РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Жданова Оксана Валерьевна

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в профессиональных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.

Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.

Немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.

 Кроме того, задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.

Предлагаемые задания соотнесены с ФГОС профессионального образования по литературе.

Серебряный век – один из наиболее значимых творческих периодов русской литературы. Данное пособие позволит преподавателю наиболее полно оценить теоретические и практические знания обучающихся по этому разделу.

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanova_rab.tetrad_serebryanyy_vek.docx167.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент профессионального образования

Томской области

Стрежевской филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«ТОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ   ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Учебное пособие

Код и наименование профессии (специальности) 

220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 38.01.02 Продавец, контроллер-кассир,

23.01.03 Автомеханик.

 

Разработал:

О.В. Жданова, преподаватель русского языка

 и литературы

первой квалификационной категории

Стрежевой, 2020

Пояснительная записка.

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в профессиональных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.

Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.

Немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.

 Кроме того, задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.

Предлагаемые задания соотнесены с ФГОС профессионального образования по литературе.

Серебряный век – один из наиболее значимых творческих периодов русской литературы. Данное пособие позволит преподавателю наиболее полно оценить теоретические и практические знания обучающихся по этому разделу.

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.

Задание 1. Дайте определение понятия «Серебряный век».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Охарактеризуйте основные отличия поэзии «серебряного века» от литературы «века золотого».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Дайте определение понятия символизм.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем суть этого литературного направления? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время возникновения и основные представители________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Дайте определение понятия акмеизм.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

В чем суть литературного направления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время возникновения и основные представители.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Дайте определение понятия футуризм. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

В чем суть литературного направления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Время возникновения и основные представители.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Дайте определение понятия имажинизм.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

В чем суть литературного направления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Время возникновения и основные представители.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Работа с манифестом В. Брюсова «Ключи тайн». Прочитайте манифест.

Вопросы:

1. В чем (по теории Брюсова) состоит назначение искусства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему такое значение придается таинственности, тайне у символистов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Манифест Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Прочитайте манифест.

Вопросы:

1. Почему на смену символизму пришел акмеизм?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кого Гумилев считает предшественниками акмеистов, какие черты у них он выделяет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Чем отличается акмеизм от символизма? Докажите примерами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Как назывался первый русский футуристический сборник?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение к этим положениям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16. Приведите примеры неологизмов И. Северянина и В. Хлебникова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Кто из поэтов Серебряного века не принадлежал ни к одному литературному направлению?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Сделайте анализ трех стихотворений поэтов Серебряного века на выбор по предложенному плану:

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Основная тема.

4. Смысл названия.

5. Лирический сюжет и его движение.

6. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

7. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

8. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

9. Ритм, размер.

10. Лексика. Языковые выразительные средства.

11. Поэтический синтаксис.

12. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

14. Отзывы критиков о стихотворении.

15. Звучание стихотворения в наши дни.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ

но творчеству поэтов Серебряного века

1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой заканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая?

____________________________________

2. Первый слог фамилии — междометие. Второй — дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?_______________________________

3. (Реквизит — колба.)

Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось?

___________________________________

4. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает «смиренный». Кто он?

____________________________________

5. Первая часть слова — это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?

___________________________________  

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?

____________________________________

7. (Реквизит — цветы.)

Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву, прибавьте противительный союз и имя первой женщины, созданной Богом. Чья это фамилия?

__________________________________

8. Они едины и противоположны. Едины в том, что оба прилагательные, оба в цвете, оба псевдонима. И в то же время противоположны, как свет и тьма.

__________________________________

9. Он давал советы юным поэтам, а фамилия его рифмуется со словом «засов».

___________________________________

10. Он рос, как трава, но во всем хотел «дойти до самой сути». Его усилия были не напрасны: удостоен Нобелевской премии.

___________________________________

Список литературы.

  1. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
  2. Преподавание литературы в ХI классе: Методические и справочные материалы. Часть I. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2001.
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
  4. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. — Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Проект по литературе «Серебряный век русской поэзии»

В материале показаны этапы работы над проектом по литературе....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.

В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"...

Рабочая тетрадь по дисциплине "Литература"

Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» предназначена для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся очной формы.Рабочая тетрадь включает в себя учебную цель как переч...

Внеклассное мероприятие по литературе "Серебряный век русской поэзии"

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"....