В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Обучающиеся продолжают знакомиться с личной и творческой биографией Виктора Петровича Астафьева, обсуждают содержание рассказа "Фотография, на которой меня нет", выявляют проблемы рассказа, совершенствуют навыки анализа художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.p._astafev.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

В.П. Астафьев 

«Фотография, на которой меня нет».

Проблемы рассказа.

C:\Users\Тимка\Desktop\hnodggvrvr4l-viktor-astafev.jpg

Открытый урок по литературе

(октябрь, 2016 год)

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа.

Цели:

- углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание и выявить проблемы в рассказе; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

- развивать критическое мышление через работу в парах, самостоятельную работу;

- способствовать нравственному становлению личности обучающихся;

- коррекция внимания, мышления, речи через комментированное чтение и пересказ.

Как прекрасно устроен человек!

Какой великий дар ему дан - Память.

В.П.Астафьев.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем проводить время в общении и делиться своими мыслями. Прошу садиться.

2. Тема, цели урока.

Тема нашего урока… Нам необходимо будет выяснить, какие проблемы раскрываются в рассказе, что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

3. Запись в тетрадь.

Откройте рабочие тетради, запишите число, тему и эпиграф к нашему уроку.

Ребята, как вы думаете, почему Астафьев называет память великим даром? (ответы учеников).

4. Актуализация знаний.

Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Какие рассказы мы с вами уже читали? О чем они? («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).

Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет»? (главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, получает урок жизни; действие происходит в деревне).

5. Слово о писателе.

А теперь несколько слов об авторе.

Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в Енисее. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку. Но отношения с мачехой не сложились. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом. «Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки,»- напишет впоследствии В.П.Астафьев.

В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от первого лица о собственном детстве. Впоследствии эти рассказы составили книгу «Последний поклон».

С понятием «цикл» мы уже знакомы. Давайте вспомним его значение (ответы детей).

Как вы думаете, рассказы в цикле «Последний поклон» чем объединены? (развернутые ответы).

Об этом времени Астафьев писал: «Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

6. Анализ рассказа.

А теперь обратимся к рассказу. Посмотрите еще раз на его название и назовите главное слово (фотография). Давайте составим кластер с этим словом. Напомните мне, пожалуйста, что такое «кластер»?

Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

← ФОТОГРАФИЯ →

Вывод: Что такое фотография? (развернутые ответы обучающихся).

Какое важное событие происходит в рассказе? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (ответы учеников).

7. Офтальмологическая минутка.

8. Работа в парах.

Назовите основных героев этого рассказа? (Витька и Санька, бабушка, учитель и учительница).

Домашним заданием вам было разделиться на пары и охарактеризовать основных героев произведения. Давайте проверим.

I группа: Бабушка

- лечит, переживает;

- молится;

- то ругается, то ласково называет;

- заплакала и напустилась на деда;

- хотела, чтоб Витька сфотографировался;

- баловала;

- народные приметы;

- хозяйка, «понаставила-а-а»;

- хвасталась.

Вывод: Бабушка – хранительница народной мудрости, семьи, защитница.

II группа: Учитель и учительница

- принес фото Витьке, приветливо смотрел;

- глаза, волосы;

- всеобщее уважение, молчаливое (за что?, воз дров, крынка молока, подшитые через край катанки);

- школу поднял, фотографа пригласил;

- много знал, но и слушал ребят → благодарил;

- всегда готов броситься вперед и оборонять.

Зачем автор вводит в рассказ эпизод со змеем? Почему Витьке этот эпизод так запомнился? (герой получает урок мужества).

Вывод: Почему учителя остались в памяти героя? (Они – герои, уроки мужества и доброты).

III группа: Витька и Санька

- учеба и поведение, «люди пропащие»;

- долго терпит;

- почему их нет на фото?

- заревел от бессилия;

- переживает, что его нет на фото (отвернулся, губы дрожат);

- за столом старался не облапаться;

- хотелось заплакать, когда ушел учитель.

Вывод: в рассказе нет страшных картин сиротства, трудной жизни;  характер еще формируется (отзывчивый, внимательный, чувственный).

Индивидуальное задание:

Индивидуальным заданием было проанализировать эпизод с растениями. Давайте послушаем ответ вашего товарища (ответ ученика).

Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы. Он тоже тянется к солнцу, свету, теплу. Такой прием, ребята, называется параллелизм. Давайте запишем его определение в тетрадь.

Параллелизм – это один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения. 

9. Выводы по рассказу.

Итак, рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». Почему же эта фотография так дорога нашему герою? (презентация).

Как относится герой к этой фотографии? (На ней изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, люди, родные места).

Зачитаем последний абзац в рассказе… Как вы понимаете эти слова?

История – это что?... Фотография – это часть истории.

Сейчас в наше время отношение к фотографии изменилось? (да)

Действительно, сейчас фото сопровождает нас везде: на дисплее мобильного телефона, в бумажнике, на экране монитора. По сути в фото отражена вся наша жизнь и жизнь наших друзей и близких. Все это стало доступным благодаря возможности сделать снимок в любое время.  Сейчас человек может даже фотографировать самого себя. Как это называется? (селфи или «себяшка»).

Селфи – это плохо или хорошо? (повышается самооценка, но портятся отношения в реальной жизни).

У кого на аве стоит селфи? А у кого фото другого человека?

10. Итоги урока.

Итак, о чем рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

- о том, как быть добрым;

- о человеческой памяти;

- о способности хранить благодарность к прошлому;

- о войне, мы помним прошлое.

Вашим итоговым заданием будет составить синквейн со словом «память».

А пока вы думаете, я зачитаю вам слова Астафьева: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости… И воскреси – слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

Давайте проверим, что у вас получилось.

Память

Историческая, нравственная

Живет, возвращается, поражает

Прошлое не проходит бесследно

Фотография

11. Домашнее задание

Подготовить рассказ о фотографии, которая вам дорога.

Я вам желаю, чтобы память возвращала вас только к приятным моментам, чтобы этих моментов у вас было больше. А фотографии, которые вы будете рассматривать спустя несколько лет, вызывали лишь положительные эмоции..

Ну а моим приятным воспоминанием будет, возможно, вот эта фотография (учитель показывает фотографию класса), несмотря на то, что меня на ней нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

Конспект урока по литературе в 8 классе  Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»   Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева....