«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Фирсова Ирина Борисовна

Урок-путешествие  с  элементами исследовательской работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dostoevskiy_f.m.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсова И.Б., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 49

г. Санкт-Петербург

Методическая разработка урока литературы

в 11 классе

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

                                                         Учитель русского языка и литературы

Фирсова Ирина Борисовна

                                                                                                     

                               

                                                                   

 

 г. Санкт-Петербург

    2014 год

Тема: «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: Показать город, как фон, служащий для изображения безысходности  героев, на котором разворачиваются драматические события. Помочь учащимся увидеть Петербург как символ неблагополучной, безнравственной жизни. Указать на художественные средства, использованные автором в  романе.        

Тип урока: Урок-путешествие  с  элементами исследовательской работы с текстом.

Оборудование: Иллюстрации с видами Петербурга, иллюстрированный стенд «Уголок Петербурга».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

III. Сообщение учащихся.

IV. Проверка домашнего задания. Учащиеся составили план о Петербурге Достоевского, обратив внимание на психологический характер городского пейзажа, сцены уличной жизни, многообразие петербургских типов и др.

ПЛАН

  1. Психологический характер городского пейзажа.

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

  1. Многообразие петербургских типов.

      ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

      ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

      ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

      ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

      ч. 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

  1. Груды мертвых камней (доходные места, черные лестницы).

     ч. 1, гл. 1.

  1. Интерьер.

     ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 3 – «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

      5. Реальность и бред в картинах  петербургской жизни.

ч. 2, гл. 4 – «Ночь после убийства».

ч. 1, гл. 5 – «Сон Раскольникова».

      6. Мечта о прекрасном городе. ч. 1, гл. 5 – «О фонтанах думает Раскольников».

   V. Слово учителя.

        Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильё  и жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

        Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто  проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихи  Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений.

        Итак, отправимся в путешествие по Петербургу.

 VI. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

  • Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?
  • Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна Раскольникова?
  • Зачем в первом предложении автор употребляет однородные члены?
  • Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?
  • Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут неприятие действительности («особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая вонь».
  • Зачем столько определений к слову «вонь»? Не это ли вызывает у Раскольникова чувство омерзения?
  • Почему автор в один абзац объединил, на первый взгляд, разные мысли: о  лете, жаре, духоте… и тут  же даёт  портрет Раскольникова?
  • Какие слова показывают, что герой нерешительный? («как бы», «в какое-то», «что-то».)
  • Зачем автор объясняет, что «квартал был таков, что костюмом здесь трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?
  • Почему автор говорит не «человек», а «фигуры»? Что этим желает
  • подчеркнуть Достоевский?
  • Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего? Какое чувство охватило  героя?
  • Куда держит путь герой?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

  • Что заставляет Родиона  очнуться от дурных мыслей?
  • За что ударили его?
  • Какие слова подбирает автор, чтобы показать, что удар был неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние? («Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.
  • Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

  • Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор? За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние? Что испытал он при этом?
  • Почему Достоевский показывает  великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя?
  • Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову? Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же неуютно, холодно Родиону?
  • Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии        города и униженном человеке?
  • Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал себя от всех»?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

Плохо, неуютно герою и на «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбие  уязвлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героев в прежний мир, когда он ходил в университет и, возвращаясь домой, гулял,  любовался прекрасным Петербургом.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6)

  • Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?
  • Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?
  • Пытаясь объяснить состояние героя, автор использует  вопросительные предложения. С какой целью?
  • Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6)

  • Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?
  • Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде девушки подчёркивает автор? С какой целью?  
  • Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников затрагивает прохожих?  Был ли понят Раскольников?
  • Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной? С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?
  • Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» (ч. 2, гл. 6)

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.  

  • Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?
  • Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?
  • Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же поступок?

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Автор показывает жизнь, переживания, страдания, мучения ещё одного героя. Это Семён Мармеладов.

  • Как получилось, что он попал под  пролетку?
  • Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?
  • Как отреагировал Раскольников на произошедшее? Почему он принял живейшее участие в похоронах Мармеладова?
  • Что собой знаменует смерть Мармеладова?

Промежуточный  вывод  (Запись в тетради.)

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге. Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичны  и равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти  Свидригайлова»

 (ч. 6, гл. 6)

          И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Автор  ведет нас вслед за другим героем.  Это Свидригайлов. Он решает уйти из жизни. Почему?

          Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек.

  • Каков их вид?
  • Из-за чего произошла ссора?
  • Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов?

