Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2010. Данная программа ориентирована на УМК Литература 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/; - М.: Просвещение, 2013. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе – 105 часов (три урока литературы в неделю). Рабочая программа составлена на текущий учебный год. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp._literatura._6_klass.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________        Е.В.Крепешева         

Приказ №    от 31 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6 класса основного общего образования

 (предмет, класс, уровень образования)

Препута Елены Прокопьевны, первая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

 

2019/2020 учебный год,  срок реализации 1 год

        СОГЛАСОВАНО

        Зам. директора по  

        образовательному процессу

        __________  М.А. Гречишникова                              

            РАССМОТРЕНО

            на заседании методического объединения

            протокол № 1 от 31 августа  2019 г.

            _________И.А.Семыкина,  руководитель ШМО

                                                       

                                                     

п.г.т. Уренгой

2019

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2010.

Данная программа ориентирована на УМК Литература 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/; - М.: Просвещение, 2013.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе – 105 часов (три урока литературы в неделю). Рабочая программа составлена на текущий учебный год. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Концепция курса: изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Отличительные особенности программы:  в целом программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Произведена небольшая перегруппировка содержания материала. В раздел «Литература XX века» добавлено изучение повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» в связи с насущной потребностью патриотического воспитания учащихся за счёт уменьшения количества часов в разделе «Литература народов России».

Формы и методы, технологии обучения: для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)

Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались следующие типы и виды уроков:

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.
  4. Уроки внеклассного чтения.

Обоснование выбора УМК: в целях литературного образования учащихся 6а класса мною выбран данный УМК, так как главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX  и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Учебный материал включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.

II. Планируемые  предметные результаты

освоения учебного материала

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

        В процессе изучения литературы учитель формирует также необходимые предметные (читательские) компетенции:

- умение понимать слово, текст, язык искусства;
- умение читать текст, адекватно понимать написанное;
- умение вступить в диалог;
- умение задать вопрос;
- умение определить авторскую позицию;
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее;
- умение организовать монолог, диалог;
- умение использовать термины;
- умение определять  функциональное назначение художественных средств.

III. Содержание учебного предмета

Введение. (1 час)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (4 часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Из русской литературы  первой половины XVIII века (1 час)

И.И.Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг.

Из русской литературы  XIX века.( 54 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия).    Поэтическая интонация   (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

Из русской литературы  XX века – 28 ч.

        Александр Иванович Куприн.

           Чудесный доктор. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Борис Николаевич Полевой . Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о настоящем человеке. Реальная основа повести. Образ главного героя, человека  героической судьбы. Война в судьбе главного героя. Преодоление жестоких жизненных испытаний. Ответственность за судьбу страны в годы Великой Отечественной войны.

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Из зарубежной  литературы- 8 часов

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Повторение и обобщение изученного материала. (2 часа)

Обобщение изученного материала  за курс 6 класса. Контрольная работа по курсу литературы 6 класса. Подведение итогов года.

VI. Календарно - тематическое планирование                                                                                                                                                                                

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Домашнее задание

I четверть

Введение – 1 ч.

  1.

Художественное произведение. Содержание и форма.

04.09

Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4).

Устное народное творчество – 4 ч.

 2.

Обрядовый фольклор.

06.09

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически.

 3.

Пословицы и поговорки

09.09

Выполнить письменно задание 1, стр.14

4.

Загадки.

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 11-13);  

   5.

  Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».

11.09

Подготовить   пересказ статьи «Древнерусская литература». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника   стр.21-22.      

Древнерусская литература – 2 ч.

 6.

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.

13.09

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Сказание о белгородском киселе» (с. 22-24)

 7.

  Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.

16.09

Подготовить рассказ о И.И. Дмитриеве (с. 26-28)  

 Из  литературы  XVIII века(1час)

8.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

18.09

Читать выразительно басню.

Из русской литературы XIX века (54 часа)

9

Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик».

20.09

Конспект статьи учебника (с.30)

Подготовить рассказ о И.А.Крылове                прочитать басни  (по выбору).

10.

   И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект.

23.09

Выучить басню (с.34).

11.

Контрольная работа №2 по теме «Басня».

25.09

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине

12.

А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Выразительное чтение наизусть

13.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

Выразительное чтение , ответить на вопросы стр.57.

14.

Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

Выразительное чтение наизусть

  15.

Лирика А.С.Пушкина                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     

Прочитать повесть «Барышня - крестьянка».

16.

17.

А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана  Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

18.

 «Барышня - крестьянка». Образ автора                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          – повествователя.

Подготовиться к контрольной работе

19.

  Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка».

Прочитать в учебнике статью о романе «Дубровский», стр.59

20.

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»                                                          

Прочитать 1-3 главы, ответить на вопросы

  21.

Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

     

Вопросы 1-5

22.

23.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Заполнить таблицу

24.

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Прочитать 6-9 главы, ответить на вопросы

25.

Осуждение произвола и деспотизма  в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Прочитать 11-13 главы

II четверть

26.

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Пересказ эпизода

27.

Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский».    

Прочитать 14-18 главы

 28.  

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Дочитать, подготовиться к контрольной работе.

29.

  Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове (с. 153),  чтение стихотворения «Тучи»

30.

М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

     

     

Выразительное чтение наизусть

31.

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Выразительное чтение наизусть

32.

