Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цели:
- показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;
- доказать взаимосвязь произведений русской литературы, преемственность в раскрытии тем, умение проводить параллели, сопоставлять произведения разных писателей;
- уяснить важность семейных уз, родственных отношений, роль семьи в развитии гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.a._sholohova_tihiy_don.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Цели:
- показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;
- доказать взаимосвязь произведений русской литературы, преемственность в раскрытии тем, умение проводить параллели, сопоставлять произведения разных писателей;
- уяснить важность семейных уз, родственных отношений, роль семьи в развитии гармоничной личности.
Оборудование: фотографии «Шолохов с дочерью и сыном», «Григорий с детьми», «Андрей Соколов и Ванюшка», статья Вадима Кожинова «Тихий Дон» М.А.Шолохова», эпиграфы, кадры из х\ф С.Герасимова «Судьба человека», песни «Крыша дома твоего», «Погода в доме» в исполнении Ю. Антонова и Л. Долиной, статистические данные опроса родителей.
Методические приёмы: проверка домашнего задания, повторение теории литературы - определение жанра романа, индивидуальная работа с литературоведческой статьёй, конспективные записи, сопоставительный анализ образов, характеристика героев, сжатый пересказ, аналитическая беседа, опрос по тексту, опережающее обучение – индивидуальное сообщение по роману «Печальный детектив» В.Астафьева, домашняя творческая работа – «История жизни семьи моего современника».
Эпиграфы:
Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры.
И.И.Цыпенко
Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой…
В.Распутин
ХОД УРОКА
I. Вступление
– Начнём урок с музыки. Послушаем 2 фрагмента песен («Крыша дома твоего» Ю.Антонова и «Погода в доме» в исполнении Л.Долиной). Первая была необычайно популярна в 80-е годы 20 века, вторая – в начале 21 века. Почему? Что объединяет эти песни?
Был проведён опрос среди ваших родителей, посмотрим, каковы результаты.
Знают песни – 100% Почему нравятся: душевные – 30%
Нравятся – 85% о доме – 30%
Не нравятся – 15%. не знаю – 20%
мелодичные – 10%
песни молодости – 10%.
– Объясните, почему эти песни помнят ваши родители, любят? (О вечном, о главном, о том, что волновало и будет волновать: дом, семья…)
– Да, это актуальная тема. И хорошо, что есть поэты, композиторы, певцы, которые «угадывают» важность данной темы в нашей жизни, напоминают о вечных ценностях, тем самым оправдывая ответственность за свой талант, о чём мы говорили, например, на уроках, посвящённых роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
II. Объявление целей, темы, эпиграфов урока
III. Реализация домашнего задания
– Мы сегодня работаем над необычным романом-эпопеей. Вспомните отличительные признаки данного жанра? (Работа по теории литературы.)
– Итак, произведение, которое заставляет задуматься о многом, в котором поставлены проблемы огромной важности, но основная тема – ДОМ, СЕМЬЯ. Роман М.А.Шолохова знаковый, подводит определённую черту в русской литературе, не зря роман сравнивают с эпосом Гомера и драмами Шекспира. Поэтому необходимо понять, осмыслить его в контексте всей русской литературы, определить, является ли тема новой или традиционной. Вами была проведена групповая работа дома по теме: «Как данная тема раскрывается в произведениях русских писателей XVII, XVIII, XIX, XX веков?» (Слушаем сообщения по произведениям Д.И.Фонвизина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, Н.А.Некрасова, М.А.Булгакова.)
Вывод по домашнему заданию
– Что вы заметили, выслушав выступления, какая мысль красной нитью проходит через все эти произведения? (Семья – вот что формирует характер человека, семья – источник духовного богатства или причина неудавшейся жизни.)
IV. Работа со статьёй литературоведа, критика Вадима Кожинова «Тихий дон» М.А.Шолохова»
– Мы проследили, как тема, рассматриваемая сегодня, раскрывается в произведениях русской литературы. Но для чего, зачем? Разве так важна эта тема в «Тихом Доне», где много батальных сцен, где главный герой – казак, человек военный, в отличие от произведений, упомянутых ранее, в которых интересующая нас тема чаще связана с героинями – хранительницами очага?.. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с критикой по роману. Послушаем сообщение ученика, поработавшего над статьёй критика В. Кожинова.
Ученики получают задание: тезисно законспектировать это выступление.
Анализ конспектов, комментарий, учителя.
