Урок чтения "Журавль и Цапля"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Открытый урок в 7 классе "Журавль и цапля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Журавль и цапля" | 158.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная сказка «Журавль и Цапля» (7 класс)
Тип урока: комбинированный
Задачи урока: систематизация и изучения новой сказки
Цели урока:
Образовательные :
- закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках;
- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;
- отрабатывать навык выразительного чтения произведения;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный словарный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
- развивать связную устную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.
Оборудование: учебники, тетради, словари, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, иллюстрации из сказок, записи на доске, компьютер с проектором,
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу все возьмемся.
- Повторение пройденного материала
Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам)
Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.
Сказка – один видов устного народного творчества. Она отражает мировоззрение народа, его мечты о будущем.
Что что такое устное народное творчество?
(Это произведении которые возникли в давние времена и сопутствуют человеку с раннего детства до старости. Создавал их народ. Они никем не записывались и не читались, а только рассказывались, передавались устно, из уст в уста. )
Кроме народной, какой ещё может быть сказка?
(авторская или литературная)
Возьмите карточку №1, которая у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).
Карточка №1 «Сивка-Бурка» «Морозко» народная «Снежная королева» авторская «Два Мороза» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
-Вспомните сказку «Морозко». Чему учит эта сказка?
-Кто написал сказку «Снежная Королева»? чему учит эта сказка? Какие ещё сказки этого писателя вы помните?
-Какие ещё русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.
- Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?
- Вы уже знаете, что сказки можно поделить на три группы в соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. У вас в конверте находятся полоски с названиями сказок и надписями «сказка и о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки». Ваша задача распределить данные сказки в три столбика и доказать, почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.
Названия иллюстрации сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка» «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк». Сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки |
Оценка работы учащихся с комментариями
- Изучение нового материала
Объявление темы и цели урока
- сегодня на уроке мы повторим устную народную творчеству, в частности о сказках. Мы будем читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить её продолжение.
Посмотрите на доску.
Журавль Цапля
Кто изображен на этих иллюстрациях? (птицы – журавль и цапля)
- сказка, которую мы будем сегодня читать именно об этих двух птицах и называется она «Журавль и цапля». Как вы думаете, к какой группе сказок можно отнести сказку с таким названием? (Сказка о животных). Правы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой сказкой.
б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.
Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.
-Какой показалась вам эта сказка – грустный, веселой, незаконченной?
в)Объяснение значения непонятных слов из сказки (словарная работа)
-ребята, в сказке вам встретятся такие слова:
Цапля –болотная птица (шилен)
Журавль – болотная птица – (дуруяа)
Болота - тулаа
Сватовство (посвататься) - (пер. на тув. кудалаар)
верста (семь верст) – (хемчээл)
г) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.
- прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?
- как называется начало сказки? (Зачин) оно связано со сказкой?
- как вы думаете те, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?
- Чем Журавль не понравился Цапле? Почему?
- как повел себя Журавль, когда цапля сама пришла к нему? Объясните почему.
Дифференцированный подход к детям
I – II группе (индивидуальная карточка с алгоритмом ответа)
Журавль не понравился Цапле, тем что у него ….
Цаплю очень обидел отказ от Журавля, она …..
- вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?
-попробуем составить рассуждение, с опорой на алгоритм.
Карточки с алгоритмом рассуждения прикрепляется на доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.
- какие качества птиц показаны нам в этой сказке?
Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Цапля) Почему? (потому он был мужчиной)
-объясните значения выражения « несолёно хлебавши». (ничего не добился, не ладил дела)
III и IV группа карточки с прописями, раскраски на тему птиц. (Тойлу, Родион, Рудольф)
Физкультминутка
А теперь давайте немножко отдохнем, игра называется «Угадай отгадку» все по очереди выйти прочитать загадку и отгадывать.
- Закрепление изученного материала
Повторное чтение сказки учащимися по ролям.
Работа над развитием навыка выразительного чтения.
Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой птиц, когда она просит и когда отказывает.
Анализ содержание сказки, работа с пословицами.
Приготовьте карточку №2. Сейчас вы будете работать с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания подходит ли она к сказке.
Карточка №2 Семь раз отмерь,…. и семь раз отрежь. один раз отрежь. Сначала думай, …… потом говори потом делай |
В какой из пословиц возможно два варианта правильные.
- какие особенности характерны для сказок вы можете отметить в этом сказке?
- какую мысль пытается донести до нас народ в этой сказке?
творческая работа
Нарисовать иллюстрацию с доски. Скажите какой момент сказки изображен на ней?(в доме Цапли пожаловал Журавль)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Вопросы учителя:
- главные герои сказки? (Журавль и Цапля)
- Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Журавль) Почему? (потому он был мужчиной)
-Ребята, что бы вы посоветовали героям этой сказки? (уважение друг друга и взаимопонимание)
- Чему учат нас это сказка?
Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?
Коллективное выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание
Выучить словарь. Прочитать пословицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он то...
Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...
Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс
Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...
Сказка о животных "Журавль и цапля". Методическая разработка урока
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по ФГОС. Урок "открытия" нового знания. На уроке обучающиеся знакомятся со сказкой о животных, их особенностями....
Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"
Комбинированный урок с презентацией по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...
Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...
Урок литературы "Журавль и цапля"
Урок в 5 классе "Журавль и цапля"...