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Вопросы и задания стр.164-165

33.

  Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Прочитать биографию И.С.Тургенева (с. 167).

34.

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

   

 Прочитать статью учебника  (с. 169- 170), подготовить рассказ о писателе.

35.

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Прочитать рассказ до конца

36.

Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев.  Составить рассказ об этих героях.  

37.

Роль картин природы в рассказе  И.С.Тургенева «Бежин луг»

Закончить составление плана.

38.

Проект  «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»

Письменно ответить на вопрос  №2, стр.199.

39.

  Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта.

     

Подготовить выразительное чтение наизусть

40.

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

Подготовить анализ стихотворения по плану.

41.

Земная обречённость человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…»

Выучить наизусть стихотворение

42

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…

Подготовить сообщение о биографии писателя. Выразительное чтение стихотворений.

43.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

Подготовить выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения по плану.

44.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Подготовить пересказ статьи. Ответ на вопрос 2

45.

  Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении  Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Главы 3,4. Вопросы 7,9

46.

Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова

Вопросы учебника стр.242,статья "Трехсложные размеры стиха"

47.

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов 19 века.

Задание по группам

III четверть

48.

Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя.

Прочитать сказ "Левша"

49.

Гордость   Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Вопросы учебника стр.292

50.

Особенности языка сказа  Н.С.Лескова «Левша»

Написать сочинение «Изображение лучших качеств русского народа"

51.

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова

Подготовиться к контрольной работе

52.

Контрольная работа №7 по сказу Н.С. Лескова «Левша»

Стр.296-297, читать, пересказывать

53.

А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе.

Вопросы и задания, стр.299

54.

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Прочитать рассказ «Толстый и тонкий»

55.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

Вопросы и задания, стр.302

56.

Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Подготовить анализ стихотворения

57.

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

Подготовить анализ стихотворения

58.

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект

Подготовить проект, подготовиться к контрольной работе

59.

Контрольная работа №8 по стихотворениям  поэтов   XΙX века.

Прочитать биографию А.И. Куприна, пересказ

Литература XX века – 28 ч.

60.

Вн. чт. А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

 Дочитать рассказ

61.

Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Ответить на вопросы

62.

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Пересказ эпизода

63.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Прочитать «Неизвестный цветок»

64.

«Неизвестный цветок» А.П.Платонова.  Прекрасное вокруг нас.

Составить характеристику героев

65.

«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова

Стр.28, вопросы, прочитать феерию  "Алые паруса"

66.

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Составить рассказы о героях феерии.

67.

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника);

68.

Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса».

     

Анализ текста, вопросы учебника стр.15

69.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне

Вопросы учебника стр. 81, чтение стихотворений поэта

70.

Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

Биография В.П. Астафьева

71.

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вопросы учебника, стр. 106

72.

Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Закончить творческую работу

73.

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Написать сочинение

74.

Отражение трудностей военного времени в  рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

     

Прочитать рассказ, вопросы учебника

75.

 Душевная щедрость учительницы в    рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Подготовить анализ эпизодов, вопросы учебника стр. 149

76.

Вн. чт.

Нравственная проблематика рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект

Закончить работу над сочинением

77.

Борис Николаевич Полевой. Повесть о настоящем человеке

Прочитать повесть

78.

Образ главного героя как символ мужества и стойкости человека в суровые годы Великой Отечественной войны.

79.

А.А. Блок.  « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

Выразительно читать стихотворения, ответить на вопросы

IV четверть

80.

РР  С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

Подготовить анализ стихотворения (по выбору)

81.

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Подготовить анализ стихотворения (по выбору) Вопросы учебника стр. 192

82.

Человек и природа в тихой лирике   Н.М. Рубцова.

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение.

83.

РР.  Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов 20 века.

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы».      

84.

  Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».

Подготовить анализ эпизодов, вопросы учебника стр. 164

85.

Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина

Письменно ответить на вопрос №3

86.

Влияние учителя на формирование детского характера  в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Подготовить рассказ о жизни писателя.

87.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Дочитать рассказ до конца (с. 133 - 152)

Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152)  

88.

РР Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору).

Составить сложный план к сочинению

89.

РР. Сочинение  по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору).

Закончить работу над сочинением

90.

Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».

Прочитать "Легенда об Орионе"

91.

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

Пересказ

92.

Геродот. «Легенда об Арионе»

Вопросы учебника стр. 214

93.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические  эпические поэмы.

Вопросы учебника стр.221

94.

Вн.чт. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические  эпические поэмы.

 Повторить изученный материал

Из зарубежной литературы – 8 ч.

95.

М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

Вопрос 3 стр.251

96.

«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа.

Письменный ответ на вопрос

97.

Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот».

Заполнить таблицу

98.

Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». 2 урока

Вопросы учебника стр. 258

99.

Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».

Пересказ эпизодов, вопросы учебника стр. 277

100.

«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. 2 урока

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов

101

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. 2 урока

Прочитать отрывок из сказки "Маленький принц"

102

Вечные истины в сказке.

Подготовиться к тесту

Повторение и обобщение изученного в 6 классе – 2ч.

103

104

Обобщение изученного материала

за курс 6 класса 2 урока

Повторить изученный материал

105

Контрольная работа по курсу литературы 6 класса 2 урока

Повторить изученный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....