Основные образы поэмы А.Блока "Двенадцать"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Посмашная Наталья Яковлевна

Презентация предназначена для обучающихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.blok_dvenadtsat_11_klass.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные образы поэмы 12

Слайд 2

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

Слайд 3

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

Слайд 4

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь …

Слайд 5

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

Слайд 7

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Слайд 8

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Слайд 9

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

Слайд 10

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох, большевики загонят в гроб!.. Предатели! Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»

Слайд 11

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом », Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия !», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

Слайд 12

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 13

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

Слайд 14

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

Слайд 15

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

Слайд 16

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

Слайд 17

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

Слайд 18

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках … Ах, ах, пади!..

Слайд 19

«А Катька где ? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

Слайд 20

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Слайд 21

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

Слайд 22

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

Слайд 23

Изобразительно-выразительные средства 12

Слайд 24

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 25

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

Слайд 26

«Музыка революции» « Слушайте музыку революции », − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

Слайд 27

В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

Слайд 28

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы . Символика: цвет : « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг ; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образ. программа Программа развития

Основная образ. программа Программа развития...

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Цель : раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое вооб...