Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass_liter-ra_2019-2020_uch.g.docx | 111.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено ШМО гуманитарных наук протокол №____от «____»__________20___г. Руководитель МО: _______/Очирова В.О./ | Согласовано Зам. директора по УВР ____________/Цыбикова Н.И./ Дата _________________ | Утверждаю Директор школы ________ /Сакияев Б.В./ Приказ № ______ От ___________20____г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Литература»__
6_класс (базовый уровень)
Составитель: Бадмажапова М.Х.
Учитель русского языка и литературы
у. Усть-Дунгуй, 2019 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 6 классе являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 5 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
НРК. «Гэсэр» - бурятский героический эпос, культурный памятник народа
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА. (2 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa».Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (52 ч)
Иван Андреевич Крылов. (4 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. (15 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). Федор Иванович Тютчев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. (2 ч.) Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
НРК. Народные сказители А.А.Тороев, Е.И.Сороковиков-Магай, П.Тушемилов. Бурятский сказ – улигер «Сын могучего Еренсея»
Антон Павлович Чехов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (3 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (25 ч)
Александр Иванович Куприн (2 ч)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
Александр Степанович Грин (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч).Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. (4 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». (2 ч.)
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
НРК. Стихи бурятских поэтов о Родине, родном крае
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.(2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч)
Габдулла Тукай (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч)
Мифы Древней Греции (3 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (2ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (4 ч)
№ | Наименование разделов | Количество часов | Развитие речи | В том числе с НРК | В том числе Внекл чтение |
1. | Введение. | 1 | |||
2. | Устное народное творчество | 5 | 1 | 1 | 1 |
3. | Из Древнерусской литературы | 2 | |||
4. | Из русской литературы 18 века | 2 | |||
5. | Из русской литературы 19 века | 52 | 2 | 1 | 2 |
6. | Из русской литературы 20 века | 25 | 1 | 1 | |
7 | Из литературы народов России | 2 | |||
8 | Из зарубежной литературы | 12 | |||
9 | Подведение итогов за год | 4 | |||
Всего: | 105 | 4 | 3 | 3 |
Период | Кол-во часов | Контрольные работы | Сочинения |
1 четверть | 26 | 1 | |
2 четверть | 21 | 2 | 1 |
3 четверть | 33 | 3 | 2 |
4 четверть | 25 | 1 | 1 |
Учебный год: | 105 | 7 | 4 |
Ведение национально-регионального компонента в программу предполагает знакомство с произведениями бурятской литературы и фольклора.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||||||||||||||||
№ | Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Формирование УУД | Форма контроля | Деятельность учащихся | Дата проведения | ||||||||||||||
Предметные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | план | факт | ||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ 1 ч. | ||||||||||||||||||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 | Понимают что такое художественное произведение, содержание и форма, автор и герои, прототип, авторская позиция | Выделяют и форму-лируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Воспитание уважительног отнощения к русской литературе | Развернутый ответ на вопрос | Чтение статьи «В дорогу зовущие» Развернутый ответ с включением лексики из прочитанной статьи | 1 неделя сентября | ||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 5 ч. | ||||||||||||||||||||
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | Понимают что такое УНТ. Различают виды и жанры УНТ | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Умеют определять способы действия в рамках предложенных требований | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Формирование уважительного отношения к религии и традициям, понимание эстетического значения обрядов | Устный ответ, сообщение о календарных праздниках | Словарная работа, чтение статей, участие в беседе, поиск примеров в сети Интернет | 1 неделя сентября | ||||||||||
3 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен | 1 | Воспринимают и интерпретируют произведения | Извлекают необходимую информацию из статьи учебника | умеют оценивать правильность ответов | Осознанно используют речевые средства для выражения собственных мыслей и чувств | Развитие эстетического сознаний | Ответы на вопросы, подбор примеров обрядовых пересен | Анализ текста песен. Исполнение песен, прослушивание аудиозаписей, поиск примеров | 1 неделя сентября | ||||||||||
4 | Пословицы и поговорки | 1 | Знание структуры и особенностей пословиц и поговорок, понимание смысла пословиц и поговорок. Знание терминов и определений | Определяют понятия, строят логическое рассуждение, классифицируют и систематизируют пословицы и поговорки | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Формирование нравственного поведения, усвоение народной мудрости | Знание 10 пословиц наизусть, составление схематической записи | Составление таблицы, сравнение и анализ особенностей пословиц и поговорок, формулирование выводов | 2 неделя сентября | ||||||||||
