Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
методическая разработка по литературе (6 класс)
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для 6 класса | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ « Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве. В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы : что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство?
Эти вопросы станут в дальнейшем главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
«К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические, легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „ пустяшностью “ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать».
«Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблем атика ».
Ф.Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике , которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. «День Чика », «Ночь и день Чика », «Возмездие», «Защита Чика », «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», « Подвиг Чика ».
«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер
Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.
Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. отличник Сахаров Шурик Авдеенко Алик Комаров
Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицо п оказывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником . Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь».
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
- Какой урок извлёк герой? - Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович . Охарактеризуем образ учителя в нескольких словах. математик, палач, мудрый, грек, Пифагор
Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором. Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.
«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора . По-моему , это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда .»
ВЫВОД Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их. Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"
Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему "Юмор в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"....
Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....
Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.
Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....
Тема «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Открытый урок по литературе...
Урок литературы в 6 классе по теме Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Автор урока: Ёлкина Ю.В. Учебный предмет: литература Класс:6-А Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014....