы контроля | Результат | |||
I этап: организационный 2 мин. | ||||||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие учащихся. Организует их деятельность. Прием «Отсроченная отгадка» - «Почему в качестве положительных героев романа «Преступление и наказание» Достоевский выбирает преступников?» | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Учебно-познавательная | Включение в учебный процесс | ||||
II этап: актуализация знаний 5 мин. | ||||||||
Организация проверки Д/З, подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Организует деятельность учащихся с помощью приема «подводящий диалог», «тонкие» и «толстые» вопросы, побуждает учащихся к подведению итогов этапа урока. (Прежде, чем приступить к изучению новой для нас темы, давайте вспомним, что мы с вами изучили ранее. На слайде всплывают «Тонкие» и «Толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы: 1. Кого из героев романа можно отнести к образу «маленького человека»? 2. Как звали главных героев романа? 3. Где живут эти герои? 4. Кто больше всего запомнился из них? «Толстые» вопросы: 1. Объясните, почему Достоевский использует приём «говорящая фамилия»? 2. Что обозначает фамилия Раскольникова? 3. Где и когда происходит раскол? | Демонстрируют знания, умения по ранее пройденной теме «Маленький человек». Приводят примеры из текста произведения. Участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока. | Учебно-познавательная | Приемы «подводящий диалог», «толстые и тонкие вопросы» Отметка учителем умения обучающихся правильно и точно находить ответы на «тонкие и толстые вопросы», умения рассуждать, доказывать свою точку зрения На этом этапе, чтобы поддержать инициативу, обучающихся, повысить мотивацию к обучению, уместна такая форма оценивания | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности | |||
III этап:постановка цели и задач урока 2 мин. | ||||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока в виде вопросов или гипотез. | Способствует совместно с учащимися постановке цели и задач урока, использует прием «побуждающего диалога» (Давайте прочитаем тему нашего урока и постараемся определить, каким видом деятельности мы займемся на уроке). | 1.Учащиеся предлагают различные варианты. | Учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательская | Отметка учителем умения обучающихся ставить цели, определять задачи, обосновывать свой вариант ответа На этапе целеполагания учитель обязательно должен отметить стремления обучающихся определить и спланировать дальнейшую работу, поскольку от качества данного этапа будет зависеть протекание всего урока. | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||
IV этап: изучение нового материала. Стадия «вызов»24 мин | ||||||||
Организация получения новых знаний в результате самостоятельного исследования. | Учитель организует самостоятельную работу учащихся. (На интерактивной доске показаны дома, улицы Петербурга, комната Сони, Раскольникова, дети Екатерины Ивановны На данной стадии используется прием «Верные и неверные утверждения» или «Лови ошибку» | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Ведут наблюдение за жизнью героев в домах и на улицах города по тексту. Работают с учебником и текстом произведения в поисках необходимой информации. Строят таблицы и кластер | Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская | Приёмы «Мозговой штурм», «Лови ошибку», «Строим вместе» Взаимооценка – обучающиеся находят допущенные в карточках ошибки, исправляют их, обосновывают свой выбор, оценивают работу групп. Поскольку работа на данном этапе ведётся в группах, логично чтобы обучающиеся оценивали работу групп, обсуждая в ходе «мозгового штурма», обучающиеся находят верные ответы, исправляют допущенные группами ошибки и комментируют свои варианты, при этом оценивают работу соперников. | Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. | |||
IV этап: изучение нового материала. Стадия «осмысление»» | ||||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Дает следующее задание: познакомиться с текстом учебника «Петербург Достоевского», составить «кластер» (схема-конспект). При этом учитель выполняет роль сопроводителя данного процесса и задает наводящие вопросы учащимся после изучения каждого пункта: Наводящие вопросы для заполнения первой части «кластера»: Учитель предлагает ответить на главный вопрос, заданный в начале урока, ответ вписать в таблицу «Фишбоун», изображённую на доске | 1. Самостоятельно по группам изучают обозначенные пункты параграфа «Петербург Достоевского». 2. После изучения материала учащиеся по группам начинают заполнять «кластеры» (отвечая на вопрос учителя, вписывают полученную информацию в определенный кластер). Учащиеся по группам заполняют причины и следствия , найденныё для ответа на главный вопрос | Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская | Работа в группах с текстом учебника, заполнение кластера на доске, фишбоуна Самооценка – обучающиеся оценивают правильность выполненной работы, сверяясь с вариантом таблиц на доске На данном этапе группы заполняют на доске кластер и фишбоун, поэтому вполне логична на данном этапе самооценка | Работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. | |||
V этап: рефлексия 7 мин. | ||||||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:
Выставление оценок за урок. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Петербург Достоевского» | Анализирует деятельность по достижению цели и результата Используя клеше устного сочинения «Благодарю» группы благодарят за сотрудничество и выставляют друг другу оценки | Учебно-познавательная, аналитическая | Рефлексия с использованием клеше устного сочинения «Благодарю» Самооценка – обучающиеся, используя клеше на слайде, оценивают свою работу на уроке. Взаимооценка – используя клеше «Благодарю», обучающиеся оценивают работу групп, класса в целом или отдельных учеников, чья работа на уроке, по их мнению, была особенно продуктивной. Оценка учителем работы всего класса, групп, отдельных обучающихся. Отметка учителем работы групп, отдельных обучающихся на уроке с фиксацией результатов в классном журнале. На этапе рефлексии предполагается комплексная оценка деятельности отдельных учащихся, групп и всего класса. Используя клеше на слайде, заготовку устного сочинения «Благодарю» обучающиеся подводят итоги своей работы на уроке, оценивая при этом свою работу и работу других учеников. На основании их оценок, а также на основании личных наблюдений учитель также оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города ....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок-путешествие с элементами исследовательской работы с текстом....

Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....