Интеллектуально-познавательная игра «В стране литературы» (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цели игры:
образовательная
создание условий для расширения знаний обучающихся о биографиях писателей и поэтов и их творчестве
развивающая:
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, отбора ранее полученной информации, развитие речевых навыков и проникновенного прочтения поэтического произведения;
воспитательная:
способствовать процессу духовного развития через знакомство с биографиями писателей, через внимательное и вдумчивое прочтение классической литературы; воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, эстетического вкуса, коммуникативности.
Условия игры:
- Группа старшеклассников делится на 3 команды.
- Выставление баллов осуществляется сразу (игроки могут проверить свои ответы) в соответствии с оцениванием задания.
- Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит остальным командам, готовым дать правильный ответ. За правильный ответ присуждается 1 балл. Любая команда имеет право заработать большее количество баллов, показывая свои знания и проявляя активное участие.
Технологии: информационно-коммуникационная, технология личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, игровая технологии, исследовательский метод
Участники: 10 класс.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт: презентация.
Приемы: групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualno-poznavatelnaya_igra_v_strane_literatury_10_klass.docx | 698.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-познавательная игра «В стране литературы» (10 класс)
Цели игры:
образовательная
создание условий для расширения знаний обучающихся о биографиях писателей и поэтов и их творчестве
развивающая:
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, отбора ранее полученной информации, развитие речевых навыков и проникновенного прочтения поэтического произведения;
воспитательная:
способствовать процессу духовного развития через знакомство с биографиями писателей, через внимательное и вдумчивое прочтение классической литературы; воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, эстетического вкуса, коммуникативности.
Условия игры:
- Группа старшеклассников делится на 3 команды.
- Выставление баллов осуществляется сразу (игроки могут проверить свои ответы) в соответствии с оцениванием задания.
- Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит остальным командам, готовым дать правильный ответ. За правильный ответ присуждается 1 балл. Любая команда имеет право заработать большее количество баллов, показывая свои знания и проявляя активное участие.
Технологии: информационно-коммуникационная, технология личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, игровая технологии, исследовательский метод
Участники: 10 класс.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт: презентация.
Приемы: групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Ход игры
Вступительное слово учителя (Слайд 1)
Добрый день. Сегодня наше занятие пройдёт в нетрадиционной форме – в форме интеллектуально-познавательной игры «В стране русской литературы».
1.Задание «По фактам биографии узнайте имя русского писателя / поэта XIX в»
Задание 1
- Родился в Москве. Получил домашнее воспитание. Путешествовал по Кавказу и Крыму. 3 балла
- Однажды был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I; император взял на себя цензуру его сочинений. 2 балла
- Записка «О народном воспитании» отклонена, возбуждено дело по поводу стихотворения «Андрей Шенье». Возникает желание сменить обстановку, путешествовать; совершает поездку на арену военных действий. 1 балл
Варианты ответа: М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой
Правильный ответ: А.С. Пушкин
Задание 2
- Пращур был героем Куликовской битвы. Прапрадед по матери - родной брат сподвижника Петра. Всю жизнь ощущал свою сопричастность истории.
- Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт, поэтому уже в 12 лет успешно переводил Горация.
- 22 года дипломатической службы в Германии и Италии. Открытие его дарования произошло после выхода в свет статьи Н.А. Некрасова.
- Пользовался исключительным успехом у женщин. Последняя любовь была вдвое моложе его.
Варианты ответа: М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Л.Н. Толстой
Правильный ответ: Ф.И. Тютчев
Задание 3
- Родился в Москве. Отец – врач Мариинской больницы для бедных, мать – женщина религиозная.
- Учился в Главном инженерном училище в Петербурге. Прослужив меньше года в инженерной команде, уволился, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.
- Сблизившись с Белинским, начинает посещать «пятницы» Петрашевского. Был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После 8 месяцев, проведённых в крепости, был приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте 4 годами каторги.
