Повторение изученного по теме "Литературный процесс 50-80-х годов"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
06.05.2020 Тема Повторение изученного по теме "Литературный процесс 50-80-х годов" Учебник – Литература. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. В 2 частях. Часть 2 | Чалмаев Виктор Андреевич, Зинин Сергей Александрович |
Прочитайте отрывки из повести В. Кондратьева «Сашка» и ответьте на вопросы
Желтый свет керосиновой лампы освещал капитана сбоку, резко обозначая морщины у губ и прямую складку у переносицы. На столе лежал русско-немецкий разговорник и зловеще поблескивал вороненым металлом капитанов пистолет. Немец стоял в тени, и когда Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча, то почувствовал, как бьет немца дрожь. У капитана ходили желваки на скулах и играли руки. Он стоял — большой, в свалившейся с одного плеча шинели и оттого какой-то скособоченный, странно непохожий на себя прежнего, прямого и собранного. Он грузно опустился на табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо, словно бы через силу, выдавил: — Немца — в расход. У Сашки потемнело в глазах и поплыло все вокруг — и стены блиндажа, и лампа, и лицо комбата, даже качнулся Сашка... Но потом, придя в себя, бросился к немцу, схватил того за грудки и закричал: — Да говори ты, гад! Говори! Убивать же будут! Понимаешь? Говори, чего капитан спрашивает! Говори, зараза! Немец, обмякший, недвижный, только мотнул головой и закусил губу. — Не понимаешь? Шиссен будут! Тебя шиссен! Говори... — Прекратить! Не ломайте комедии! — крикнул капитан и, размяв чуть дрожащими пальцами папиросу, уже спокойно добавил: — Выполняйте приказание. — Вы мне, товарищ капитан? — упавшим голосом спросил Сашка, отпуская немца. — Вам, — негромко сказал капитан, а Сашке показалось, будто гром с неба. — По исполнении доложить. Толик, пойдёшь с ними, проверишь. — Есть проверить! — вытянулся тот. — Товарищ капитан... — начал заикаться Сашка. — Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано... Где у тебя листовка? — подался он опять к немцу. — Где папир, которую тебе дал? Покажи капитану!
Наконец устал Сашка перебегать туда-сюда и безвольно привалился к дереву — будь что будет... Сжался комком и только вздрагивал при каждом разрыве. Будь что будет... Даже глаза закрыл. Не судьба, значит, уйти живым с передка. Но стон где-то совсем рядом встрепенул Сашку. А потом услыхал он: — Братцы... Есть кто поблизости? Братцы... Ранило меня... Санитаров бы... Вот еще негораздь какая! Матюгнулся Сашка, но на голос пополз. Раненый — большой и грузный, из «отцов», с седой щетиной на квадратном подбородке — жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно. Одного взгляда достаточно — плохо дело. Знал Сашка, если не перевяжешь сразу, не заткнешь дырку марлей, то раненные в грудь долго не тянут, помирают тут же. <...> — Не выдюжу... — раненый бессильно запрокинул голову, а изо рта пузырилась розовая пена. — Ничего, потерпи. — Сашка тоже кривился от боли, пришлось и левой рукой действовать. — Что делать будем? — Не уходи, сынок, долго не протяну. — В санчасть тебя надо. Пойду я, санитаров пришлю. А ты лежи. — Не найдут меня. Ты покричи, может, есть кто поблизости. <...> — Я пойду все же, — поднялся Сашка. — На тропке заметку сделаю для санитаров, найдут тебя. А так что? Пособить-то тебе ничем не могу... <...> Возле дома, в котором санвзвод расположен, толпились раненые, все больше из прибывшей части (своего медпункта покамест еще не развернули), — очередь. Видя такое и поняв, что скоро его не перевяжут, протолкался Сашка вперед сообщить о своем раненом. Запаренный военврач увидел Сашку и, зная его — не раз притаскивал он тяжелораненых, помогая санитарам, — бросил второпях: — Обожди маленько, видишь, что тут... — Я-то обойдусь, товарищ военврач, но в лесу раненый в грудь лежит, наш, с нашего батальона. Я там на тропке замету сделал. Надо бы санитаров поскорей, а то не доживет. <...> Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но посмотрел, как неспоро поплелись они, размахивая не в лад носилками, и чертыхнулся — знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут — не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет? А потом, вдруг замету его затоптали или мина в это самое место ненароком угодила? Тогда и будут искать — не найдут. А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо. И Сашка крикнул: — Погодите, провожу вас! — и пошел им вдогон. Те приостановились и удивленно глядели на Сашку. <...> Когда подошли к тому месту, и верно, стрелка, нацарапанная штыком, была почти не видна, а надпись «раненый» и вовсе стерта — прошелся, видно, по тропке народ, затоптал. Раненый лежал там же. Глаза закрытые, но дышал. |
Домашнее задание: устно ответить на воспросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Тест на повторение изученного 9 класс (начало года)
Тест на повторение изученного 9 класс (начало года)...
Диктант "Проверь себя. Петля Нестерова". Повторение изученного в начале учебного года, 8 класс
Текст и видеоряд имеют глубокую гражданскую направленность....
Геометрия 9 класс "Повторение изученного на ДО в 4 четверти 2020 года"
Повторение изученного на ДО в 4 четверти 2020 года...
Как сделать процесс закрепления и повторения изученного материала интересным и развивающим? (Всероссийский педагогический конкурс «Педагогические секреты»)
Работа участвовала на Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогические секреты», а также опубликована в электронном педагогическом журнале «Современный урок»....
Повторение изученного в начале года
Повторение орфографии...
«Повторение. Употребление Ь и Ъ знаков (повторение изученного в 5 классе)».
laquo;Повторение. Употребление Ь и Ъ знаков (повторение изученного в 5 классе)». Практическая работа по проектированию урока с использованием материалов библиотеки ЦОК...