Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_5.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ______________________________________________________________________________ микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел./факс (34934) 9-27-45. e-mail: urengoy2@pur.yanao.ru, ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000 | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ______Е.В. Крепешева Приказ № от __ августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 5 класса основного общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Препута Елены Прокопьевны, первая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2019/2020 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по образовательному процессу __________ М.А. Гречишникова | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол № 1 от __ августа 2019г. _____ И.А. Семыкина, руководитель ШМО |
п.г.т. Уренгой
2019
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2010.
Данная программа ориентирована на УМК Литература 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/; - М.: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Концепция курса: изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Отличительные особенности программы: в целом, программа соответствует
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Кроме этого, в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные ФКГОС: рассказы Дж. Лондона «Любовь к жизни» и Б. Житкова «Механик Солерно», А.П. Чехова «Каштанка», А.И. Куприна «Ю-ю», Э.-С. Томпсона «Чинк», Н.В. Гоголя «Портрет», Р. Брэдбери «И грянул гром». Данные произведения расширяют содержание литературного образования, их проблематика и нравственные уроки могут быть использованы учащимися впоследствии при написании итоговых сочинений. Также добавлено количество уроков по развитию речи, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения на литературную тему, что особенно актуально в свете последних изменений итоговой аттестации выпускников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе – 105 часов (три урока литературы в неделю).Рабочая программа составлена на текущий учебный год. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.
Формы и методы, технологии обучения: для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)
Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались следующие типы и виды уроков:
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.
- Уроки внеклассного чтения.
Обоснование выбора УМК: в целях литературного образования учащихся 5 класса выбран данный УМК, так как главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Учебный материал включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
II. Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного материала
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В процессе изучения литературы учитель формирует также необходимые предметные (читательские) компетенции:
- умение понимать слово, текст, язык искусства;
- умение читать текст, адекватно понимать написанное;
- умение вступить в диалог;
- умение задать вопрос;
- умение определить авторскую позицию;
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее;
- умение организовать монолог, диалог;
- умение использовать термины;
- умение определять функциональное назначение художественных средств.
III. Содержание учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Ю. Ч. Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
VI. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | |||||
Введение – 1 ч. | |||||||||
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь. | ||||||
Устное народное творчество – 12 ч. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | |||||||||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | ||||||
3. | Детский фольклор | 1 | Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8). | ||||||
4. | Сказка как особый жанр фольклора | 1 | Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12). | ||||||
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1 | Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26). | ||||||
6. | 15.09 | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26). | |||||
7. | 17.09 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. | |||||
8.
| 20.09 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38). | |||||
9. | 22.09 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42-43), нарисовать иллюстрации | |||||
10. | 24.09 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Чтение и анализ социально-бытовых сказок | |||||
11. | 27.09 | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин) | ||||||
12. | 29.09 | Контрольная работа по устному народному творчеству | 1 | ||||||
Древнерусская литература – 2 ч. Планируемые результаты: Предметные: знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст. | |||||||||
13. | 01.10 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (с. 48 - 50) | |||||
14. | 04.10 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55) | |||||
Литература XVIII века – 1 ч. Планируемые результаты Предметные: знать особенности содержания произведений, уметь читать текст, уметь воспринимать и анализировать. | |||||||||
15. | 06.10 | М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55) | |||||
Литература первой половины XIX века – 24 ч. Планируемые результаты: Предметные: уметь создавать письменные высказывания, знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям. Сравнивать произведения и их героев. Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль, особенности, определять настроение). | |||||||||
16. | 08.10 | Басня как литературный жанр И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | Конспект статьи учебника (с.57) Подготовить рассказ о И.А.Крылове ( с.58 - 59); прочитать басни (по выбору), подготовиться к викторине. Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне. | |||||
17. | 11.10 | И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом» | 2 | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64) | |||||
18. | 13.10 | ||||||||
19. | 15.10 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»( с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83) | |||||
20. | 18.10 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушон кой, описание объятого сном замка) | |||||
