Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_nekrasovu.docx | 18.25 КБ |
konspekt_uroka_po_nekrasovu.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы входим в мир некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ «Пролога»
Цели:
- Познакомить с историей создания поэмы;
- Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства и пробудить чувство сопричастности со своим народом;
- Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока
1.Наш урок является первым уроком по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мы узнаем об истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорим об актуальности поэмы, проанализируем пролог.
И наш урок позвольте мне начать с вопроса:
● Кто такие мы?
Попытку ответить на этот вопрос и предпринимает Н.А.Некрасов
в своей последней закатной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мы для него –это народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало принадлежать, не исчезает.
В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение 20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил свою поэму как эпопею народной жизни.
I часть поэмы завершена к 1869 году.
«Последыш» закончен в 1872 году.
«Крестьянка»- в 1873 году.
«Пир –на весь мир»-в 1876 году.
Смерть Некрасова оборвала работу над поэмой. Можно предположить, что если бы Некрасов завершил работу над поэмой, то он мог изменить расположение ее частей, как это сделал, завершив работу над романом какой писатель? (М.Лермонтов)
Вся поэма была опубликована целиком в бесцензурной редакции в 1920 году К.И Чуковским, который предложил такую композицию:
Часть I (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
«Пир- на весь мир»
В 1921 году П.И.Сокулин предложил другое композиционное решение:
ЧастьI (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Пир- на весь мир»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
●Как вы думаете, почему Чуковский согласился с Сакулиным?
Какие чувства испытывал к своему народу более века назад русский поэт Н.А.Некрасов? Постараемся ответить на этот вопрос, находя доказательства в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома.
●Любовь к своему народу.
Свою любовь поэт выразил в названии поэмы. Вопросительного знака в названии поэмы нет. ●Почему? Вопрос будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся к правде, истине. Народ Руси
трудолюбивый.
●Чем были заняты мужики до своего спора?
Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели» найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси»
Обратите внимание, что русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно блажи.
●Какой синоним вы можете подобрать к слову блажь? (Мечта , истина)
●Почему же мужики просят у волшебной пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики? (Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим трудом пропитание) И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы добраться до сути человеческого счастья.
Скатерть- самобранка – объяснение и оправдание их странствий , не отвлекаясь заботами о хлебе насущном.
Кем же становятся семь мужиков к концу «Пролога» (Странниками-правдоискателями)
●Чувство гордости за народ, которому во владение дан «великий могучий русский язык». Как Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка?
●Как сегодня звучит пословица из пролога поэмы: «Мужик, что бык –втемяшится в башку какая блажь…»
●Отгадайте загадку:
Никто его не видывал
А слыхать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно, Без языка –кричит.
●Продолжите народную примету: Кукушка перестает куковать
Язык поэмы народный. Невозможно передать мироощущение народа без знания народной культуры, без обращения к устному народному творчеству.
●Какие жанры у.н.т. встречаются в прологе с самого начала? Прочитаем начало «Пролога»
•сказочный зачин. Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом_ во всем ее историческом значении и географической необъятности (Зарядка для глаз)
•герои названы по именам
•магическое число семь
•сказочный сюжет
•форма обращения к скатерти
●Боль за свой народ, который не стал жить лучше после отмены крепостного права.
•В каком году произошла отмена крепостного права? Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят.
Вспомните названия деревень. Перед нами предстает образ Руси, так долго томившейся в рабстве и нищете
Но разве так бывает , чтобы многовековой уклад, на котором базируется вся экономика, который стал основой психологического склада общества, был отменен за один день? Это процесс, изживавшийся десятилетиями. Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят. «Порвалась цепь великая, порвалась, рассочилася», - пишет Некрасов.
●Символом чего является цепь?( цепь и символ зависимости, и символ связи, соединения. Порвалась цепь- хорошо, потому что пришла свобода, и в то же время больно ударила по тем, кто ее был связан.) И у нас в конце 20 века было событие , изменившее жизнь страны
●Какое это событие? ( распад Союза.)
Выявление сложности устройства мира и человеческих представлений о нем и лежит в основе некрасовской поэмы.
●Гнев, ненависть. Почему и эти чувства испытывал к своему народу великий русский поэт?
Народ много пьет. Каковы причины пьянства?
Реальные мужики начинают пьяную драку, перестающую в побоище, которое потрясает целый лес.
Самые разные чувства испытывает к народу Некрасов.
●Какое же чувство будет самым важным?
●Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день?
Вывод: Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – эпопея народной жизни. Н.А.Некрасов напоминает нам о том, что надо любить свой народ, ибо из этой любви рождается духовная культура человека.
Домашнее задание: прочитать I часть поэмы и расшифровать формулу счастья: покой, богатство, честь. Как реализовал эту формулу счастья елабужский купец Стахеев? Ваша формула счастья.