5 | РР конкурс знатоков малых жанров УНТ | 1 | знание малых жанров УНТ | Различают и исполняют произведения УНТ | Определяют способы действия, корректирую свои действия в соответствии с ситуацией | Учатся слушать и слышать друг друга, усваивают нормы и правила поведения | Учатся вести диалог друг с другом и достигать взаимопонимания | Исполнение наизусть произведений, участие в викторине | Подготовка вопросов для викторины, участие в конкурсных заданиях | 2 неделя сентября | ||||||||||
6 | ВЧ НРК «Гэсэр» - бурятский героический эпос. | 1 | Знакомство с культурным памятником бурятского народа | Знакомятся с духовно-нравственными ценностями народа, с содержанием произведения | Учатся строить логическое рассуждение | Учатся использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | Учатся выявлять заложенные вневременные . непреходящие нравственные ценности. | Ответы на вопросы | Участие в беседе, выразительное чтение | 2 неделя сентября | ||||||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч. | ||||||||||||||||||||
7 | «Повесть временных лет». Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | Понимают и различают исторические события и вымысел, владеют терминологией по изучаемой теме | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Формирование уважительного отношения к культурным памятникам. | Устное монологическое высказывание | Чтение статьи из учебника, формулирование ответов на вопросы . устный комментарий, словарная работа | 3 неделя сентября | ||||||||||
8 | «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел | 1 | Понимают связь произведения с исторической эпохой, знакомятся с особенностями летописей | Анализируют содержание прочитанного текста, учатся составлять план текста | Учатся соотносить действия с результатом, корректировать свои действия в соответствии с требованиями | Использование языковых средств для построения сжатого пересказа | Учатся составлять собственное монологическое высказывание | Письменный ответ на вопрос (сжатый пересказ) | Выразительное чтение произведении, участие в беседе, письменная работа над созданием собственного высказывания | 3 неделя сентября | ||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА 2 ч. | ||||||||||||||||||||
9 | Русские басни. Слово о баснописце И.И. Дмитриеве | 1 | Работают над терминами по теме: басня, аллегория, мораль. | Владеют элементарной литературоведческой терминологией | Осознанно выбираю пути достижения результата | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать, | Понимают ключевые проблемы произведений, учатся интерпретировать содержание х/п | устный ответ(знание терминов) | Участие в диалоге, изучение статьи в учебнике, краткий пересказ содержания прочитанных басен | 3 неделя сентября | ||||||||||
10 | И. И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | 1 | Развитие понятий об аллегории и морали | Учатся анализировать произведение, определять его жанровую принадлежность и идейное содержание | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Владеют монологической речью, осознают особенности языка 18 столетия | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Письменный ответ на вопрос | Составление собственного монологического высказывания, участие в обсуждении, | 4 неделя сентября | ||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 52 ч. | ||||||||||||||||||||
11 | И. А Крылов. "Листы и корни". Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | Узнают сведения о баснописце, понимают связь произведения с исторической эпохой, определяют изобразительно-выразительные средства | Учатся просмотровому чтению, понимают и формулируют тему и идею произведения | Владеют навыками самоконтроля и самооценки | учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию | Пересказ прочитанного | Чтение и пересказ биографической справки о Крылове, участие в беседе. | 4 неделя сентября | ||||||||||
12 | И. А. Крылов. «Ларчик». Критика мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна | 1 | Понимают иносказательный смысл басни, комическое изображение персонажа | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Выразительное чтение, устный ответ | Выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, беседа по вопросам и заданиям | 4 неделя сентября | ||||||||||
13 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». ". Комическое изображение невежественного судьи. | 1 | Развитие понятия об аллегории | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Письменный ответ | Выразительное чтение, анализ текста, подбор антонимов и синонимов, | 1 неделя октября | ||||||||||
14 | Контрольная работа по теме «Басни» | Контроль усвоения | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Тестирование + творческое задание | Применение УУД | 1 неделя октября | |||||||||||
15 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | Понимают особенности жанра послания | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Формулирование и аргументирование собственного мнения | Формирование чувства гражданственности и патриотизма. | Устные и письменные ответы, выразительное чтение | Участие к коллективной работе | 1 неделя октября | ||||||||||
16 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | Обучение выразительному чтению. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | Выразительное чтение | Чтение статьи, анализ стихотворения | 2 неделя октября | ||||||||||
17 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | Учатся анализировать лирическое произведение, понимают роль изобразительно-выразительных средств | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Владеют терминологией | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Формирование бережного отношения к природному богатству страны. | Устные и письменные ответы | Коллективный диалог .Поиск цитат | 2 неделя октября | ||||||||||