Найти описание природы перед грозой.

  •  Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?
  • Зачем и кому решает помочь Свидригайлов?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов.

  • Что из себя она представляет?
  • Почему интерьер гостиницы  производит на читателя гнетущее  впечатление?

        Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым.

  • Каково  убранство номера (или нумера, как пишет Достоевский)? (Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).
  • Какой кошмар чудится ему?

        Прошла ночь, наступило утро…

  • Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою? Почему?
  • Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность, ненужность человека в этом мире?  (собачонка, «мертво-пьяный в

Работа над эпизодом «Каморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа по тексту.

1. Зачитать описание комнаты Раскольникова

от слов: «Он проснулся…. до …. сидел  без обеда».

2. Вопросы.

  • Какие синонимы названия комнатки, где живет нищий студент, использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)
  • Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами? («Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник,  затаился, как зверь.)
  • Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?
  • Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?
  • С  кем  сравнивает Раскольникова автор?  (С черепахой)
  • Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?
  • Уважает ли себя Раскольников?
  • Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Вид  из окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

  • Зачем автор романа вторично ведет нас в каморку Раскольникова?
  • Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)
  • Какой вид открывается из окна Раскольникова?
  • Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?
  • Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом  «Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова.

Отправимся и мы в жилище этого героя. Убогую обстановку помещения видит Раскольников.

- Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство? О чём оно напоминает Раскольникову?

  • Удобно ли в таком помещении жить семейным людям? Комфортно ли живётся детям Мармеладова?
  • Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко, где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в  проходной комнате?
  • Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» ( ч. 4, гл. 4)

  • Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?
  • Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)
  • Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае» смогла сохранить свою чистую душу Соня?
  • Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся у Сони  под низким потолком сарая?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «коморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

        «Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Художественный пересказ сна.

  • Что собой  символизирует кляча?
  • Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради)

Образ клячи, замученной надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне показана надрывность, которая была оправдана достоверностью жизнью, как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

Работа над эпизодом «Мечта о прекрасном городе» ( ч. 1, гл. 5.)

        О фонтанах думает Раскольников. На островах, куда вышел Родион, было зелено.

  • Какой пейзаж изображает Достоевский?
  • Чем он отличается от обычного пейзажа «серединных» улиц Петербурга?
  • Что  за долгое время впервые увидел Раскольников? (Цветы.)

Работа над эпизодом «Устройство фонтанов»  (ч. 1, гл. 6)

        После сна о загнанной кляче он думает об устройстве высоких фонтанов. Почему?

  • Что этим хотел сказать автор?
  • Да, мечта прекрасна. А действительность какова? (Грязь, вонь, гадость …)
  • Будет ли мечта Раскольникова когда-нибудь реальностью?
  • Какой художественный прием использует автор  противопоставляя реальность и мечту (антитеза)?

VII. Итоги.

  1. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
  2. Расскажите  о внешнем облике людей, которые встречаются на «серединных» улицах?
  3. Какое впечатление они производят на вас?
  4. Каким вам предстаёт Петербург Достоевского?

VIII. Художественные достоинства романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

   

       I.    Художественная деталь в романе.

  • Проследим, какой цвет преобладает у Ф.М. Достоевского при описании города, интерьера помещения?
  • Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на улицах города?
  • Какие запахи сопровождают повсюду героев живущих, в «серединных» улицах Петербурга?

Вывод: Петербург – город- монстр, город – чудовище, город- хищник.

       II.     Слово и образ в романе «Преступление и наказание».

  • Пейзаж – фон, служащий для изображения безысходности героя, на котором разворачиваются драматические события.
  • Петербург – символ неблагополучной, безнравственной жизни бедных людей.
  • Образ клячи – символ неустроенности и достоверности жизни, в котором  нашли отражения  судьбы всех простых людей, измученных жизнью.
  • Описание интерьера помещений: «каморка», «клетушка», «угол» (снимает Мармеладов), «сарай» (жилище Сони), «гроб» (здесь обитает Раскольников).

IX. Домашнее задание.

История семьи Мармеладовых.

 1.   Портрет Мармеладова                       ч. 1, гл. 2.

 2.   Смерть Мармеладова                        ч. 2, гл. 7.

 3.   Поминки                                             ч. 3, гл. 2.

 4.  Смерть Катерины Ивановна              ч. 5, гл. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть  разные аспекты образа города ....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...

Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Урок по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»Формы, приемы, методыФронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски.Приемы «подводящий диалог&raq...