Открытый урок А.С. Пушкин "Повести Белкина"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Открытый урок
по теме:
А.С. Пушкин
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Выполнил
учитель русского языка и литературы
Бабков А.Б.
Г.о. Подольск, 2020 г.
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Тип: урок открытия новых знаний
УМК: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века
Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой темы – цикла поветей И.П. Белкина.
Задачи:
- Познавательные: знать основное содержание повестей из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина; анализируя тематику и проблематику «Повестей Белкина», доказать, что цикл наделён единым смыслом, выявить нравственные проблемы, поставленные автором.
- Развивающие: вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к классической литературе; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности;
Планируемые результаты:
- предметные:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина;
- сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»;
- дать понятие определения «маленький человек» в литературном
произведении;
- предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
- воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
- определять нравственные проблемы, поднятые писателем в цикле повестей А.С. Пушкина;
- мотивация к учению;
- регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
- формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- работать по плану;
- планировать собственную деятельность;
- научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;
- познавательные УУД:
- сбор и выделение существенной информации;
- научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать исследовательскую позицию;
- коммуникативные УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог;
- метапредметные:
- развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
- уметь работать индивидуально, находить общие решения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Материалы: учебник, сборник повестей А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)
Учитель:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Учащиеся:
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
II. Формулировка темы урока.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)
Учитель:
«Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» (А.С. Пушкин). Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте.
- Ребята, предлагаю вам познакомиться с циклом повестей А.С. Пушкина. Думаю, что после знакомства с ними вы все согласитесь с этим высказыванием классика.
Учащиеся:
Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ. Записывают тему урока. Включаются в работу. Записывают эпиграф к уроку. Называет тему урока
Учитель:
Сегодня мы с вами знакомимся прозаическими произведениями А.С. Пушкина, объединенными под общим названием «Повести И.П. Белкина». Запишите в тетради тему урока: «Повести И.П. Белкина» А.С. Пушкина. Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишeтcя, как осенью в деревне», - говорил он часто. А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. А.С. Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетневу пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. В эти дни он закончил роман «Евгений Онегин», несколько драматических сцен, поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина». Сюда вошли «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик»; «Барышня-крестьянка». Персонажи «Повестей Белкина» в большинстве своем не обладают индивидуальными чертами; как другие герои Пушкина. Эти люди являются типичными представителями окружающей их среды. Бытовая сторона выступает здесь на первый план. Острота сюжета, постепенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – всё это непрерывно поддерживает читательский интерес и делает повести увлекательными.
III. Изучение нового материала.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)
Учащиеся:
Слушают учителя, запоминают новую информацию, отвечают на вопросы.
IV. Динамическая пауза
Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)
Физкультминутка: (Грамматическая зарядка)
Учитель:
А теперь давайте встанем,
Руки к потолку потянем.
Покажите мне, где дверь?
Смотрим все в окно теперь.
В синем небе летит птица,
Ну а нам пора учиться...
Учащиеся:
Выполняют физические упражнения вместе с учителем
V. Практическая работа.
Цель: применение новых знаний (4-6 мин.)
Выразительное чтение текста. Работа с карточками (2 группы). Учитель помогает учащимся в прочтении трудных слов, предложений в тексте повестей. Учащимся раздаются карточки с текстами, в которых дается характеристика героев. Необходимо назвать героя и произведение. Затем происходит прослушивание ответов учащихся с последующими комментариями от учителя.
Учащиеся:
Работают в группах над заданием, аргументируют свой ответ.
VI. Формулирование гипотезы. Подведение итогов.
Цель: закрепление полученных знаний (4-5 мин.)
Учитель:
- Ребята, давайте сформулируем гипотезу. Реализуя в Болдине замыслы прежних лет, А.С. Пушкин предлагает читателю не романтическую поэзию, а прозу, в которой отразилась правда и противоречия российской жизни. При разнообразии тематики цикл повестей наделён единым смыслом.
Учащиеся:
В ходе итогового обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при разнообразии тематики цикл повестей А.С. Пушкина наделён единым смыслом: размышлениями о месте человека в жизни, о судьбе и воле случая, о счастье, о любви, о чести и достоинстве. Высказывают свои аргументы в доказательство единства смысла цикла повестей.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.
Учитель:
1. Ответить на вопросы:
1. Какие повести входят в сборник «Повести Белкина»?
2. Кто такой Белкин? Почему А.С. Пушкин “доверил” рассказать повести (истории)
Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?
3. Сюжет какой повести из цикла «Повести Белкина» вам был особенно интересен, вас
впечатлил, почему?
2. Знать содержание повести «Барышня-крестьянка» для анализа на следующем уроке.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)
Учитель:
Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.
- Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен.
Учащиеся:
Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.
Приложение 1.
Карточка № 1. «Узнай героя». Необходимо назвать героя и произведение.
1. «Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...»
2. Она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне».
3. «Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон».
Карточка № 2. «Узнай героя». Необходимо назвать героя и произведение.
1. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…»
2. «Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...»
3. «Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон».
Ответы:
Карточка 1
1. Сильвио, «Выстрел».
