Урок чтения "Журавль и Цапля"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Сат Чойгаана Шууракайевна

Открытый урок в 7 классе "Журавль и цапля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок "Журавль и цапля"158.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Журавль и Цапля»  (7 класс)

Тип урока: комбинированный

Задачи урока: систематизация и изучения новой сказки        

Цели урока:

Образовательные :

  1. закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках;
  2. познакомить школьников с новой русской народной сказкой;
  3. отрабатывать навык выразительного чтения произведения;

Коррекционно-развивающие:

  1. корригировать и развивать внимание и воображение учащихся;
  2. пополнять активный словарный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
  3. развивать связную устную речь учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  2. воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование: учебники, тетради, словари, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, иллюстрации из сказок, записи на доске, компьютер с проектором,

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнемся,

За работу все возьмемся.

  1. Повторение пройденного материала

 Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам)

Ребята,  мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

Сказка – один видов устного народного творчества. Она отражает мировоззрение народа, его мечты о будущем.

Что что такое устное народное творчество?

(Это произведении которые возникли в давние времена и сопутствуют человеку с раннего детства до старости. Создавал их народ. Они никем не записывались и не читались, а только рассказывались, передавались устно, из уст в уста. )

Кроме народной, какой ещё может быть сказка?  

(авторская или литературная)

Возьмите карточку №1, которая у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).

Карточка №1

                    «Сивка-Бурка»

                          «Морозко»

народная                                     «Снежная королева»        авторская

                     «Два Мороза»

        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

                                             

-Вспомните сказку «Морозко». Чему учит эта сказка?

-Кто написал сказку «Снежная Королева»? чему учит эта сказка? Какие ещё сказки этого писателя вы помните?

-Какие ещё русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

- Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

- Вы уже знаете, что сказки можно поделить на три группы в соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. У вас в конверте находятся полоски с названиями сказок и надписями «сказка и о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки». Ваша задача распределить данные сказки в три столбика и доказать, почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.

Названия иллюстрации сказок:  «Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка» «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».

 Сказки о животных                          бытовые сказки                 волшебные сказки

Оценка работы учащихся с комментариями

  1. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока

- сегодня на уроке мы повторим устную народную творчеству, в частности о сказках. Мы будем читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить её продолжение.

Посмотрите на доску.

Описание: C:\Users\SR\Documents\Scanned Documents\Рисунок (52).jpg                                                           Описание: C:\Users\SR\Documents\Scanned Documents\Рисунок (51).jpg

        Журавль         Цапля

Кто изображен на этих иллюстрациях? (птицы – журавль и цапля)

- сказка, которую мы будем сегодня читать именно об этих двух птицах и называется она «Журавль и цапля». Как вы думаете, к какой группе сказок можно отнести сказку с таким названием?  (Сказка о животных).   Правы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой сказкой.

б) Чтение сказки учителем.  Проверка восприятия.

Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку?  Докажите свою точку зрения.

-Какой показалась вам эта сказка – грустный, веселой, незаконченной?

в)Объяснение значения непонятных слов из сказки (словарная работа)

-ребята, в сказке вам встретятся такие слова:

Цапля –болотная птица (шилен)

Журавль – болотная птица – (дуруяа)

Болота - тулаа

Сватовство (посвататься)  -  (пер. на тув.  кудалаар)

 верста (семь верст) – (хемчээл)

г) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

- прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?

- как называется начало сказки? (Зачин) оно связано со сказкой?

- как вы думаете те, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

- Чем Журавль не понравился Цапле? Почему?

- как повел себя Журавль, когда цапля сама пришла к нему? Объясните почему.

Дифференцированный подход к детям

I – II группе (индивидуальная карточка с алгоритмом ответа)

Журавль не понравился Цапле, тем что у него ….

Цаплю очень обидел отказ от Журавля, она …..

- вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?

-попробуем составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

Карточки с алгоритмом рассуждения прикрепляется на  доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.

- какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Цапля)  Почему? (потому он был мужчиной)

-объясните значения выражения « несолёно хлебавши». (ничего не добился, не ладил дела)

III и IV группа  карточки с прописями, раскраски на тему птиц. (Тойлу, Родион, Рудольф)

Физкультминутка

А теперь давайте немножко отдохнем, игра называется «Угадай отгадку» все по очереди выйти прочитать загадку и отгадывать.

  1. Закрепление изученного материала

 Повторное чтение сказки учащимися по ролям.

 Работа  над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой птиц, когда она просит и когда отказывает.

 Анализ содержание сказки, работа с пословицами.

 Приготовьте карточку №2. Сейчас вы будете работать с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания  подходит ли она к сказке.

Карточка №2

Семь раз отмерь,….                                     и семь раз отрежь.

        один раз отрежь.

Сначала думай,  ……                                     потом говори

                                                                           потом делай

В какой из пословиц возможно два варианта правильные.

- какие особенности характерны для сказок вы можете отметить в этом сказке?

- какую мысль пытается донести до нас народ в этой сказке?

творческая работа

Нарисовать иллюстрацию  с доски. Скажите какой момент сказки изображен на ней?(в доме Цапли пожаловал Журавль)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия  

Вопросы учителя:

- главные герои сказки? (Журавль и Цапля)

- Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Журавль)  Почему? (потому он был мужчиной)

-Ребята, что бы вы посоветовали героям этой сказки?  (уважение друг друга и взаимопонимание)

- Чему  учат нас это сказка?

Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

Коллективное выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание

Выучить  словарь.  Прочитать пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

                                        Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он то...

Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...

Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс

Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов  "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Сказка о животных "Журавль и цапля". Методическая разработка урока

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по ФГОС. Урок "открытия" нового знания. На уроке обучающиеся знакомятся со сказкой о животных, их особенностями....

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Урок литературы "Журавль и цапля"

Урок в 5 классе "Журавль и цапля"...