Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе

Трофимова Светлана Александровна

Рабочая программа по литературе дл я10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_kl.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Лицей №11 им. Б.В. Шопина»

(МБОУ г.Шахты «Лицей №11»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №11»

________________________М.Г. Рудь

                                           М.П.

         Приказ от 30.08.2019 г. № 527

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе.

Уровень общего образования (класс) среднее общее, 10 «А».

Общее количество часов по программе  - 104 ч.

Количество часов в неделю  - 3 ч., количество недель – 35.

Учитель Трофимова Светлана Александровна

Программа разработана на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово  РС», - 2014. – 200 с.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования. «Литература»

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования устанавливаются на интегрированном, базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач.

Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.

Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.

Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Стандарт среднего общего образования по литературе.

Базовый уровень

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и

черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение,

используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и

культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),

соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному

произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных

жанров на литературные темы.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком

обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной

литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского

художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях

русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую

тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной

культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных

произведений.

Система оценки планируемых результатов.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %. 

  1. Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС.

Введение

«Прекрасное начало…» (Из истории русской литературы ХIХ века.)

Из литературы первой половины ХIХ века

Тема 1. А.С. Пушкин. Лирика. «Медный всадник»

Основные этапы творческой эволюции А.С. Пушкина. Социально-историческая тема в лирике А.С. Пушкина. Лирика «петербургского» периода с текстуальным анализом Ода «Вольность». Годы странствий: самовоспитание художника. Лирика «южного» и «михайловского» периодов. Стихотворение «К морю». Тема призвания поэта в лирике Пушкина.

Стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в контексте творчества художника.

Красота мира и человеческих чувств в пушкинской лирике (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти в стихотворениях разных лет). Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Тема 2.М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Демон»

Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Образ Поэта в лермонтовской лирике. Стихотворения «Поэт» (1838) и «Пророк». Мотивы интимной лирики Лермонтова. Стихотворения «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Темы и мотивы философской лирики Лермонтова. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Тема 3. Н.В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос»

Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Русская литература второй половины ХIХ века

Тема 4. Литература и журналистика втрой половины xix века

Тема 5. Творчество  А.Н. Островского

Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди — сочтемся!». История создания пьесы, анализ экспозиции и завязки действия, характеристика основных персонажей Конфликт «старших» и «младших» в комедии Островского. Герои и проблематика комедии «Лес». Мир города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза». Анализ экспозиции и образной системы пьесы с опорой на материал раздела учебника. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия», «речевая характеристика».Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Урок-семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на критические статьи Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Тема 6. Творчество  И.А. ГонЧарова

Личность и творчество И.А. Гончарова. Преображение романтика. (Герои и проблематика романа «Обыкновенная история».). Герой романа «Обломов». К истокам обломовщины. Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.). Роман «Обломов» в интерпретации русской критики  и современного искусства. Обломовка на краю обрыва. (Позднее творчество И.А. Гончарова).

ТЕМА 7. Творчество  И.С. Тургенева

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Народ: от поэзии к правде. (Цикл «Записки охотника».). Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».). Мир «отцов» в романе. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Философские итоги романа «Отцы и дети». Смысл заглавия. Гимн вечной жизни. Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе: «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.

ТЕМА 8. Роман  Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?». Разумна ли теория «разумного эгоизма»? «Будущее светло и прекрасно…» (Черты социальной утопии в романе). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: диалог художников*.

Тема 10. Творчество  Н.А. Некрасова

Основные вехи жизни и творчества народного поэта.Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Стихотворения: «В дороге», «Огородник», «Тройка» с привлечением самостоятельного разбора стихотворения «Зеленый Шум». «Муза мести и печали» в лирике Некрасова: стихотворения «Блажен незлобивый поэт...», «Вчерашний день, часу в шестом…». «За великое дело любви…» (Социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике.) Стихотворения: «О погоде», «Поэт и Гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)». «В каком году — рассчитывай…» (Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».) Понятия «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. «Пел он воплощение счастия народного…» (Философские итоги некрасовского эпоса.). «Последние песни» — поэтическое завещание Некрасова. Стихотворения «О Муза! я у двери гроба…», «Сеятелям».