2. Марья Гавриловна, «Метель».
3. Лиза, «Барышня-крестьянка».
Карточка 2
1. Бурмин, «Метель».
2. Сильвио, «Выстрел».
3. Лиза, «Барышня-крестьянка».
Приложение 2.
Предполагаемые вопросы к прочитанным повестям
«Метель»
- Кто является главным героем повести?
- Почему родители противились любви Марьи Гавриловны и Владимира?
- Теперь обратимся к очень важной фразе: «Марья Гавриловна долго колебалась: множество планов побега было отвергнуто». Как можно объяснить эти сомнения героини?
- Докажите, Что Марья Гавриловна действительно переживала за своих родителей.
- Большую роль в повести играют сны героини. Пушкин, понимал сон как «внутреннее видение души... во сне скрыто пророчество, мудрое и верное»... Вещий ли сон Маши?
- Был ли у Владимира и Маши другой выход?
- А теперь прочитаем описание метели в повести. В восприятии кого из героев дано описание метели?
- Что же произошло в церкви? Какой церковный обряд совершается в Божьем храме в повести?
- Как Бурмин оценивает свою женитьбу на незнакомой девушке?
- Как вы думаете, случайна ли встреча Марьи Гавриловны с Бурминым через 3 года после венчания в церкви?
- О чём повесть «Метель»? Только ли о любви?
Образ метели в повести - это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкина - это сама судьба.
Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.
Нет Божьего благословения - нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».
И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».
«Станционный смотритель»
- Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика? Чем интересны автору эти люди?
- Как Самсон Вырин говорит о своей дочке, с каким чувством?
- Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя. Как Дуня ведёт себя с гостем?
- Как ведёт себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?
- Прочитайте описание интерьера. Какие детали обстановки выделил рассказчик? Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет картинок?
- Какое впечатление произвела Дуня на Минского?
- Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне? Был ли поступок Дуни бегством?
- Почему Минский в Петербурге так бесцеремонно, грубо и жестоко поступает с отцом своей любимой?
- Почему Дуня ни разу не встретилась и не поговорила с ним?
- Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли её «коварный соблазнитель» или играет чувствами девушки? Счастлива ли Дуня?
- Как заканчивается жизнь Самсона Вырина? Почему нам ясно, что прекрасная барыня, приезжавшая на могилу Вырина, - Дуня? Почему Дуня плачет?
«Выстрел»
- Зачитайте эпиграфы. Почему автор взял два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести?
- Как граф оценивает свой поступок?
- Почему Сильвио сознательно стреляет в картину?
- Какова цель Сильвио в повести? Как вы относитесь к этой цели?
- Перескажите эпилог повести. Зачем Пушкин дописал повесть, введя эпилог?
- Почему на дуэли Сильвио посчитал себя оскорблённым и отказался от ответного выстрела?
- Почему во время второй дуэли граф уже не беспечен?
- Почему Сильвио отказался от выстрела?
- Как, по-вашему мнению, кто кому здесь преподал урок?
- Кто же из героев повести вам больше понравился и почему?
«Барышня-крестьянка»
- Люди каких сословий фигурируют в повести?
- Почему Берестов не любил Муромского? Докажите, что он не упускает случая подчеркнуть своё богатство.
- Почему были в ссоре помещики Берестов и Муромский?
- Понимают ли родители своих детей? Какими расчётами руководствуются родители, желая поженить своих детей?
- Каким изображает Пушкин Алексея Берестова?
- Расскажите историю жизни Лизы. Докажите, что Лиза добра и не кичится своим дворянским происхождением.
- Какие мысли мучают Лизу после знакомства с Алексеем?
- Чем Акулина понравилась Алексею?
- Почему Алексей полюбил Акулину?
- Кто из героев повести вам больше понравился и почему?
«Гробовщик»
- Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова? В чём секрет этого персонажа?
- Каково настроение повести? Как вносится мрачная нота в начало повествования?
- Что могло стать радостным событием для Адрияна Прохорова?
- В чём причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?
- Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна? Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна?
- Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами? Какие чувства испытывает здесь герой?
- Каков смысл разговора со скелетом?
- Каким становится пробуждение?
- Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения?
- Что объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями “белкинского” цикла?
Самоанализ урока
Класс: 6
Предмет: литература
ФИО педагога – Бабков Андрей Борисович
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.
Тема занятия: А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
УМК: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.
Цели урока:
- Познавательные: знать основное содержание повестей из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина; анализируя тематику и проблематику «Повестей Белкина», доказать, что цикл наделён единым смыслом, выявить нравственные проблемы, поставленные автором.
- Развивающие: вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к классической литературе; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности;
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Описание деятельности и результаты:
Этапы занятия последовательны, по времени соответствуют содержанию урока. Для мотивации школьников была использована презентация.
Урок соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки учащихся.
Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников. Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом.
Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Урок-игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина
Урок организован в форме игры, состоящей из нескольких раундов. Урок проводится как заключительный в системе уроков, посвященных теме "Повести Белкина" в 6 классе...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...