Урок литературы по творчеству В. М. Шукшина
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Цели: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути В.М. Шукшина; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; дать представление о «деревенской» прозе; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений (рассказов «Срезал», «Чудик», «Микроскоп»), способность видеть авторскую позицию, обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v._m._shukshin._geroi_i_sobytiya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  В. М. Шукшин. Герои и события

Цели: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути В.М. Шукшина; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; дать представление о «деревенской» прозе; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений (рассказов «Срезал», «Чудик», «Микроскоп»), способность видеть авторскую позицию, обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина. Видеопрезентация биографии «Календарь важных дат»

Межпредметные связи: история, искусство

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место В.М. Шукшина в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оформление доски:

Запись темы урока :

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 г.г.)

Герои и события

Эпиграф:

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Словарь: оттепель «деревенская» проза, писатели-деревенщики, рассказ

Ход урока

  • Организационный этап ΙΙ. Актуализация знаний

60-е  годы  ХХ  века  в  истории  нашей  страны  назвали  периодом

оттепели.

1

  • Что вам известно об этом периоде в истории нашего государства? Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали

импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской» прозы и «городской» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80 годы.

  • центре внимания писателей-деревенщиков была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать места прописки). Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью же этого направления было возрождение традиционной нравственности. Поэтика деревенской прозы была ориентирована на поиск

глубинных основ жизни, которые должны были заменить дискредитирующую себя государственную идеологию.

(Записи в тетрадях:

«Деревенская» проза – направление в русской литературе 60-80-х годов

  • века, в основе которого возрождение традиционной нравственности русского народа.

Писатели-деревенщики – прозаики, изображавшие в своих произведениях быт и нравы послевоенной деревни)

Именно в русле деревенской прозы сложились такие большие художники, как Валентин Распутин, Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Шукшин.

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

3.1 Вступительное слово учителя

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.

Вашему вниманию предлагается видеопрезентация, цель которой – рассказать об основных этапах жизни писателя, познакомить с основными произведениями.

Ваша задача: Составить хронологическую таблицу:

Дата

События жизни писателя

Произведения

ІV. Работа над темой урока

4.1 Слово о В.М. Шукшине. Календарь важных дат. Видео www.youtube.com/watch?v=9kteRtVy9xA (3 мин)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

4.2 Беседа с опорой на новый материал:

2

  1. Что вы узнали о личности Шукшина?

  1. Как вы думаете, какой характер скрывался за простоватой внешностью этого человека?

4.3 Работа с эпиграфом урока:

Обратимся к эпиграфу урока

  • Что хотел рассказать Шукшин людям?
  • О чем он хотел сказать читателя?

  • Как эпиграфе раскрывается основная тема творчества писателя? Какие нравственные ценности его интересуют?

4.4 Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве В.М.

Шукшина (на материале изученного в 6 классе рассказа «Срезал»)

4.5 «Мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Герои рассказов Шукшина  деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (чаще выходцы из той же деревни). О себе Шукшин говорил, что чувствует себя человеком. У которого «одна нога на берегу, а другая - в лодке». И добавлял: «В этом положении есть свои «плюсы»… От сравнений, от всяческий «оттуда-сюда», «отсюда-туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» – о России». Каким предстает сам автор?

Задание для 2-й группы. Охарактеризуйте деятельность В.М. Шукшина как сценариста. Какие темы и образы особенно привлекают его внимание?

Просмотр отрывка из кинофильма «Калина красная»:

youtube.com/watch?v=_esZegQMYfI (2 мин.); youtube.com/watch?v=70C860BKiWg (6 мин.)

4.6 Решение проблемного вопроса

Можно ли утверждать, что на материале окружающей действительности В.М. Шукшин решает вечные вопросы? Какие?

4.7 Слово учителя

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

IV. Беседа с опорой на ранее изученный материал:

  1. Какие рассказы Шукшина вы читали?
  2. Какие традиции продолжил в своем творчестве Шукшин?

4.1 Работа с литературоведческими терминами и понятиями. (Основные понятия и термины учащиеся записывают в тетрадях)

3

Рассказ  это произведение малой эпической формы с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие.

  • развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Особенность его творчества в том, что художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными средствами становилась емкая, эмоционально окрашенная деталь, использование живой речи в диалогах.