18 | Лирика Пушкина. Двусложные размеры стиха | 1 | Находят примеры эпитетов, метафор в тексте. Понимают роль антитезы в композиции х/п. определяют стихотворный размер | Развивают навыки анализа, классификации, поиска информации | Оценивают достигнутый результат, владеют основами самооценки и самоконтроля | Осознанно используют речевые средства, учатся выступать перед аудиторией | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Знание стихотворений наизусть, Проверочная работа | Исполнение стихотворений наизусть письменная работа над определением изобразительно-выразительных средств и размера стихотворных строк | 2 неделя октября | ||||||||||
19 | ВЧ А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 1 | Знакомство с циклом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», определение сюжета и композиции произведения. | Анализирую самостоятельно прочитанное произведение | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | Пересказ содержания | Пересказ, участие в диалоге. | 3 неделя октября | ||||||||||
20 | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Анализируют эпизод художественного произведения | Выявляют причинно-следственную связь событий | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Воспитание уважительного отношения к ценностям семьи, к личности человека | Устные и письменные ответы на вопросы | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. | 3 неделя октября | ||||||||||
21 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Выявляют авторское отношение к героям, учатся сравнительной характеристике персонажей | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Письменная работа | Чтение отрывков и составление письменной характеристики персонажей | 3 неделя октября | ||||||||||
22 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма | 1 | Учатся анализировать и интерпретировать прозаическое произведение | Извлекают необходимую информацию из текста | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности человеческой личности | Письменная работа | Чтение и пересказ, беседа по вопросам | 4 неделя октября | ||||||||||
23 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | 1 | Учатся сравнивать и сопоставлять героев произведения | Поиск информации, осознанный выбор способов действия | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Развития морального сознания и поведения в решении этических проблем. Умение обосновывать свой личный выбор | Пересказ, устные ответы на знание текста, тест | Анализ эпизода пожар в Кистеневке. | 4 неделя октября | ||||||||||
24 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. | учатся строить логическое рассуждение | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Эффективно используют речевые средства для выражения своего мнения | Формирование нравственных чувств и нравственного выбора | Устное монологическое высказывание | Участие в дискуссии | 4 неделя октября | ||||||||||
25 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Анализ образа литературного героя. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Осознают качество и уровень усвоения. | Эффективно используют речевые средства для выражения своего мнения | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | мини-сочинение | создание текста собственного монологического высказывания | 2 неделя ноября | ||||||||||
26 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | учатся выявлять авторское отношение к героям | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | устные ответы | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского». Участие в беседе | 2 неделя ноября | ||||||||||
27 | Обобщение по роману «Дубровский». | Обобщение и систематизация знаний, работа с терминами: роман, сюжет, композиция. Понятие «открытый финал» | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. | Осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | тест | выполнение заданий. Подготовка к сочинению | 2 неделя ноября | |||||||||||
28 | Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | применение знаний | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос | составляют план и пишут сочинение-рассуждение | 3 нед ноября | ||||||||||
29 | Анализ к\р, | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Проводят анализ способов решения | 3 нед ноября | |||||||||||
30 | Чувство тоски и одиночества поэта-изгнанника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | знакомство с биографией поэта, формирование умения определять настроение и композицию стихотворения.. | Извлекают необходимую | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | выразительное чтение, пересказ, сообщение | чтение статьи, чтение и анализ стихотворения | 3 нед ноября | ||||||||||
31 | Тема гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» | 1 | осмысление проблемы разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | письменные ответ на проблемныйвопрос, устные ответы о прочитанном | участие в обсуждении, выразительное чтение, письменная работа | 4 нед ноября | ||||||||||
32 | Тема одиночества М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…». «Утес» | 1 | развитие понятия об антитезе как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | адекватное восприятие произведении, развитие эстетического сознания | мини-эссе, исполнение стихотворений наизусть | прослушивание аудиозаписей, сравнительный анализ стихотворений, беседа по вопросам. | 4 нед ноября | ||||||||||
33 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | применение знаний | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | тест + творческое задание | анализ изобразительно-выразительных средств стихотворений | 4 неделя ноября | ||||||||||