ТЕМА 11. Лирика  Ф.И. ТютЧева

Жизнь и поэзия Ф.И. Тютчева. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.  Мир природы в лирике Тютчева. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…». Личность и мироздание в лирике Тютчева: «И ропщет мыслящий тростник…», «Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…». Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И. Тютчева: «О, как убийственно мы любим...», «Я встретил вас…». Историко-философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева: «Цицерон», «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…».

Тема 12. Лирика  А.А. Фета

Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэтический мир Фета*.

Введение в поэтику Фета: стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…» Природа и человек в лирике Фета. Стихотворении: «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у березы. Тема любви в лирике Фета. Стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» Романсы на стихи Фета. Понятия «мелодика стиха», «образ-переживание», «поэтический синтаксис». Тема поэта и поэзии в лирике Фета. Стихотворение: «Одним толчком согнать ладью живую….» Пародийный цикл Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом». Проблема «художник и общество».

Тема 13. Творчество  Н.С. Лескова

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Мир лесковских героев. Рассказы: «Овцебык» (в сопоставлении с проблематикой тургеневских «Отцов и детей»), «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел». Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Роль фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника». Понятия «литературный сказ», «жанр путешествия», «литературный тип».

Тема 14. Творчество  М.Е. Салтыкова-Щедрина

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города». Понятия «хронотоп» и «гротеск». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Образная система и проблематика «Истории…». Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города». Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». Сказка «Богатырь». Понятия «литературная сказка», «фольклорная стилизация», «эзопов язык». Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Сказки «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик» с привлечением вопросов и заданий статьи учебника. Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь»: «Жил — дрожал, и умирал — дрожал…»

Тема 15. Лирика  А.К. Толстого

Страницы жизни и творчества А.К. Толстого. Природный мир в лирике А.К. Толстого. Стихотворения: «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» Интимная лирика А.К. Толстого. «Коль любить, так без рассудку…» Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» Романсы П.И. Чайковского на стихи поэта. Темы и образы исторической сатиры А.К. Толстого. Стихотворения «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского…».

ТЕМА 16. Творчество  Л.Н. Толстого

Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя. «Севастопольские рассказы» как пролог «Войны и мира». История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Понятий «роман-эпопея», «композиционная многосоставность», «многогеройность эпоса». Экспозиция романа. Тема истинного и псевдопатриотизма. Испытание эпохой «поражений и срама». Эпизоды кампании 1805—1807 гг. в романе «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. Понятия «ум ума» и «ум сердца», «диалектика души». Наташа Ростова и женские образы романа: «Она не удостаивает быть умной». Начало «общей жизни»: война за Отечество. Эпизоды оставления Смоленска. Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон. Уроки Бородина. Сцены Бородинского сражения в контексте историко-философской концепции Толстого. «Мысль народная» в романе. «Военные» главы романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни). Платон Каратаев: русская картина мира. Эпизоды пребывания Пьера в плену и характеристика образа «народного мудреца». Нравственно-философские итоги романа.

ТЕМА 17. Творчество  Ф.М. Достоевского

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание». Понятия «идеологический роман», «философская проблематика». Образ Петербурга в романе. «Городская» тема в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике (произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова). Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Тема «маленького человека» в романе с опорой на классическую  традицию. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова в контексте идеи Раскольникова. Понятия «герой-двойник», «полифония» («многоголосие»). «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Характеристика образа Сони Мармеладовой. «Преступление и наказание» как роман-предупреждение. Эпилог романа. Смысл названия романа «Преступление и наказание». Достоевский и проблематика новейшей истории. Достоевский и современность.

ТЕМА 18. Творчество  А.П. Чехова

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. Рассказы «Человек в футляре» и «Крыжовник». Понятия «чеховский сюжет», «чеховская деталь». Экзистенциальный выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч»). Философская проблематика рассказа «Студент». Между жизнью и мечтой. (Драма «Три сестры»). Понятия «чеховская ремарка», «символическая деталь». Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Понятия «внутреннее действие», «подтекст», «лирическая комедия». «Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика пьесы.)

Авторская позиция и художественные средства ее отображения (комедия «Вишнёвый сад»)

Обобщение

Обобщение материала историко-литературного курса «русская литература.

                                             Тематическое планирование

по литературе в 10  классе

Разделы программы

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности обучающегося, УУД

Введение

(1 ч.)

«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

Регулятивные УУД

ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

постановка вопросов.

Личностные УУД

Самоопределение ; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Из литературы

1 половины 19 века

(13 ч.)

