Рабочая тетрадь по дисциплине "Литература"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» предназначена для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся очной формы.
Рабочая тетрадь включает в себя учебную цель как перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС среднего общего образования, материалы для самостоятельной работы в соответствии с разделами учебника Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» (в 2 частях). После заданий по каждой теме представлено соответствие балльной и оценочной шкалы. Таким образом, обучающимся предоставляется возможность самостоятельно оценить свою работу.
Выполнение заданий рабочей тетради позволит обучающимся:
- систематизировать и углубить теоретические знания, практические умения и навыки;
- развить способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- сформировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- сформировать умение самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- решить задачи собственного общекультурного, личностного и познавательного развития;
- повысить эффективность усвоения знаний и учебных действий;
- сформировать научный тип мышления, компетентности в учебно-исследовательской и социальной деятельности;
- практически использовать приобретенные знания, умения и навыки.
В рабочей тетради представлены разные формы заданий: заполнение таблиц, внесение недостающей информации в текст, составление цитатного конспекта, разгадывание кроссворда, тестирование. Это создает благоприятный психологический климат при овладении учебной информацией и позволяет оптимизировать условия образовательной деятельности.
Рабочая тетрадь может быть также использована преподавателями литературы для проведения аудиторной самостоятельной работы, родителями для проверки домашних заданий, обучающимися для оценивания собственного уровня знаний, умений и навыков по изученной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по дисциплине "Литература" | 254.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
|
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
ОУД. 01 «ЛИТЕРАТУРА»
по программе подготовки специалистов среднего звена
38.02.04 Коммерция ( по отраслям)
РАССМОТРЕНО цикловой комиссией (ЦК) гуманитарного профиля Председатель ЦК ____________ (Михеева О.Н.) Протокол заседания ЦК от «___»___________ 2019 г. № ____ | Разработчик: Михеева О.Н., преподаватель 1 КК |
2019
Автор: Михеева Олеся Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «ППТ»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» подготовлена для студентов очной формы обучения.
Рабочая тетрадь включает в себя учебную цель как перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС среднего общего образования, материалы для самостоятельной работы в соответствии с разделами учебника Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» (в 2 частях), соответствие балльной и оценочной шкалы для каждой темы и ключи.
Оглавление
О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова 11
Реализм как художественное направление 13
Национальное своеобразие русского реализма 15
О народных истоках характера Катерины 17
«Отцы и дети» в русской критике 20
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи 22
«Почвенничество» Достоевского 24
«Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов 26
Исторические истоки «новой драмы» 28
Особенности поэтики «новой драмы» 29
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Литература» без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельное выполнение заданий позволит Вам:
- систематизировать и углубить теоретические знания, практические умения и навыки;
- развить способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- сформировать умения самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности;
- решить задачи собственного общекультурного, личностного и познавательного развития;
- повысить эффективность усвоения знаний и учебных действий;
- сформировать научный тип мышления, компетентности в учебно-исследовательской и социальной деятельности;
- практически использовать приобретенные навыки целеполагания, планирования и самоконтроля.
Следует выполнять задания после ознакомления с текстом учебника:
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 365 с.: ил.
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 383 с.: ил.
Обратите внимание, что после заданий по каждой теме представлено соответствие балльной и оценочной шкалы. Таким образом, сверившись с ключами, Вы можете самостоятельно оценить свою работу.
Желаю Вам успеха!
Художественный мир Пушкина
(с. 48 – 56, часть 1)
Задание 1: Используя текст учебника, заполните таблицу и сформулируйте вывод.
вид национальной литературы | представители («вечные современники») |
французская | (3) |
(1) | Гёте |
английская | (4) |
(2) | Петрарка |
русская | (5) |
Вывод: Эти писатели являются классиками литературы, потому что в их творчестве (6) ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2: Впишите в схему №1 названия произведений и их авторов, а в схемы №2-3 также имена героев и докажите верность высказывания Аполлона Григорьева: «Во всей современной литературе нет ничего истинно замечательного и правильного, что бы в зародыше своём не находилось у Пушкина».
схема 1
произведение А.С. Пушкина, оказавшее влияние | название произведения другого автора | автор | |
«Капитанская дочка» | (1) | Л.Н. Толстой | |
«Пиковая дама» | (2) | Ф.М. Достоевский |
схема 2
мужской прообраз | герой-«лишний человек» | автор произведения | |
Евгений Онегин | Печорин | (3) | |
Бельтов | (4) | ||
(5) | И.С. Тургенев | ||
(6) | И.А. Гончаров |
схема 3
женский прообраз | героиня | автор произведения | |
Татьяна Ларина | Вера | (7) | |
(8) | И.С. Тургенев | ||
Лиза Калитина | |||
(9) | |||
Ольга Ларина | (10) | И.А. Гончаров |
Задание 3: Используя текст учебника, напишите пропущенную информацию.