21. | 20.10 | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | 1 | Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90). | |||||
22. | 22.10 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193). | |||||
23. | 25.10 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 1 | Подготовить рассказ об А.С. Пушкине( с. 91 - 92). | |||||
24. | 27.10 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов народных сказок | 1 | Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья» | |||||
25. | 29.10 | РР Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки. | |||||
26. | 08.11 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | Прочитать сказку (с. 95 - 112), Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112) | |||||
27. | 10.11 | Народная мораль и нравственность в сказке | 1 | Выучить наизусть отрывок из сказки. | |||||
28. | 12.11 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Прочитать сказку Погорельского «Черная курица…» | |||||
29. | 15.11 | Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно беспокоил…» (с. 120 - 138) Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка. | |||||
30 | 17.11 | «Уроки жизни» (по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители») | 2 | Заполнить столбик таблицы «За что любили Алёшу». | |||||
31 | 19.11 | Написать РАФТ по сказке А. Погорельского прочитать сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» | |||||||
32 | 22.11 | Вн. чт. Нравственные уроки сказки Всеволода Гаршина «Attalea princeps» | 1 | Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотворение (с. 151 – 154) | |||||
33. | 24.11 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | ||||||
34. | 26.11 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» | |||||
35 | 29.11 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произведения (с. 158 - 169), пересказ | |||||
36. | 01.12 | Реальное и фантастическое в сюжете повести |
1 | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» | |||||
37 | 03.12 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Повторить изученный материал | |||||
38 | 06.12 | Контрольная работа по произведениям первой половины 19 века | 2 | Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове ( с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | |||||
Литература второй половины XIX века – 17 ч. Планируемые результаты: Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, делать вывод из рассуждения. | |||||||||
39 | 08.12 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186) | |||||
40 | 10.12 | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе (с. 188 - 189), подготовить рассказ о писа -теле. Прочитать рассказ (с.189 - 206) | |||||
41 | 13.12 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223) | |||||
42 | 15.12 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1 | Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, отно- сящиеся к описанию одного из героев:1) Гаврилы;2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях. | |||||
43 | 17.12 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди. | |||||
44 | 20.12 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | 1 | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» | |||||
45 | 22.12 | РР Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; создание РАФТов | |||||
46 | 24.12 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | Прочитать стих-е Фета Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227 ) | |||||
47 | 27.12 | Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характе -ристику Дины с использо ванием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. | |||||
48 | 12.01 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин» | |||||
49 | 14.01 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. | |||||
50 | 17.01 | РР Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы». Подготовить краткий рассказ о Чехов | |||||
51 | 19.01 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Задание по группам | |||||
52 | 21.01 | Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова | 1 | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | |||||
53 | 24.01 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев | 2 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе | |||||
54 | 26.01 | ||||||||
55 | 28.01 | РР Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | 1 | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» (с. 4 – 10, часть 2); подготовить рассказ о писателе | |||||
Литература XX века – 37 ч. Планируемые результаты: Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, делать вывод из рассуждения. | |||||||||
56 | 31.01 | И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | Прочитать повесть «В дурном обществе» (с.13 - 31); подготовить рассказ о писателе (с.12) | |||||
57 | 02.02 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. (с. 31 - 48). | |||||
58 | 04.02 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции. | |||||
59 | 07.02 | Путь Васи к правде и добру | 1 | Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключение» | |||||
60 | 09.02 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1 | Подготовиться к сочинению | |||||
61 | 11.02 | РР Подготовка к сочинению «Как мы становимся взрослыми» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе») | 1 | Чистовик сочинения | |||||
62 | 14.02 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 2 | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» (с. 52) | |||||
63 | 16.02 | ||||||||
64 | 18.02 | РР Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | Закончить творческую работу, выучить наизусть стих-ие «С добрым утром!» | |||||
65 | 21.02 | П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1 | Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» (с. 57 - 68).Выполнить 5, 6 задания (с. 68) | |||||
66 | 23.02 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | Подготовить рассказ о Степане. Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка» | |||||
67 | 25.02 | Вн. чт. Сказы П.П. Бажова. «Малахитовая шкатулка». | 1 | Прочитать рассказ «Тёплый хлеб» (с. 73 - 82). Подготовить рассказ о писателе (с.72) | |||||
68 | 28.02 | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1 | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» | |||||
69 | 02.03 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».