Шукшин продолжал чеховские традиции: его рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, сценок, с краткостью «короче воробьиного носа», стихией беззлобного смеха. Персонажи его напоминали знакомый нам по литературе 19 века «тип маленького человека». Однако каждый персонаж

  • изображении Шукшина имел свою «изюминку», противился усреднению. Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими

они должны быть:

  1. Рассказ - судьба.
  2. Рассказ - характер.
  3. Рассказ — исповедь.
  4. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Новаторство Шукшина связано с обращением к особому типу – чудикам, вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют

чудиками

4.2 Словарная работа:

Чудо - нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью (по словарю Ожегова).

Чудик - так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках. Тут слышится и насмешка. И снисходительное любование, и пренебрежение, и пренебрежение, и даже восхищение.

Подберем синонимы: чудик, человек, который постоянно попадает в досадные ситуации. Странный, добрый, непутевый, двадцать два несчастья, дурачок.

4

Таким образом, «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

4.3 Вопросы на выявление восприятия

  • Какие шукшинские чудики вам запомнились?
  • Как к ним относились окружающие?

4.4 Обобщения и выводы. Слово учителя

Все шукшинские чудики демонстрируют разные грани русского национального характера.

Давайте обратимся к текстам рассказов

V. Наблюдения над тестом

5.1 Аналитическая беседа на материале рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

  • Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»?
  • Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

  • Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

  • Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей стороне ваши симпатии ? Почему?

(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабоченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жизни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходимого из-за причуд отца.)

  • Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:
  • Понимаю: она продаст его.

  • Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

5.2 Наблюдения над особенностью речевых характеристик героев. Мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев

Задание: Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по-смотреть».

  • Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

5

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже-ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

  • Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и

утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

5.3 Обобщение и выводы. Слово учителя

  1. Прототипом каких героев русской литературы является чудик?

(Образ Ивана-дурака, образ Платона Каратаева – героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (выражение ласки и простоты во взаимоотношениях с окружающим миром).

Герои стали олицетворением всего «русского, доброго, круглого», воплощением неизменно повторяющегося в национальной истории типа чудака и фантазера, несущего в себе искру добра и радости жизни.

5.4 Рефлексия.

  • Что вы узнали о героях Шукшина?
  • Как сам автор относился к ним?

Оформление выводов в виде тезисов (Запись в тетрадях)

  1. Русский человек в изображении Шукшина – человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять.

  1. Ему свойственно упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию

  1. Главное – воплощение народной жажды справедливости, заботу о человеческом достоинстве

  1. «Простой» человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым»

  1. Все героев рассказов Шукшина объединяет доброта

VI. Заключительное слово. Подведение итогов Обратимся к эпиграфу урока:

Мне бы только правду рассказать о жизни...

6

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

VII. Домашнее задание

Рассказ об особенностях творчества В.М. Шукшина

Анализ эпизода одного из рассказов В.М. Шукшина (по выбору)

Использованная литература:

  1. Егорова, Н.В., Золотарева, И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс.II полугодие. – М. : «ВАКО», 2002. – 320 с.

  1. Красовский, В.Е. Литература. Для поступающих в вузы и подготовки

  • ЕГЭ / В.Е. Красовский, А.В. Леденев; под общей редакцией В.Е. Красовского. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2011. – 736 с.
  1. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч.  Под ред. Журавлева В.П. 17-е

изд. - М.: Просвещение, 2012. Ч.1 - 399с.; Ч.2 - 455с.

  1. www.youtube.com/watch?v=9kteRtVy9x
  2. www.youtube.com/watch?v=_esZegQMYfI
  3. www.youtube.com/watch?v=70C860BKiWg
  4. http://lib.ru/SHUKSHIN/rasskazy3.txt

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок литературы в 8 классе "В.Шукшин.Рассказы"

Биография и рассказы "Дядя Ермолай", "Сельские жители"....

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Эти разные, разные судьбы. Урок-презентация по творчеству В.М.Шукшина

У рок-презентация по творчеству В.М.Шукшина "Эти разные, разные судьбы" знакомит учащихся не только с творчеством писателя, драматурга, замечательного артиста и с героями его произведений: ...

Сопоставительный анализ текста на уроках литературы по рассказам В.М.Шукшина.

Сегодня в школе имя знаменитого советского писателя и кинематографиста В.М.Шукшина незаслуженно забыто. А ведь его уникальные произведения никого не могут оставить равнодушным. Есть немало ...