Конспект урока литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе
Урок литературы в 7 классе "Во имя жизни..." (по рассказу Е.Носова "Живое пламя")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1» города Велижа Смоленской области
«Во имя жизни…»
(по рассказу Е.Н.Носова «Живое пламя»)
(Конспект урока литературы в 7 классе)
Выполнила:
Галактионова Ольга Стефановна,
учитель русского языка и литературы
Велиж
2019г
Цель: определить идею рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»; совершенствовать навыки анализа текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание сюжета рассказа Е. Носова;
- понимание идеи произведения;
- владение элементами анализа текста;
- умение определять идейно-тематическое своеобразие рассказа.
Метапредметные:
- Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе.
- Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
- Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, сотрудничать; уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные:
- формирование положительного отношения к учебной деятельности;
- воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, его прошлому, прошлому малой родины, чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Элементы технологии: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная, исследовательская.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал для групповой работы
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебник: Коровина В.Я., Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. –М .: Просвещение, 2018г.
Ход урока
- Целеполагание. Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит интересная работа. Посмотрите на экран. О каком периоде истории нашей страны мы будем говорить? (показ слайдов с фотографиями памятников войны Велижа и Велижского района, звучит песня «Маки…» в исполнении Ю.Антонова )
(Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне1941-1945 гг.)
- Какие фотографии были на слайдах? (памятники Велижа и Велижского района, связанные с Великой Отечественной войной)
- Какие памятники вы узнали? (братское захоронение на Лидовой горе, памятник жертвам гетто, в честь 4-й ударной Армии и др. )
- В истории нашей Родины есть немало событий, о которых мы помним всегда. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война1941-1945 гг. И наш тихий городок не обошла стороной война. Об этом свидетельствуют множество памятников, разбросанных по территории Велижского района. А что за песня звучала? Почему именно она?
(мы читали рассказ Е.Носова «Живое пламя», там описываются маки)
- Подберите однокоренные слова к слову памятник (память, памятный)
- Нужно ли помнить об этих событиях? Зачем? (наши прадеды воевали, отдавали свои жизни, чтобы мы сейчас могли жить; забывать об этом мы не можем)
- Тема сегодняшнего урока:
«Во имя жизни...» (по рассказу Е. И. Носова "Живое пламя") слайд1
Работа в группах – заполнение таблицы (1 и 2 части)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(Предполагаемые ответы:
Знаю: когда была война; подвиги, которые совершили люди в этот период; содержание рассказа «Живое пламя» и др.
Хочу узнать: почему так называется рассказ, вспомнить события Великой Отечественной войны, больше узнать о главных героях рассказа, почему для рассказа взяли описание маков, какая тема поднимается в рассказе, в чем его основная мысль и др.)
2. Актуализация знаний.
1) Сообщение ученика о писателе. слайд2
2) Беседа по содержанию.
- Давайте обратимся к содержанию текста. Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?
(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)
- Расскажите об Ольге Петровне.
(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).
- Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.
(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)
- Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста. Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?
- (Алексей – сын Ольги Петровны. «Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал», «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом …». Тетя Оля вспоминает его с любовью, теплотой.)
- Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?
(Чтобы унять душевную боль.)
- Почему тётя Оля не любила сеять маки?
(считала его сорняком, который портит вид клумбы)
3.Открытие новых знаний и применение их на практике
1) Работа в группах (прием «двойной дневник»)
- Выберите и выпишите из текста цитаты, в которых автор говорит о том, что:
1)Через две недели клумба тёти Оли пестрела цветами.
2)Жизнь маков тетя Оля сравнила с жизнью людей.
3)На клумбе было уже не три мака.
4)Маки символизируют память.
- Прокомментируйте цитаты.
Цитаты | Комментарии |
«Клумба стояла неузнаваемой». | Примерные ответы: на клумбе было много разных цветов, но выделялись маки своей яркостью, и все цветы по сравнению с ними побледнели |
«И у людей так бывает…» | Можно жить долго и спокойно, так и не совершив главного поступка в своей жизни, а можно прожить короткую, но яркую жизнь, совершив подвиг. |
«А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков». | По всей клумбе теперь росли маки, они были похожи на ковер. |
«А снизу…подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.» | Живой огонь маков напоминает вечный огонь, а это память. |
- Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) Слайд3
2) Анализ художественных средств.