Секрет очарованности русской литературы Пушкиным в том, что в его творчестве гармонично соединился (1) _________________________________
с (2) _________________________________________.
Необходимое условие зрелости русской литературы – формирование (3) _________________________________________. Его функции в России до середины XVII века выполнял (4) _____________________________________.
Со второй половины XVII века началось развитие (5) _______________ ___________________________. На него оказали большое влияние реформы (6) _______________________ и (7) __________________________. Но переход русской литературы от подражательности к самобытности стал возможен лишь после событий (8) ___________________________________.
Задание 4: Вставьте пропущенные слова и выражения.
Черты поэтического искусства А.С. Пушкина
- _________________ и _______________ эпитет (Н.В. Гоголь)
- _________________________ сила слова (Ю.Н. Тынянов)
- окончательное равновесие между _________________________________ и _________________________________ (М.Н. Катков)
- использование __________________________________ предшественников (Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и др.)
- __________________ иерархия духовных ценностей, то есть объективная, не человеком придуманная (Л.Н. Толстой)
- вдохновение, основанное на даре _____________________ (П.А. Плетнёв)
- возможность перевоплощения или всемирная ________________________ (Ф.М. Достоевский)
- чувство ____________________, определяющее иерархию ценностей (Ю. Айхенвальд)
- чувство красоты, уравновешивающееся предвечными категориями: _________________ и _________________
Задание 5: Дополните предложения.
Художественное мироощущение А.С. Пушкина
Русское простодушие А.С. Пушкина выражалось в отсутствии таких качеств, как (1) ______________________ и (2) _________________________. Для него лучшими добродетелями человека были (3) _____________________
и (4) ___________________, а самым тяжким грехом – (5) ________________. Свой талант поэт считал (6) ______________________________. А.С. Пушкин относился к поэтическому искусству как к (7) _________________, которое накладывает на художника нравственные обязательства. По мнению мыслителя Ивана Ильина, Пушкин нашёл и выстрадал достойный (8) ______ _______________________________, преодолевающий исторические и национальные трудности.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
36 баллов – 34 балла = «отлично»
33 балла – 27 баллов = «хорошо»
26 баллов – 23 балла = «удовлетворительно»
Поэма «Медный всадник»
(с. 142 – 146, часть 1)
Задание 1: Укажите символические значения фигуры Петра и коня в Медном всаднике, памятнике на Сенатской площади в Петербурге.
Фигура Петра I
является символом
- ______________
_________________
Конь Петра I
символизирует
- ______________________
_________________________
скульптор - Этьен Фальконе
1768 – 1770 [2]
Задание 2: Дополните схему, указав названия поэм А.С. Пушкина, в которых тема Петра была освещена трагически и героически.
тема Петра
героически освещена в поэме трагически освещена в поэме
- ______________________ (2) ________________________
________________________ _________________________
Задание 3: Выберите и обозначьте крестиком правильные варианты в каждой ячейке.
Действие поэмы «Медный всадник» происходит …
|
|
|
Задание 4: Дополните схему, указав участников конфликта в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Задание 5: Обозначьте крестиком правильный ответ, выбрав из предложенных, или напишите свой вариант.
Какую сторону поддерживает автор в конфликте поэмы «Медный всадник»?
- Евгений = личное начало
- Петр I = государственное начало
- (Ваш вариант ответа) __________________________________________
Задание 6: Дополните таблицу, пояснив ошибочность позиции Евгения и Петра.
ошибочность позиции Евгения | ошибочность позиции Петра |
идея (1) _______________ счастья | цена (4) __________________________ _________________________________ |
утрата памяти о (2) _____________ ____________________________ | уничтожение (5) ___________________ и ________________________________ |
измена своему (3) ______________ ____________________________ | вырождение самодержавия в (6) _________________________________ |
Задание 7: Обозначьте крестиком правильный ответ, выбрав из предложенных вариантов или записав свой, и аргументируйте его.
Кто, по мнению автора, несет ответственность за судьбу России?
- Евгений, потому что _________________________________________
_______________________________________________________________
- Петр I, потому что ____________________________________________
_______________________________________________________________
- (Ваш вариант ответа) ________________________, потому что _____
_______________________________________________________________
Задание 8: Закончите предложение.
В поэме «Медный всадник» просматривается параллель между бунтом Евгения и судьбой (1) ____________________________:
- как и Евгений, они были порождены и стали жертвами (2) ________________________ (из цитаты Ф.И. Тютчева);
- финал поэмы напоминает участь декабристов, останки которых после казни захоронили на острове (3) ___________________________.
Задание 9: Ответьте на вопрос.
Какое значение для России, по мнению А.С. Пушкина, имела дворянская аристократия?