34 | РР. Сочинение «Мое любимое стихотворение Леромотова» | 1 | анализ и осмысление литературного произведения | выполнение учебной задачи по плану | планирование результатов деятельности | отбор информации. Работа с источниками информации | выражение личного восприятия лирического произведения | сочинение | письменное монологическое высказываине | 1 нед декабря | ||||||||||
35 | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | знакомство с писателем, гуманистический пафос «Записок охотника». | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | пересказ текста | чтение статьи. Ответы на вопросы | 1 нед декабря | ||||||||||
36 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | совершенствование умения давать портретную характеристику персонажа | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | учатся обобщать и устанавливать аналогии | Понимают возможность различных точек зрения. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа | пересказ эпизодов | участие в беседе | 1 нед декабря | ||||||||||
37 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | развития представления о способах создания портрета героя л/п | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи, готовность достигать взаимопонимания в диалоге | письменная работа: ответ на проблемный вопрос | составление портретной характеристики героя, формулирование собственного мнения | 2 нед декабря | ||||||||||
38 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | развитие представления о роли пейзажа в х/п | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. Понимание эстетической функции языка | мини-сочинение | анализ текста, создание текста описания | 2 нед декабря | ||||||||||
39 | Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело». Обучение анализу стихотворения | 1 | совершенствование навыков анализа лирического произведения, понимание роли антитезы | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | устные ответы, пересказ прочитанного текста | чтение биографической справки, аудирование, беседа по вопросам из учебника | 2 нед декабря | ||||||||||
40 | Ф.И. Тютчев «Листья» - символ краткой, но яркой жизни | 1 | Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к природе. Развитие эстетического сознания, . | выразительное чтение наизусть | анализ стихотворения. Выразительное чтение | 3 неделя декабря | ||||||||||
41 | Судьба человека и судьба коршуна в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | понимание роли антитезы | Определяют основную и второстепенную информацию. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | письменный ответ на проблемный вопрос | работа над созданием собственного монологического высказывания. | 3 неделя декабря | ||||||||||
42 | Природа как воплощение прекрасного в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | понимание переплетения и взаимодействия тем природы и любви | , выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | выразительное чтение стихотворений, заучивание наизусть | работа с учебником | 3 неделя декабря | ||||||||||
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | развитие представления о пейзажной лирике | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | создание презентаций | творческая работа | 4 неделя декабря | ||||||||||
44 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | выявление своеобразия композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат. | готовность и способность вести диалог и достигать взаимопонимания | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | выразительное чтение | участие в чтении и обсуждении произведения | 4 неделя декабря | ||||||||||
45 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | развитие понятий тема, идея, сюжет и композиция произведения. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | воспитание уважения к русскому народу, к человеческой личности . | письменный ответ | анализ эпизодов | 4 неделя декабря | ||||||||||
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа | 1 | умение определять поэтическую интонацию произведения | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Оптимизм в восприятии мира. | устный ответ фрагменты наизусть | участие в обсуждении | |||||||||||
47 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | обучению анализу языковых средств | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Позитивная моральная самооценка. | устное монологическое высказывание | участие в беседе | |||||||||||
48 | Трехсложные размеры стиха | 1 | развитие представлений о стихотворных размерах. | анализируют стихотворный текст, составляют схемы стихотворных размеров | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | участие в творческой деятельности | тест + творческая работа | оформление записей в тетради, практикум | |||||||||||
49 | Н.С. Лесков. Понятие о сказе | знакомство с писателем, формирование представления о сказе | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | развитие коммуникативной компетентности | пересказ | словарная работа, чтение статьи, беседа по вопросам | ||||||||||||
50 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | осмысление текста произведения. Понимание связи содержания л/п с эпохой | Устанавливают причинно-следственные связи. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | воспитание гражданственности и патриотизма | выразительное чтение | словарная работа | |||||||||||
51 | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова "Левша". | 1 | понимание прочитанного, осмысление идейно-художественного содержания текста | Понимают и адекватно оценивают прочитанный текст | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | воспитание чувства гордости за свою страну. | выразительное чтение | лексическая работа над текстом. Чтение текста | |||||||||||
52 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова "Левша". | 1 | анализ художественных особенностей произведения. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | воспитание уважительного отношения к культуре и языку русского народа. | пересказ, письменные ответы | поиск цитат, характеристика героев, словесное рисование | |||||||||||
53 | РР"Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша". | 1 | обобщение и систематизация изученного | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Уважение исторического и культурного наследия своей страны | тезисный план | коллективная работа | |||||||||||
54 | Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 | применение знаний | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | сочинение | самостоятельная работа | |||||||||||
55 | ВЧ НРК Народные сказители А.А. Тороев, Е.И. Сороковиков –Магай, П. Тушемилов. Бурятский сказ «Сын могучего Еренсея» | 1 | обзорное знакомство с творчеством бурятских сказителей | обучение навыкам конспектирования | развитие умения обобщать и сравнивать схожие явления | умение формулировать и ставить учебные задачи | расширение кругозора | конспект лекции | восприятие учебного материала, пересказ | |||||||||||
56 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. | 1 | знакомство с писателем на основе презентации | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | использовании информационных ресурсов для решения познавательных задач. | презентации | реализация результатов групповой работы – презентации о писателе | |||||||||||
57 | Средства создания комической ситуации в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» | 1 | понимание роли художественной детали, речи героев в создании юмора | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | формирование осознанного отношения к собственным поступкам | выразительное чтение | чтение по ролям, анализ текста | |||||||||||
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | осмысление идейно-нравственного содержания рассказа | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | формирование нравственных чувств. | письменный ответ на проблемный вопрос | самостоятельная работа | |||||||||||
59 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | понимают выражение мироощущения и переживаний лирического героя в стихотворениях о природе | развитие эстетического сознания | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | развитие эстетического восприятия | выразительное чтение | чтение и изучение лирических произведений | |||||||||||
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | 1 | понимание особенностей пейзажной лирики, развитие представлений о тропах | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание | письменная работа, тест | анализ лирического произведения по плану | |||||||||||
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 1 | анализируют лирическое произведение. | понимание эстетической функции языка | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | письменный ответ | анализ лирического произведения | |||||||||||
62 | Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века | 1 | применение знаний | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | сочинение (эссе) | составление письменного монологического высказывания | |||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА 25 ч. | ||||||||||||||||||||
63 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа рассказа | 1 | восприятие текста прозаического произведения, осмысление содержания | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | пересказ прочитанного | участие в обсуждении, чтение текста, сжатый пересказ | |||||||||||
64 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | анализ образа главного героя | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи, личности другого человека | письменный ответ на проблемный вопрос | анализ эпизода, работа над монологической речью и создание текста мини-сочинения | |||||||||||
65 | А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | 1 | знакомство с творчеством писателя | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира. | выразительное чтение | работа с учебником. Вопросы и задания. | |||||||||||
66 | "Ни на кого не похожие" герои А.П. Платонова. | 1 | осмысление вневременных . непреходящих ценностей в произведениях автора | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | умение осознанно применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | устные монологические высказывания | беседа. Участие в диалоге | |||||||||||
67 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | осмысление содержания произведения. Понятие феерии | осмысленное чтение и адекватное восприятие | Сличают свой способ действия с эталоном. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | признание ценности человеческой личности, формирование мировоззрения | чтение и пересказ статьи о писателей | чтение, пересказ текста, ответы на вопросы и задания по учебнику | |||||||||||
68 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | умение определять пафос литературного произведения, сопоставлять и характеризовать героев | совершенствование навыков работы с текстом | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | письменный ответ | пересказ, подборка цитат, создание монологического высказывания | |||||||||||
69 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 | понимание авторской позиции | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | формулируют собственное отношение к произведению | Доброжелательное отношение к окружающим. | эссе | письменная работа | |||||||||||
70 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | понимание гражданского пафоса стихотворений | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | воспитание чувства уважения к историческому прошлому Отечества | выразительное чтение. Устный ответ | прослушивание аудиозаписи, формулирование ответов на вопросы | |||||||||||
71 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | адекватное фосприятие лирического произведения, анализ средств выразительности | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | воспитание патриотизма | выразительное чтение, заучивание наизусть | чтение, обсуждение произведения | |||||||||||
72 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | понимание связи литературного произведения с эпохой. Осмысление содержания | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | выразительное чтение, пересказ эпизодов | чтение, работа с Вопросами и заданиями учебника | |||||||||||
73 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | речевая характеристика персонажей, словесный портрет героя | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | формирование доброжелательного отношения к другому человеку, усвоение социальных норм | пересказ | краткий пересказ эпизодов, участие в обсуждении | |||||||||||
74 | Нравственные проблемы рассказа | 1 | понимание нравственных проблем рассказа | умение обобщать и устанавливать причинно-следственные связи | самоанализ и самооценка результатов своей деятельности | умение вести конструктивный диалог | формирование представлений о чести, доброте, долге | письменный ответ | участие в дискуссии. Письменная работа | |||||||||||
75 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | умение адекватно воспринимать и анализировать прозаическое произведение | определение целей. Планирование учебной деятельности | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России | чтение | чтение и осмысление текста, вопросы и задания по учебнику | |||||||||||
76 | Герой рассказа и его сверстники | 1 | развитие понятия герой-повествователь, характеристика героя | сопоставительный анализ персонажей | совершенствование навыком самоконтроля, самовоспитание | умение формулировать и высказывать свое мнение к окрректной форме | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | пересказ эпизодов | комментированное чтение, подбор цитат | |||||||||||
77 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | осмысление нравственной проблематики рассказа, совершенствование представлений о сюжете | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | воспитание чувства собственного достоинства, нравственной стойкости | письменный ответ | участие в беседе, оформление записей | |||||||||||
78 | РР Классное сочинение "Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина | 1 | обобщение изученного | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | понимание морали и нравственных ценностей общества | сочинение | работа над созданием письменного монологического высказывания | |||||||||||
79 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | 1 | анализ средств создания поэтических образов, понимание настроения стихотворений | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | выразительное чтение | анализ лирического произведения по плану, прослушивание аудиохрестоматии | |||||||||||
80 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | определение мелодики и ритмики стиха, понимание эмоционального состояния лирического героя | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | выразительное чтение, ответы на вопросы | анализ лирического произведения по плану, прослушивание аудиохрестоматии | |||||||||||
81 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | осмысление темы родины и природы в лирике поэта, поэтизации природы | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | развитие эстетического вкуса | письменная работа | анализ лирического произведения по плану, прослушивание аудиохрестоматии | |||||||||||
82 | Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 | применение УУД | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | понимают и формулируют цели деятельности | Освоение личностного смысла учиться. | тест+ творческое задание | выполнение заданий | |||||||||||
83 | НРК Стихи бурятских поэтов о Родине, родной природе | 1 | чтение и анализ лирического произведения | поиск, выбор, систематизация учебного материала | совершенствование навыков самоконтроля | умение пользоваться источниками информации | воспитание уважительного отношения к культуре других народов | выразительное чтение | поиск стихотворений, сообщения о поэтах | |||||||||||
84 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | 1 | формирование предаствления о писателе и его героях | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | чтение и пересказ прочитанного и прослушанного текста | адекватное восприятие информации, сжатое изложение содержания | |||||||||||
85 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 | пони ание особенностей использования народной речи в х/п, речевая характеристика персонажей | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | письменный ответ | комментированное чтение, пересказ, письменная работа | |||||||||||
86 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор как ценное качество человека | 1 | чтение и осмысление текста, определение приемов создания юмора | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | чтение и пересказ | работа с учебником | |||||||||||
87 | Влияние учителя на формирование характера героя | 1 | осмысление идеи произведения, характеристика героев | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | усвоение социальных норм, переживание чувства стыда при нарушении моральных норм | устное монологическое высказывание, устные и письменные ответы | участие в дискуссии. Коллективном диалоге | |||||||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 2 ч | ||||||||||||||||||||
88 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». | 1 | осмысление текста лирического произведения | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | выразительное чтение, мини-сочинение о роли книги в жизни человека | Чтение и анализ произведений, | |||||||||||
89 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема Родины и народа | 1 | понимание роли языка, традиций и обычаев народа . | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | понимание общечеловеческих и национальных ценностей. | устные ответы | участие в беседе | |||||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12 ч. | ||||||||||||||||||||
90 | Мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 | развитие представлений о мифе и фантастике | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | воспитание уважительного отношения к мировоззрению, вере народов мира | пересказ, сообщения | чтение. пересказ | |||||||||||
91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид», «Скотный двор царя Авгия» | 1 | понимание содержания мифов | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | выразительное чтение | чтение, пересказ прочитанных мифов, участие в викторине | |||||||||||
92 | Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки | 1. | ознакомление с личностью историка | Определяют основную и второстепенную информацию. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | освоение художественного наследия народов мира | пересказ, ответы на вопросы | участие в обсуждении, комментированное чтение | |||||||||||
93 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | формирование представления о героическом эпосе | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | ответы на вопросы | чтение и изучение статьи в учебнике | |||||||||||
94 | Хитроумный Одиссей | 1 | характеристика героя | анализируют прочитанные отрывки, составляют общий портрет героя | оценивают правильность выполнения заданий | умение представить деятельности в форме монологического высказывания | приобщение к мировой художественной культуре | создание презентации о герое | творческая работа | |||||||||||
95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | формирование начального представления о рыцарском романе, «вечных» образах мировой литературы | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | пересказ эпизодов | участие в чтении и обсуждении | |||||||||||
96 | Дон Кихот. Герой, живущий в воображаемом мире | понимание пародии на рыцарский роман | умение характеризовать героев произведения, сравнительная характеристика героев | самоанализ результатов деятельности | умение формулировать и высказывать собственное отношение к проблеме | приобщение в общечеловеческим ценностям | словесное рисование, эссе | письменная работа | ||||||||||||
97 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | осмысление проблематики произведения. Начальное представление о рыцарской балладе | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | осмысление понятий честь, достоинство. | письменный ответ | комментированное чтение и обсуждение | |||||||||||
98 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении | 1 | понимание проблематики произведения | Выделяют и формулируют проблему. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | устные и письменные ответы | комментированное чтение, работа с учебником | |||||||||||
99 | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества | 1 | осмысления проблематики произведения . представление о романтическом сюжете | анализ задач и планирование деятельности | умение оценивать правильность действий | умение осознанно использовать речевые средства в целях коммуникации | осмысление нравственных ценностей и моральных норм человечества | письменный ответ | составление монологического высказывания | |||||||||||
100 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | понятие о притче, | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Осмысление общечеловеческих ценностей | выразительное чтение диалога с Лисом | комментированное чтение отрывков, пересказ содержания | |||||||||||
101 | Вечные истины в сказке «Маленький принц» | 1 | осмысление мудрости притчи | обобщение и анализ прочитанного | самооценка результата деятельности | аргументация собственного мнения, использование источников информации | формирование нравственных ценностей | сочинение в жанре эссе | работа над сочинением | |||||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД 4 ч | ||||||||||||||||||||
102 | РР Итоговое сочинение"Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?" | 1 | рефлексия результатов изучения курса | умение представить результат деятельности | самоконтроль | умение сформулировать свои мысли ичувства | осознание значимости процесса учения | эссе | работа над сочинением | |||||||||||
103 | Итоговая контрольная работа. Выявление литературного развития учащихся | 1 | применение УУД | систематизация знаний | самоконтроль и самооценка результатов деятельности | осознанное использование речевых средств | рефлексия личных достижений | тест | выполнение заданий | |||||||||||
104 | Литературная викторина | 1 | применение УУД, реализация знаний, полученных за курс 6 класса | применение практических умений и теоретических знаний | корректировка действий в соответствии с задачами | участие в совместной групповой деятельности | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками | творческие выступления команд, ответы на вопросы, выполнение творческих заданий, представление проектов | ||||||||||||
105 | Итоговый урок Задания для летнего чтения | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....