А.С. Пушкин. (4ч.) Основные этапы творческой эволюции. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Пушкин в мировом искусстве. «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня».

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести» «Медный всадник». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

М.Ю. Лермонтов (5 ч.) в мировом искусстве. Дом-музей Тарханы.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Сравнительный анализ стихотворений «Молитва».

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Н.В.Гоголь.(3ч.)Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. «Невский проспект»

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. «Нос».

Сочинение.(1ч.) Композиционные части и их виды.

Регулятивные УУД

Использовать в работе справочную литературу, ИКТ

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении 

Познавательные УУД

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Коммуникативные УУД

формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

формирование умения работать в парах и малых группах;

Личностные УУД

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Из литературы

2 половины 19 века

(90 ч.)

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Разногласия между либеральными и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860 годов.

Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направление в поэзии. Расцвет русского национального театра (2 ч.).

А.Н. Островский. (9 ч.) Жизненный и творческий путь драматурга.

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии: Большов, Подхалюзин, Тишка.

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме. Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

Катерина и Кабаниха как  два нравственных полюса народной жизни.

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе»

 «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев)

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

И.А.Гончаров.(8 ч.) Личность и творчество. Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.(9 ч.) Цикл «Записки охотника». Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

Философские итоги романа, смысл его названия.

Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича).

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Личность Н.Г. Чернышевского. (3ч.) Образное и сюжетное своеобразие  

«идеологического» романа «Что делать?»

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Н.А. Некрасов. (8 ч.) Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.

«Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю»

Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). «Забытая деревня», «Утро»

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк,  «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинского»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина)

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий)

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Подготовка к написанию  домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

Ф.И. Тютчев. (4 ч.) «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность.

Природа, человек, вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. «Осенний вечер» «Весенняя гроза», «Снежные горы», «Ты, волна, моя морская..., «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс, и тем она верней…»

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. «На взятие Варшавы». «К Ганке», «Море и утес», «Русская география», «Славянам», «Теперь тебе не до стихов...», «На новый, 1855 год», «Напрасный труд - нет., их не вразумишь...» «Итак, опять увиделся я с вами...», «Песок сыпучий по колени...», «На возврат ном пути», «Русской женщине», «Эти бедные селенья...», «12 апреля 1865», «Над этой темною толпой...»

Драматизм звучания любовной лирики поэта. «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…», «Я встретил вас — и все былое…»,

 «Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой тоской влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848)

А.А. Фет (3 ч.). Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики.

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы  («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»,

 « Если ты любишь, как я, бесконечно…»,
«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..», «Не избегай; я не молю…»

Н.С. Лесков.(4 ч.) Жизненный и творческий путь. «Очарованный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере, «очарованность» героя.

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

От Салтыкова к Щедрину.

(5 ч.) Жизнь и творчество великого сатирика.

«Сказки для детей изрядного возраста как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика». «Медведь на воеводстве».

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. «Премудрый пескарь».

Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. «Богатырь».

Классное сочинение по сказкам М.Салтыкова-Щедрина.

А.К.Толстой.(3 ч.) Жизнь и творчество поэта. Многообразие лирических мотивов.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии. Романтический колорит интимной лирики. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. (13 ч.)

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского.

Пьер Безухов. Сложность и противоречивость жизненного пути героя.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и Ростовых.

Семьи-имитации: Берги, Друбецкие, Курагины.

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Изображение войны 1805-1807 года. Смотр войск под Браунау. Изображение войны 1812 года.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Кутузов и Наполеон.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. (9 ч.)

«Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского.

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Образ Родиона Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя: Лужин, Свидригайлов и др.

Раскольников и «вечная» Сонечка.

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание»

Жизнь и творчество А.П. Чехова.(7 ч.) Образы людей в чеховских рассказах.

«Ионыч». Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения.

«Дама с собачкой». Женские образы в произведениях А.Чехова.

Христианские и библейские мотивы в рассказе А.Чехова «Студент».

«Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии.

Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде»

Обобщающий урок по русской литературе 19 века (2 ч.)

Регулятивные УУД

ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Личностные УУД

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей русского языка и литературы

от 30 августа 2016 года № 1

________________    ______________

(подпись руководителя МО)                         (Ф.И.О.)

                                                                   

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Н.В.Сеймовская

           (подпись)                          Ф.И.О.

30 августа  2016 года

            (дата)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....