Рекомендации учащимся для написания сочинения по литературе 20 века
консультация по литературе (9 класс)
Предложенные материалы можно использовать при написании сочинения по литературе 20 века в 9-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для написания сочинения в 9-х классах по литературе 20 века | 215.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учащимся 9-х классов по написанию сочинения по литературе 20 века
Р.Р. Подготовка к сочинению на заданную литературную тему, сформированную в виде проблемного вопроса по прозе ХХ века
Письменный ответ на один из проблемных вопросов :
1.« Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в рассказах А. П. Чехова?
2.Почему повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» называют социально-философской сатирой на современное общество»
3. В чём особенности композиции рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?
4.Какие особенности жанра притчи отразились в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
РР Классное сочинение на заданную литературную тему, сформированную в виде проблемного вопроса по прозе ХХ века
Тема 1.
« Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в рассказах А. П. Чехова?
План
I. Вступление
А.П.Чехов – продолжатель темы «маленького человека» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа «маленького человека». II. Главная часть
3. Трактовка образа «маленького человека» в рассказе «Смерть Чиновника»:
а) экзекутор Червяков - мелкий чиновник. Его жизнь не трудна и не скудна. Рассказ начинается с того, что «в один прекрасный вечер» «не менее прекрасный экзекутор» слушает «Корневильские колокола» во втором ряду кресел;
б) Чехов намеренно снижает все, что случилось с Червяковым: – «внезапность», произошедшую в «Аркадии» (говорящее название, вызывающее комический эффект): «чихнул, как видите…» – начальник, которого обрызгал Червяков, тоже не представляет из себя ничего грозного: это всего лишь «старичок с лысиной». К тому же начальник «чужой»;
в) Чехов использует прием усиления, описывая добровольное унижение, которому из раза в раз подвергает себя Червяков, приходя извиняться к генералу. Тем самым Чехов делает ситуацию не просто смешной, но нелепой, а образ Червякова – вызывающим только пренебрежение;
г) фамилия «Червяков» не просто смешная. Она вызывает оценочное, негативное отношение. Чехов обыгрывает и название должности чиновника – экзекутор: это Червяков на самом деле подверг экзекуции генерала своими извинениями;
д) финал чеховского рассказа звучит трагически, усиливая эмоциональное воздействие на читателя. В нем проводится идея пробуждения сознания даже в таком безропотном, смиренном человеке, как Башмачкин. В последнем абзаце Чехов использует прием усиления и, оттягивая заключительный аккорд, ставит многоточие перед последним словом, сообщающим о том, что случилось с Червяковым. Намеренно сниженное, просторечное сказуемое «помер» вызывает смех читателя, к которому и стремился автор.
4. Авторская позиция Чехова по отношению к «маленькому человеку».
Новаторство Чехова заключалось в том, что он переключил внимание с социальной проблематики (взаимоотношения в чиновничьей среде, социальное угнетение) на идейно-нравственную. Его волнует вопрос о том, как мало дорожит человек тем лучшим, что в нем есть (кем бы он ни был), – чувством собственного достоинства. Сознание своей приниженности (хотя никто его не унижает) не дает человеку быть свободным. А это, по Чехову, ложь самому себе: когда человек перестает ощущать себя человеком.
III. Заключение
В конце XIX века Чехов переосмыслил трактовку этого образа и выступил как смелый новатор.
Тема 2
Почему повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» называют социально-философской сатирой на современное общество?
1.Вступление
История создания повести «Собачье сердце»
2.Основная часть
2.1.Образ Шарика – сочетание реальности и фантастики ( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.Ему присущи чисто человеческие черты.
Сострадание-увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).
Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы вылезли из глаз».
Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)
Именно глазами этого умного пса видим мы уродливые картины пролетарской жизни страны.
2.2. Сатира на общество «швондеров»
В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами звучит сатира Булгакова на социалистическое общество.(Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.
(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.
Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)
Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно подход к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.
Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».
Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3).
Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 ).
3.Вывод
Актуально ли произведение Булгакова? (В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.
В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.)
Тема 3
В чём особенности композиции рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?
Изучи предложенные тебе материалы. Напиши свой ответ
Композиция способствует выражению главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.
По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги.
Тема 4.
Какие особенности жанра притчи отразились в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием ("поучением"), например, "Притчи Соломона", новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
Главная героиня рассказа праведница Матрёна привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Она нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Работа с текстом в 11 классе....
Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)
Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...
"Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения"
Презентация представляет собой пошаговую работу по подготовке учащихся 9 класса к ГИА....
Рекомендации для учащихся по написанию сочинения по финалу текста
Прочтите текст Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия». При...
Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»
Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...