По страницам романа М.Шолохова "Тихий Дон"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории..
Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.
«Тихий Дон» - это повествование не только о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.
Семейные отношения на Дону. В XVII веке донцы вели рыцарский образ жизни, проводя ее в бесконечных походах, войнах, сражениях, набегах. Влюбляться в женщин было позором для казака. В то время деятельность их была ограничена кругом своей семьи и немногими знакомствами с соседками. Часто в то время казаки брали себе в жены прекрасных пленниц: черкешенок, персиянок, турчанок. Иногда татары или турки брали в плен русскую или казачку. А казаки через несколько лет освобождали ее. У нее были уже дети от татарина. Мать захватывала их с собой, потом выходила замуж за казака, а эти дети были приемышами .
Браки в то время заключались на Круге. Казак с казачкой выходили на круг, и если круг давал согласие на этот брак, то они становились мужем и женой. Так же совершались и разводы. Муж приводил жену на Круг и говорил: «Атаманы, молодцы! Она была услужливая и верная супруга, теперь она мне больше не жена, а я ей не муж». Отказанную жену тут же мог взять другой, прикрыв ее полою своего кафтана. Но этот обычай существовал до XVIII.
В хуторе и станицах Дона проживало много казачьих вдов, мужья которых сложили свои головы на поле брани. В связи с этим существовал один интересный обычай. Когда муж и жена шли вместе по улице, то муж шел немного впереди, жена чуть сзади. Это как раз было связано с тем, что в станицах было много вдов, и чтобы не демонстрировать перед ними свое счастье и не травмировать их душу, семейные пары именно так ходили по улицам. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем, уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонте одежды. Отличительной чертой казачки было ее стремление к чистоте. Казачьи курени мылись несколько раз в году и не только внутри, но и снаружи. Генеральная уборка проводилась три раза в год: к Пасхе, Рождеству и обычно к празднику святых апостолов Петра и Павла. Внутри казачьи курени белились, а снаружи дома желтили глиной. Ставни и наличники обычно были белыми или голубыми. Двор также должен был сиять чистотой. Его выметали, посыпали песком, желтили камешки, которыми выкладывали клумбу. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда в порядке была печь, блистал чистотой пол и была наготовлена еда.
Согласие родителей на вступление в брак детей имело большую силу, и редко, кто решался вступить в брак своевольно. Но если все-таки женились помимо родительской воли, то родители не принимали их, а иногда даже проклинали. Каким был обряд сватовства? Прежде всего, определенные требования предъявлялись к будущим супругам. Жених должен быть хозяйственным, не «гуленой», статным. Невесту выбирали такую, чтобы была здоровой, работящей и смирной. Строго соблюдался черед: сперва женили старшего сына. Так же и с невестами – первой выдавали замуж старшую дочь. Выбрав понравившуюся девушку, родители парня засылали сватов. После этого следовали сговор, зарученье , рукобитие. В разных станицах и в разных общинах при этом были особенности. Например, у забайкальских казаков устраивался девичник с украшением косы невесты. После чего невесту вели в баню с веником, украшенными лентами. В заключение следовали венчание в церкви и свадьба.
История семьи Пантелея Мелехова. Семья Мелеховых отличалась крепким достатком, во всём этом чувствуется твёрдая хозяйская рука Пантелея Прокофьевича . Из портретного описания- то, что глава семьи был вспыльчив до беспамятства, не терпел малейшего возражения или ослушания. При случае, не задумываясь, бил Пантелей Прокофьевич Григория костылём по спине, порол вожжами загулявшую без мужа Дарью. Вспыльчивость и властность - его характерная черта, которую Шолохов раскрывает через поведение героя.
Он сам выбрал невесту для Григория, и это было слишком уж сурово даже для патриархальной, крестьянской семьи начала века. Характерно, что младший сын (человек тоже своенравный и самолюбивый - черта, которая роднит его с отцом) безропотно подчиняется решению и выбору Пантелея Прокофьевича . И понятно: он в душе сам, очевидно, понимает, что скандальным романом с Аксиньей виноват перед семьёй. Старшего Мелехова тяготит то, что Наталья в их семье стала нелюбимой женой, он всячески помогает ей, проявляет нежность и деликатность. Через отношение к невестке, автор показывает всю неоднозначность этого образа. Для Пантелея Прокофьевича , главы семейства, существующий уклад жизни был освещён временем, обычаем. Много усилий приложил он для того, чтобы вернуть Григория к жене, для него мнение хутора было законом, а хутор считал, что Григорий опозорил Мелеховых, уйдя с Аксиньей от законной жены. Старик тяжело переживал несчастье, и, когда Григорий вернулся в родительский дом, к жене, Пантелей Прокофьевич не может сдержать радости. Он очень гордится сыновьями, которые дослужились на фронте до офицерских чинов, не может удержаться от смешного бахвальства, усердно расписывает достоинства Григория, Петра. Приехавшего на побывку младшего сына везет через хутор. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья, что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай гуляют и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» - простодушно придается Пантелей Прокофьевич . Всю свою жизнь стремился Пантелей Прокофьевич к достатку и богатству. Сам работал, не жалел семьи, все тащил в дом. Но началась гражданская война, и приходилось бросать свой дом, идти в «отступ». Но еще большей бедой было разрушение крепкой, дружной семьи. Как ни старался не мог он сохранить в доме нерушимый старинный порядок.
Тема Гражданской войны в романе. Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, - гражданскую войну. Гражданская война - это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата - брата . Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон».
Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. Это большая, дружная, сплоченная семья: Пантелей Прокофьевич , Ильинична, Петр, Дарья, Григорий, Наталья, Дуняшка . У них большое исправное хозяйство, они с радостью трудятся, возделывают землю. Но вот в их светлый мир врывается война. Она приходит в их дом тогда, когда забирают на фронт у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны двух их сыновей – Петра и Григория. Вскоре германская война сменяется гражданской. И поселяется в доме Мелеховых страх потерять сыновей, мужей, братьев, ведь для Пантелея Прокофьевича и Ильиничны Петр и Григорий – сыновья, для Дуняшки – братья, для Дарьи и Натальи – мужья.
Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича . Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения. Гражданская война сломала жизнь Григорию. Его колебания, метания между белыми и красными свидетельствуют не только о нетвердости характера героя, но и о том, что он искатель правды. Григорию хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Его то тянуло к большевикам, и он шел, других вел за собой. Но потом было раздумье, и он холодел сердцем: «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?».
Эти мысли смешивались в герое с совершенно другими. Григорий представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, позже выедет в степь, пойдет за плугом, «ощущая его живое биение и толчки». Он представлял себе, как будет вдыхать «сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости». От этих мыслей у Мелехова теплело на душе. Ему хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза: «Мира и тишины хотелось…» Григорий Мелехов не находит правды ни в большевистской среде, ни в среде белогвардейцев, потому что и те, и другие поглощены только классовой борьбой. А классовая борьба в любом случае, всегда и везде - кровь, насилие, убийства. Душа же Григория истосковалась по мирной жизни, мирному сельскому труду, родному куреню, близким людям. Но все это беспощадно отняла у него война. Война внесла разногласия в семейные отношения Мелеховых. Она сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи, разрушила его вековые устои и традиции. Именно поэтому гражданская война оценивается Шолоховым исключительно отрицательно, хотя описывается в романе объективно, правдиво, реалистично.
Женские образы в романе – Наталья и Аксинья
Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – такие разные героини романа, любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Григорий женат на Наталье, но любит Аксинью, а Аксинья замужем за Степаном Астаховым. Наталья — женщина нервная, рефлексирующая . Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Только узнав о сватовстве Мелеховых, она заявила: “Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…” Она — человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сначала на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает внутри, не выплескивая его наружу. Когда, из-за измен мужа, Наталья временно возвратилась в родительский дом, то “ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой”.
Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Она, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной соперницу. Она с самого начала решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не ведавшей Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, “залить любовью, владеть им, как раньше”, до женитьбы. Однако доброта свойственна ей в неменьшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, опасаясь ареста за старые грехи — активное участие в Вёшенском восстании. Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: “Видно, и её, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…” Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: “Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька , родненький мой! Пешком пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..” Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Любовь к Григорию гонит Аксинью вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.
Григорий Мелехов. Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия : вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.
Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака. Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета». Важнейшая черта характера Григория Мелехова – потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». «Сам ищу выхода» - эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.
Поиски главного героя – Григория Мелехова Герой и обстоятельства – вечная тема в искусстве и литературе. Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. «Сам ищу выход». Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов? /К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/ «Григорий переживает смерть обеих женщин, но переживает по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий “из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…” Он понимает, что виноват в смерти жены: “Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о её смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах”. »
Как замечает автор: “Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу – взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и не примирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…” Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье “за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть”.
А как вы относитесь к главным героям? Что вы чувствуете по отношению к ним? Запишите ассоциации, которые вызывают у вас эти герои. Это могут быть какие-либо образы, природные явления. Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?
Пример ассоциации к образу Григория Мелехова « Блукаю я , как метель в степи…»,- говорит о себе Григорий. Пример ассоциации к образу Натальи. Вырезки из романа. Слова Григория о Наталье: ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить . ...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,, Пример ассоциации к образу Аксиньи. Вырезки из романа:« Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось… …Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.» Учитель: Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как “кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…” Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он понимал, что “расстаются они ненадолго…”.
Выбор героя. За каждым эпизодом – трагедия и драма. Каким был выбор героя? Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью. «Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось». И вновь вопрос: Что же делать? К чему же пришёл Григорий? «куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью».
В конце романа он стоит у своего дома на руках с оставшимся в живых сыном. К чему же он пришел в итоге? Он потерял свою семью, он никогда не мог оценить и понять беззаветно любившую его Наталью, не нашел он своего окончательного счастья с Аксиньей, которую отбирает как будто сама судьба. Он окончательно расколот: единой правды, настоящей и полной, которая соответствовала бы его максималистскому и трагически двойственному отношению к жизни, он не смог найти. Любая правда оказывалась лишь на время успокаивающей какую-то одну из сторон его личности. Но несмотря на все это, жизнь все равно продолжается, финал у романа открытый. Эта жизнь оказывается воплощенной в символической финальной картине, когда Мелехов стоит у дома с ребенком на руках. Каков будет дальнейший путь его, сказать невозможно: может быть, его расстреляют уже на следующий день за все, что он до сих пор совершил, может быть, ему удастся собрать обломки собственной жизни, вырастить сына. Шолохов не определяет однозначного конца для своего героя, оставляя место возможностям. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни, которого он отчетливо так и не обретает, — это трагический путь обретений, ошибок, тяжких потерь, который прошла Россия в роковом XX веке.
“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”. Борис Васильев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"
Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений. Воспитывать и развивать нра...
«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»
Урок «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...
Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"
Урок литературы в 8-м классе.Форма проведения: дискуссия - соревнование ...
Урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок литературы для 9 класса....
Топонимика Москвы и Санкт-Петербурга на страницах романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация создана в ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Может быть использована при изучении романа "Евгений Онегин" в 9 классе....
Урок-семинар по литературе "Униженные и оскорбленные" на страницах романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе. Рассчитан на 2 часа....