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
22 балла – 21 балл = «отлично»
20 баллов – 17 баллов = «хорошо»
16 баллов – 14 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: В задании № 3 ставится по одному баллу за каждую верно заполненную ячейку.
О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова
(с. 161 – 164, часть 1)
Задание 1: Напишите цитатный конспект статьи учебника с опорой на предложенный план.
План цитатного конспекта:
- история появления Лермонтова-поэта в русской литературе;
- преобладающий мотив творчества М. Ю. Лермонтова;
- сквозная тема творчества М.Ю. Лермонтова;
- различие пушкинской и лермонтовской эпох;
- сходство образа поэта-пророка в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
- сходство гения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
- отличия творчества М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина:
- тематика;
- психологичность;
- эмоциональность;
- близость творчества М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского;
- связь истории и внутреннего мира отдельного человека, по концепции М.Ю. Лермонтова;
- предмет изображения в творчестве М.Ю. Лермонтова;
- цель рефлексии в понимании М.Ю. Лермонтова.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
13 баллов – 12 баллов = «отлично»
11 баллов – 10 баллов = «хорошо»
9 баллов – 8 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: В пункте № 7 ставится по одному баллу за полный ответ на каждый подпункт («а», «б» и «в»).
Призвание Гоголя-писателя
(с. 212 – 216, часть 1)
Задание 1: Используя текст учебника, заполните таблицу.
критерии для сравнения | Н.В. Гоголь о себе | Н.В. Гоголь об А.С. Пушкине |
литературное призвание | (1) | (2) |
объект творчества | (3) | (4) |
пафос творчества | (5) | (6) |
Задание 2: Заполните пропуски в тексте.
Мировоззрение Н.В. Гоголя было (1) _________________________. Писатель считал, что природа человека изначально (2) ___________________. Следовательно, (3) ____________________ устранить источник зла с помощью революций или реформ. Человеческая порочность – (4) ______ _____________ общественного несовершенства.
Своим творчеством Н.В. Гоголь повернул русскую литературу от эстетики к (5) ______________________________, с пути Пушкина на путь (6) ________________________. Источник социального зла писатель видел в (7) _____________________________________________________________. Утрата (8) _____________________________________________________ приводит человека к эгоизму, расчетливости, хитрости и лжи. Изменение действительности в лучшую сторону следует начинать с (9) ______________ ___________________________________________. По мнению Н.В. Гоголя, (10) _______________________________ помогает развивать духовность и религиозное восприятие жизни.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
16 баллов – 15 баллов = «отлично»
14 баллов – 12 баллов = «хорошо»
11 баллов – 9 баллов = «удовлетворительно»
Реализм как художественное направление
(с. 287 – 288, часть 1)
Задание 1: Заполните таблицу.
Особенности реалистического произведения | |
задача писателя | (1) |
позиция автора по отношению к герою | (2) |
взаимосвязь поступков, характера человека и среды | (3) |
уровни взаимодействия человека с обществом |
|
аспекты изображения человека и общества |
|
восприятие роли человека | (10) |
Задание 2: Используя текст учебника, раскройте значение понятий.
Черты реалистического метода
- Типизация – (1) ___________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
- Историзм – (2) ____________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 3: При помощи стрелок дополните схему, демонстрирующую диалектичность связи типического характера с типическими обстоятельствами.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
13 баллов – 12 баллов = «отлично»
11 баллов – 10 баллов = «хорошо»
9 баллов – 8 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: Верное выполнение задания № 3 оценивается в 1 балл.
Национальное своеобразие русского реализма
(с. 299 – 302, часть 1)
Задание 1: Заполните пропуски в тексте.
Русская классическая литература достаточно поздно (лишь в XIX веке) решила задачу (1) __________________________________________________ . По этой причине в отношении нашей классики оказывается несостоятельной схема развития (2) ______________________________________ литератур.
Для русского реализма XIX века характерны:
- широта изображения жизни в (3) _________________________________ ракурсе,
- полнота постижения (4) _________________________,
- (5) ______________________________, утверждающий безграничные возможности человека.
Особенностью русского реализма является обращение не только к чувственному опыту, но и к (6) _______________________________________. На формирование личности, по мнению русских писателей-реалистов, оказывают влияние три фактора:
- (7) ________________________ среда настоящего времени,
- (8) ________________________ путь России,
- (9) ________________________ святыни.
(10) _____________________________________________ антропология определяет русское представление об окружающем мире:
- человек не идеален, потому что его природа помрачена (11) ___________ __________________________,
- мерой всех вещей является (12) _________________________________,
- история Отечества – процесс, в котором (13) ________________________ направляет ход событий в нужное русло, если человеческая воля нарушает предвечный Божеский закон,
- русскому человеку присуща жажда (14) ________________________,
- совершение добрых дел спровоцировано не материальной выгодой, а чувством (15) ____________________ и (16) ____________________________,
- одним из самых страшных грехов является (17) _______________________.