V. Работа по теме
Слово учителя. Какая интересная мысль: «История семьи Мелеховых – история революции». Можно соглашаться или не соглашаться с мнением В. Кожинова, важно другое: тема войны и мира тесно переплетены, война воспринимается через жизнь семьи. В подтверждение тому – первое предложение эпопеи: «Мелеховский двор – на самом краю хутора». Основная тема произведения заявлена, об этом и первый эпиграф урока. Мелеховский двор часто становится центром важных событий, и, несмотря ни на что, остаётся тем местом, где ждут самые близкие, родные люди… Но перед нами гениальное творение: тема семьи раскрывается не только через образы женщин-хранительниц очага, а через образы всех членов, потому что семья, как говорится в словаре Ожегова, группа живущих вместе близких родственников.
Характеристика образов
1. Пантелей Прокофьевич Мелехов.
Примерный план.
1. Глава семейства.
2. Хозяин.
3. Характер.
4. Отношение к расколу семьи.
5. Где умирает – пересказ эпизода.
6. Символом чего является смерть вне дома.
2. Ильинична. Аналитическая беседа.
Примерный план.
1. С каким литературным персонажем можно сравнить?
2. Сказалась ли трудная жизнь на характере?
3. Статичен ли образ Ильиничны?
4. Как вы поняли, почему Ильинична благословила брак Дуняши и Михаила?
Вывод: мы рассмотрели образы родителей. Они болеют душой за детей, переживают, всегда рядом, а дети – с родителями. Такие взаимоотношения мы уже наблюдали, в каком произведении? (Семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».) Сила семьи – в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, каждый мог выразить своё мнение. Анализ эпизода из х/ф «Тихий Дон» – «Жизнь Натальи Григория не заладилась».
3. Дарья, Наталья, Аксинья.
Так как хранительницей домашнего тепла является женщина, во многом от которой зависит «погода в доме», то необходимо рассмотреть образы героинь произведения. Одним из приёмов Шолохова при характеристике героев является сопоставительный анализ. Реализация долгосрочного домашнего задания: ответить на вопросы (красота женщин, отношение к любимому, отношение к детям) и заполнить таблицу.
Вывод по образам.
Письменно ответить на вопрос: Какой образ привлекательный? С каким другим женским персонажем можно сравнить?
4. Григорий Мелехов.
Невозможно не сказать о Григории – центральном персонаже. Он тесно связан с темой Дома, Семьи. Как связан? Давайте порассуждаем над этим, пожалуй, самым сложным вопросом. Рассматриваем жизнь главного героя, подробнее останавливаясь на последнем эпизоде… Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед казачьим куренем Мелеховых, и Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути…» Это строки из другого произведения М.Шолохова, какого? («Судьба человека».) Почему Г. Мелехов выдержал, преодолел, вернулся? (Только семья является тем, что помогает превозмочь все невзгоды. И это знал Шолохов, у которого тоже была семья, большая семья, а значит, он знал, о чём пишет. Работа с фотографиями.)
Слово учителя. Роман – эпопея М.Шолохова о человеке, его истоках, о гуманизме. Автор высказал свою тревогу о современном ему мире, заставил задуматься о семье, доме на фоне страшных эпохальных событий, когда рушатся вековые традиции…
В. Распутин говорил: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой». Это слова современника, писателя нашего времени. Давайте посмотрим, а как освещалась тема дома, семьи советскими писателями?
VI. Индивидуальное сообщение по роману В.Астафьева «Печальный детектив»
Слово учителя. Печально, грустно. Неужели мы так живём? А как у вас в семье складываются взаимоотношения? Доверяют ли вам родители, делитесь ли вы своими секретами? Какая она – семья в вашем представлении, людей XXI века? Зачитываются сочинения – рассуждения учеников.
VII. Заключение
– Сегодня мы говорили о непреходящих ценностях, поэтому предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Крыша дома твоего» – что для вас значат эти слова? Письменно ответить к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).
Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Урок литературы 11 класс "Изображение первой мировой войны в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон""
Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" основан на исседовательско-поисковой работе обучающихся в группах...
Методические рекомендации к уроку литературы в 11 классе по теме "Окопная правда" в романе М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
Материал может быть использован в качестве дополнительного источникиа при подготовке к урокам литературы, посвящённым творчеству М.А.Шолохова...
Лабораторная работа по русскому языку и литературе (роман М.А.Шолохова "Тихий Дон").
Элементы анализа художественного текста с опорой на содержание произведения. Удобно использовать как в рамках уроков, так и на элективных курсах по русской словесности....
Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Методический материал для систематизации и контроля изученного по теме. Для удобства учителя приведены краткие ответы....
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». В единстве народа – сила России.
Конспект урока обощения по изучению романа М.Шолохова "Тихий Дон...