Варианты ответа: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Правильный ответ: Ф.М. Достоевский
2. Книжный мир "Найди на рисунке"
Дед Мазай и зайцы, Мастер и Маргарита, Золотой телёнок, Левша, Дама с собачкой, Обломов, Вишневый сад, Анна Каренина, Муму, 12 Стульев, Вий, Преступление и наказание, Шинель, Война и мир, Отец Сергий, Три толстяка, Герой нашего времени и т.д.
3. Задание. Блиц - опрос
Викторина по литературе с ответами для школьников
1. Литературный псевдоним какого знаменитого писателя совпадает с названием большого европейского города? (Джек Лондон, 1987-1916 гг.)
2.. Каким эпиграфом начинается повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина? («Береги честь смолоду»)
3. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Саавердры)
4. Что такое «белый стих»? (Нерифмованный стих; часто в драме — пятистопный ямб)
5. В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? (Капулетти)
6 Три карты, обладающие магическим действием в «Пиковой даме»? (Тройка, семерка, туз)
7. Кто послужил прототипом главной героини романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина»? (Мария Александровна Гартунг — дочь Александра Сергеевича Пушкина)
8. «Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним». Из какой пьесы эта цитата? (Из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира)
9 . Как звали русского писателя, который написал пьесу «Чайка»? (Антон Павлович Чехов, годы жизни — 1860-1904)
10. Известнейшая фигура в мировой литературе — «Рыцарь Печального Образа». Кто это? (Дон Кихот Ламанчский)
11. При каком царе в России началось книгопечатание? (При Иване IV по прозвищу Грозный)
12. Герой романа — юноша, который сохраняет свою молодость, тогда как его портрет стареет. Как называется это произведение? («Портрет Дориана Грея», автор — Оскар Уайльд, годы жизни — 1854—1900)
13. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго? (Квазимодо)
14. . В какое время происходит действие романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»? (Борьба между Севером и рабовладельческим Югом в США превратилась в гражданскую войну — 1861—1865 годы)
15. После выхода в свет какого романа Жюля Верна французское Географическое общество выступило с инициативой принять единую систему измерения времени? («Вокруг света за восемьдесят дней»).
16. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса? (Конан Дойл был врачом)
17. Кем был по профессии Антуан де Сент-Экзюпери? (Военный летчик)
18.. Рукопись «Рубайат» Омара Хайяма трагически погибла в 1912 году во время крупнейшей катастрофы этого года. Что же с ней произошло? (Рукопись утонула вместе с кораблем «Титаник»)
19. О какой героине написал Александр Сергеевич Пушкин такие строки:
«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?
(О Татьяне Лариной)
20. Назовите самого многословного героя Уильяма Шекспира? (Гамлет)
4. “Загадочное меню”, или где попадались следующие блюда?
1. “Суп с потрохами, лапша или желудок, рубцы, красная или белая подливка к соусу”; “варенья, соленья, печенья, меды, квасы, пироги…” (в Обломовке из романа И.А.Гончарова “Обломов”)
2. “roast-beef окровавленный”; “лимбургский сыр”, “ананас золотой”, “трюфли”, “Стразбурга пирог нетленный”, “вино кометы”. (в ресторане из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
3. “Щи со слоеным пирожком… мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…” (в трактире из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”)
5 задание «Слоги»
Каждой команде раздаются слоги. Нужно по данным слогам назвать имена героев из любого произведения Н.С. Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Слоги: РО, ЛИ, ЗА, ЛЕ, ПУ, РЕ, ТУ, СО, ДУ, ТА, МА, ДРЕЙ, ОН, ТА, КО, ТА, ОН, ВА, ША, РУ, ЛЕ, МИ, ВА, НА, КУ, ПЕ, ДИ, ВЕ, АН, НЯ, НА, ПО, КУ, ЗОВ
Варианты героев:
Родион Раскольников = «Преступление и наказание»
Лизавета (сестра старухи-процентщицы) - «Преступление и наказание»
Андрей Болконский - «Война и мир»
Соня (Софья Мармеладова) – «Война и мир»
Наташа Ростова - «Война и мир»
Николай Ростов - «Война и мир»
Василий Курагин - «Война и мир»
Наполеон - «Война и мир»
Кутузов - «Война и мир»
(Можно максимально заработать 4 балла)
5 конкурс. Имена героев. Конкурс капитанов
Задание: к фамилии присоединить имя (каждая команда выставляет одного человека, возможна помощь команды, но тогда жюри выставляет меньше баллов). Представители команд должны по очереди назвать имя героя.