Предварительный просмотр:
Мы входим в мир некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ «Пролога»
Цели:
- Познакомить с историей создания поэмы;
- Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства и пробудить чувство сопричастности со своим народом;
- Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока
1.Наш урок является первым уроком по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мы узнаем об истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорим об актуальности поэмы, проанализируем пролог.
И наш урок позвольте мне начать с вопроса:
● Кто такие мы?
Попытку ответить на этот вопрос и предпринимает Н.А.Некрасов
в своей последней закатной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мы для него –это народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало принадлежать, не исчезает.
В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение 20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил свою поэму как эпопею народной жизни.
I часть поэмы завершена к 1869 году.
«Последыш» закончен в 1872 году.
«Крестьянка»- в 1873 году.
«Пир –на весь мир»-в 1876 году.
Смерть Некрасова оборвала работу над поэмой. Можно предположить, что если бы Некрасов завершил работу над поэмой, то он мог изменить расположение ее частей, как это сделал, завершив работу над романом какой писатель? (М.Лермонтов)
Вся поэма была опубликована целиком в бесцензурной редакции в 1920 году К.И Чуковским, который предложил такую композицию:
Часть I (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
«Пир- на весь мир»
В 1921 году П.И.Сокулин предложил другое композиционное решение:
ЧастьI (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Пир- на весь мир»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
●Как вы думаете, почему Чуковский согласился с Сакулиным?
Какие чувства испытывал к своему народу более века назад русский поэт Н.А.Некрасов? Постараемся ответить на этот вопрос, находя доказательства в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома.
●Любовь к своему народу.
Свою любовь поэт выразил в названии поэмы. Вопросительного знака в названии поэмы нет. ●Почему? Вопрос будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся к правде, истине. Народ Руси
трудолюбивый.
●Чем были заняты мужики до своего спора?
Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели» найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси»
Обратите внимание, что русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно блажи.
●Какой синоним вы можете подобрать к слову блажь? (Мечта , истина)
●Почему же мужики просят у волшебной пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики? (Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим трудом пропитание) И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы добраться до сути человеческого счастья.
Скатерть- самобранка – объяснение и оправдание их странствий , не отвлекаясь заботами о хлебе насущном.
Кем же становятся семь мужиков к концу «Пролога» (Странниками-правдоискателями)
●Чувство гордости за народ, которому во владение дан «великий могучий русский язык». Как Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка?
●Как сегодня звучит пословица из пролога поэмы: «Мужик, что бык –втемяшится в башку какая блажь…»
●Отгадайте загадку:
Никто его не видывал
А слыхать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно, Без языка –кричит.
●Продолжите народную примету: Кукушка перестает куковать
Язык поэмы народный. Невозможно передать мироощущение народа без знания народной культуры, без обращения к устному народному творчеству.
●Какие жанры у.н.т. встречаются в прологе с самого начала? Прочитаем начало «Пролога»
•сказочный зачин. Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом_ во всем ее историческом значении и географической необъятности (Зарядка для глаз)
•герои названы по именам
•магическое число семь
•сказочный сюжет
•форма обращения к скатерти
●Боль за свой народ, который не стал жить лучше после отмены крепостного права.
•В каком году произошла отмена крепостного права? Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят.
Вспомните названия деревень. Перед нами предстает образ Руси, так долго томившейся в рабстве и нищете
Но разве так бывает , чтобы многовековой уклад, на котором базируется вся экономика, который стал основой психологического склада общества, был отменен за один день? Это процесс, изживавшийся десятилетиями. Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят. «Порвалась цепь великая, порвалась, рассочилася», - пишет Некрасов.
●Символом чего является цепь?( цепь и символ зависимости, и символ связи, соединения. Порвалась цепь- хорошо, потому что пришла свобода, и в то же время больно ударила по тем, кто ее был связан.) И у нас в конце 20 века было событие , изменившее жизнь страны
●Какое это событие? ( распад Союза.)
Выявление сложности устройства мира и человеческих представлений о нем и лежит в основе некрасовской поэмы.
●Гнев, ненависть. Почему и эти чувства испытывал к своему народу великий русский поэт?
Народ много пьет. Каковы причины пьянства?
Реальные мужики начинают пьяную драку, перестающую в побоище, которое потрясает целый лес.
Самые разные чувства испытывает к народу Некрасов.
●Какое же чувство будет самым важным?
●Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день?
Вывод: Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – эпопея народной жизни. Н.А.Некрасов напоминает нам о том, что надо любить свой народ, ибо из этой любви рождается духовная культура человека.
Домашнее задание: прочитать I часть поэмы и расшифровать формулу счастья: покой, богатство, честь. Как реализовал эту формулу счастья елабужский купец Стахеев? Ваша формула счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...
Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....
Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...
Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Комментарии
Мы входим в мир некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». А
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом.
Мы входим в мир некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». А
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом.