Основные образы поэмы А.Блока "Двенадцать"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Презентация предназначена для обучающихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.blok_dvenadtsat_11_klass.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь …
Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»
Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.
Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»
Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»
В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох, большевики загонят в гроб!.. Предатели! Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом », Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия !», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…
Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…
– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!
Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках … Ах, ах, пади!..
«А Катька где ? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..
Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»
Изобразительно-выразительные средства 12
Изобразительно-выразительные средства
«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
«Музыка революции» « Слушайте музыку революции », − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»
Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы . Символика: цвет : « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг ; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образ. программа Программа развития
Основная образ. программа Программа развития...
Открытый урок по литературе в 5 классе школы слабослышащих (2 вид, 2 отделение).Тема: «Основные образы "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"»
Конспект урока в 5 классе школы слабослышащих...
Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Дж. Лондон. Краткие Сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Тв. работа № 13. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона».
Машрутный лист дистанционного урока...
Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Цель : раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое вооб...