Онегин (Евгений)
Ларина (Татьяна)
Гринев (Петруша)
Пугачев (Емельян)
Швабрин (Алексей Иванович)
Сквозник-Дмухановский (Антон Антонович)
Земляника (Артемий Филиппович)
Карандышев (Юлий Капитоныч)
Огудалова-дочь (Лариса)
Одинцова (Анна Сергеевна)
Базаров (Евгений)
Обломов (Илья Ильич)
Ильинская (Ольга)
Раскольников (Родион)
Мармеладов (Семен)
6. Следующий наш тайм называется «Чёрный ящик».
(В зал вносят три «чёрных ящика». Ведущий объясняет, что в этом тайме 1 «ум» получит команда, угадавшая, что находится в чёрном ящике).
· Внимание, черный ящик! В этом ящике лежит предмет, призванный укрывать от нескромных взглядов как материальные ценности, так и вещественные доказательства сердечной склонности. Эту младшую родственницу сундука не выпускала из рук героиня повести Пушкина, отправляясь в метель на тайное венчание. Назовите этот предмет. (Шкатулка.)
· То, что лежит в черном ящике, использовали многие литературные персонажи. К примеру, почти коллеги – один детектив из многочисленных произведений английского, другой – французского автора, который, кстати, и сам этим пользовался. Что же в черном ящике? (Курительная трубка.)
· История их изобретения насчитывает тысячу лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать себя их изобретателем. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта вещь идёт, не сходя с места. Эта вещь не имеет единственного числа. Что же в черном ящике? (Часы)
7. Кто это? Ребусы
Солженицын
Крылов
Грибоедов
Пушкин
Лермонтов
Некрасов
8. Угадай литературного героя по фильму
1. Война и мир
2. Обломов
3. Собачье сердце
4. Евгений Онегин
5. Мастер и Маргарита
6. Герой нашего времени
9. Литературная география
Где произошла дуэль Лермонтова и Мартынова?
(У подножия горы Машук близ Пятигорска)
Куда отправлен Петруша Гринёв для несения военной службы?
(Белогорская крепость)
Куда отправляется Тарас Бульба со своими сыновьями, чтобы посмотреть на них в бою.
(В Запорожскую Сечь)
Где происходит последняя встреча Онегина и Татьяны?
(В Петербурге)
Где была впервые поставлена пьеса «Ревизор»? В каком театре?
(Петербург, Александринский театр)
Куда был направлен Грибоедов с дипломатической миссией?
(В Персию)
Где прошло детство Ломоносова?
(В Архангельске)
Где находится памятник Пушкину, созданный скульптором Опекушиным.
(Москва, площадь Пушкина).
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Своя игра (русский язык, литература) 6 класс
"Своя игра" 6 класс - презентация для внеклассного мероприятия в рамках предметной недели по русскому языку и литературе...
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности по обществознанию для 8 - 9 классов "Азбука гражданина"
Программа включает в себя все разделы по обществознанию, которые встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. Материал будет полезен для учителей, работающих в старших классах....
Литературная викторина «Путешествие по стране Литературии 6 класса»
Итоговый урок по литературе, 6 класс...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Лингвистическая игра "Путешествие страну фразеологию" (8 класс)
Цель игры: привлечь внимание учащихся к фразеологизмам, показать их многоообразие....
Интеллектуально-познавательная новогодняя игра
Игра предназначена для создания новогоднего настрония....