- Прочитайте выразительно отрывок-описание маков.
- Какие слова подобрал автор, чтобы маки своим внешним видом превзошли всю эту аристократию. Найдите художественные средства, с помощью которых описываются маки.
Сравнения: маки - зажженные факелы с живыми, весело пламенеющими языками пламени
Эпитеты : полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью, буйно пламенели, весело пламенеющими
Метафоры : языки пламени, наливались багрянцем, стоит прикоснуться – опалят, слепили яркостью, маки пламенели, маки погасли
- Двое учащиеся получили индивидуальное задание к уроку, они работали исследователями и вот что узнали о маках.
3) Сообщение учеников о маках слайд4
Красный мак – символ Памяти.
О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.
В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.
Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.
4) Беседа с учащимися
- Что произошло с Алексеем? (погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...)
- Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. Мы можем вспомнить и подвиги других летчиков, которые защищали родную землю ценою своей жизни. Кого вы можете назвать? (Алексей Маресьев, Николай Гастелло и др.)
- Я хочу напомнить вам о подвиге Александра Петровича Мамкина, летчика 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота, который был похоронен в деревне рядом с Велижем, а позже его перезахоронили на Лидовой горе. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в подбитом запылавшем самолете он вывез из оккупированной зоны сирот Полоцкого детского дома. Боль, которую испытал лётчик-герой Александр Мамкин в горящей в кабине самолёта, трудно даже представить. И совершенно немыслимо то, что, терзаясь этой болью, человек справился с управлением и спас детей. Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасенных им сирот, называющих себя детьми Мамкина. (Видеофрагмент)
- Как вы думаете, страшно ли было тому, кто совершал такой поступок?
- Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
- Каким образом передается чувство памяти в рассказе Носова?
- Могут ли цветы передавать определенные чувства человека?
- Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
- А что мы с вами можем сделать, чтобы не забыть? Где живёт наша память?
- Маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Они напоминали вечный огонь, который не дает нам забыть о подвигах людей. Это наша память. Давайте и мы сегодня зажжем свечу и вспомним погибших на войне. (Учитель зажигает свечу, и учащиеся передают по кругу под музыку. Ученик читает стихотворение) слайд5
Полыхает огонь тёмной ночью и днём.
Мир и скорбь от него в сердце каждое льётся.
У святого огня на мгновенье замрём.
Много разных огней – этот вечным зовётся.
Перед вечным огнём ветераны молчат.
Память прожитых лет на висках серебрится.
Вспоминают они не пришедших солдат,
И скупая слеза обжигает их лица.
Светлый мир в каждый дом внёс советский солдат,
Но проклятая смерть сердце пулей пронзила.
Славный подвиг живёт в этих вечных огнях.
Недожитая жизнь в обелисках застыла.
На гранитной плите пусть не все имена.
Ей простим недочёт, ведь она из гранита.
Но героев своих свято помнит страна.
И никто не забыт, и ничто не забыто.
4. Рефлексия
- Возвращаемся к заполнению таблицы З-ХУ-У: что узнали? (Какова основная мысль рассказа? Почему рассказ так называется?) (работа в группах, учитель помогает сформулировать основную мысль)
- В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
- Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.
- Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.
Слово учителя
- Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Во имя нашей жизни погибли наши деды и прадеды, чтобы мы сейчас могли смеяться, радоваться, наслаждаться. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
Домашнее задание (по выбору) слайд 6
- Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
- Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
- Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
- Написать эссе «Проблема памяти в рассказе «Живое пламя».
Рефлексия деятельности слайд7
Прием «Выбор начала фразы из рефлексивного экрана» (учащиеся выбирают и высказываются одним предложением)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
Источники
1.https://mirznanii.com/a/362140/smysl-rasskaza-nosova-zhivoe-plamya
2. https://www.youtube.com/watch?v=BiHMppAlBGY
О.С.Галактионова, учитель русского и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...