| 1 | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (с.82). | |||||
70 | 04.03 | РР Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний К.Г. Паустовского в сказке «Теплый хлеб» | 1 | Читать рассказ «Заячьи лапы» (с.83 - 88) | |||||
71 | 07.03 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 2 | Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (с.91 - 106) | |||||
72 | 09.03 | ||||||||
73 | 11.03 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. | |||||
74 | 14.03 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 1 | Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже | |||||
75 | 16.03 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | Прочитать рассказ «Никита» (с.113 - 121); подготовить рассказ о жизни писателя (с. 112) Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите | |||||
76 | 18.03 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 2 | Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 124 - 133); Подготовить рассказ о жизни писателя (с.123) | |||||
77 | 21.03 | ||||||||
78 | 23.03 | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои | 1 | Дочитать рассказ до конца (с. 133 - 152) Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152) | |||||
79 | 25.03 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 2 | Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)» | |||||
80 | 04.04 | ||||||||
81 | 06.04 | РР Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | Прочитать рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» | |||||
82 | 08.04 | Вн. чт. Человек в экстремальных ситуациях. (Дж. Лондон «Любовь к жизни», Б. Житков «Механик Солерно») | 2 | Прочитать рассказ Б. Житкова «Механик Солерно» | |||||
83 | 11.04 | Написать РАФТ Прочитать стих-е Твардовского «Рассказ танкиста» | |||||||
84 | 13.04 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» (с. 156 -158) | |||||
85 | 15.04 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (с. 160 - 161) | |||||
86 | 18.04 | РР Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 1 | Повторить стихотворения И.А. Бунина, которые изучались в начальной школе | |||||
87 | 20.04 | Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» (с. 163 - 164) | |||||
88 | 22.04 | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (с. 164 - 165) | |||||
89 | 25.04 | Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Родная деревня» (с.167 - 168) | |||||
90 | 27.04 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | Подготовить рассказ об Ю.Ч. Киме (с. 189) | |||||
91 | 29.04 | Вн. чт. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Повторить изученный материал | |||||
92 | 02.05 | Контрольная работа по курсу литературы 20 века | 1 | ||||||
Прочитать «Робинзона Крузо» | |||||||||
Из зарубежной литературы – 9 ч. Планируемые результаты: Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). Знать этапы жизни писателей, знать содержание прочитанных произведений, уметь анализировать произведение и характер главного героя. | |||||||||
93 | 04.05 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 2 | Инд. задания | |||||
94 | 06.05 | Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева» (с. 216 - 248) | |||||||
95 | 09.05 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.248). | |||||
96 | 11.05 | Два мира сказки «Снежная королева» | 2 | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? | |||||
97 | 13.05 | Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К.Андерсена «Огниво», Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов») | |||||||
98 | 16.05 | Вн. чт. Писатели-сказочники и их герои | 1 | Прочитать отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» (с. 252 - 268) | |||||
99 | 18.05 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе | |||||
100 | 20.05 | Том Сойер и его друзья | 1 | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? Прочитать рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише» (с. 270 - 280)123 | |||||
101 | 23.05 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1 | Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов | |||||
Повторение и обобщение изученного в 5 классе - 4 часа | |||||||||
102 | 25.05 | Контрольная работа по курсу литературы 5 класса | 1 | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Каштанка» | |||||
103 | 27.05 | Вн. чт. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших» (А.П. Чехов «Каштанка», А.И. Куприн «Ю-ю», Э.-С. Томпсон «Чинк») | 1 | Прочитать рассказ А.И. Куприна «Ю-ю» | |||||
Прочитать рассказ Томпсона «Чинк» | |||||||||
Собрать материалы к сочинению | |||||||||
104 105 | 30.05 31.05 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 2 |
VII. Перечень материально - технического обеспечения
образовательного процесса
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные пособия.
- Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс.
- Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004.
- Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005.
- Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана».
- 1С Познавательная коллекция. А.С. Пушкин в зеркале двух столетий.
- Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
Библиотека Максима Мошкова.
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
Сайт мировых новостей о литературе.
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
Сайт посвящен современной русской литературе.
- http://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
Русская литература 18-20 вв.
Большая художественная галерея
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон
Русская классическая литература
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
- http://аудиохрестоматия. рф
Театр:
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Государственный Эрмитаж.
Портал «Музеи России».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
Музей-заповедник «Петергоф»
Государственный Русский музей.
Государственный исторический музей.
Государственная Третьяковская галерея.
VIII. Формы и средства контроля
Промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя.
Итоговый:
тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.
Проекты:
Электронная презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга (по мотивам сказки А. Погорельского)» (индивидуальный, срок реализации-1 неделя)
Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» (коллективный, срок реализации-1 неделя)
Литературный праздник (коллективный, срок реализации-1 месяц)
Портфолио читателя «Я художник-иллюстратор» (индивидуальный, срок реализации-1 год)
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
IX. Список литературы
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы.-М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....