Наряду с духовностью русские писатели-реалисты выделяли мощную, но темную стихию – (18) _______________________. В этой силе проявился гнев на (19) ________________________________________________. В своей основе эта стихия лишена (20) _________________________________ начала.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
20 баллов – 19 баллов = «отлично»
18 баллов – 15 баллов = «хорошо»
14 баллов – 13 баллов = «удовлетворительно»
О народных истоках характера Катерины
(с. 14 – 16, часть 2)
Задание 1: Дополните схему, вписав пропущенные определения.
Задание 2: Какая иллюстрация, на Ваш взгляд, соответствует поведению Катерины во время молитвы, а какая – принципам Домостроя? Подпишите картинки.
(1) _____________ (2) __________________
[1] [4]
Задание 3: Разгадайте кроссворд, ответив на вопросы.
- Какое чувство испытывает Катерина в храме?
- Чему кланяется Катерина в саду?
- Кем хотела бы быть Катерина, чтобы уметь летать?
- В кого, согласно народным поверьям, превращается женщина в нелюбимой семье?
- Какая сторона света считалась у славян символом плодоносных сил?
- Какая душа в образе бабочки или птицы могла улететь после смерти на Восток?
- Как называют мотылька в Ярославской губернии?
- Какой водоем помогает ребенку в русских сказках спастись от злых сил?
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | 8 | ||||||||||
7 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 |
Задание 4: Используя текст учебника, напишите цитаты из драмы «Гроза», иллюстрирующие следующие утверждения.
утверждения | цитаты |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
18 баллов – 17 баллов = «отлично»
16 баллов – 13 баллов = «хорошо»
12 баллов = «удовлетворительно»
«Отцы и дети» в русской критике
(с. 76 – 79, часть 2)
Задание 1: Заполните таблицу, поставив «крестик» в ячейке напротив верного ответа.
Критика второй половины XIX века о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
утверждения | либералы и консерваторы | демократы |
доказывали правоту «отцов» | ||
указывали на слабости «аристократии» | ||
упускали из виду относительность правоты «отцов» | ||
считали, что И.С. Тургенев «выпорол отцов» |
Задание 2: Заполните пропуски в конспекте статьи «Критики о Базарове».
Максим Алексеевич Антонович абсолютизировал в характере Евгения Базарова (1) _______________ стороны. В своей статье (2) «_______________ ___________________________________» этот критик назвал Базарова карикатурой на (3) ______________________________________.
Дмитрий Иванович Писарев восторженно отозвался о герое-нигилисте, но не заметил внутренний (4) ________________________________________. Он охарактеризовал эпизод со (5) _____________________________________ как случайность, не связанную с общей нитью романа. По мнению Д.И. Писарева, трагедия главного героя заключается в том, что современники оказались далеки от понимания (6) _________________________. Но критик уверен: именно (7) _________________________ воззрения помогли Евгению Базарову проявить силу характера перед лицом смерти. Таким образом, Дмитрий Иванович Писарев выявил в характере умирающего главного героя (8) ________________________ начало.
Николай Николаевич Страхов проницательно уловил (9) _____________ романа: автор не упрекает героя за отрицание душевности и духовного начала, а демонстрирует жизнеутверждающий фон.
Сам И.С. Тургенев хотел представить в образе Базарова (10) __________ ____________ лицо, чтобы сплотить общественные силы.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
14 баллов – 13 баллов = «отлично»
12 баллов – 11 баллов = «хорошо»
10 баллов – 9 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: Максимальное количество баллов за задание № 1 – четыре балла (один балл за каждую верно заполненную ячейку).
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
(с. 134 – 136, часть 2)
Задание 1: Выберите и обведите кружочком правильный вариант ответа.
- Когда была создана поэма «Кому на Руси жить хорошо»?
а) 1821 – 1877
б) 1863 – 1877
в) 1799 - 1837
2) Какому жанру соответствует композиция произведения «Кому на Руси жить хорошо»?
а) эпопея
б) роман
в) повесть
3) Какой темой связаны части «Кому на Руси жить хорошо»?
а) тема одиночества
б) тема смерти
в) тема дороги
4) Что является внутренним сюжетом «Кому на Руси жить хорошо»?
а) решение вопроса о счастье
б) воссоздание народной жизни
в) рост народного самосознания
5) Что позволяет автору произведения свободно обращаться со временем и пространством?
а) четкая схема путешествия
б) внешний сюжет
в) сказочные мотивы
6) Какой крестьянский обычай напоминает поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»?
а) отходничество – временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и сельскохозяйственные работы в другие местности [6]
б) мирской сход – собрание домохозяев для обсуждения общинных нужд и порядков, выносящее общие решения – мирские приговоры [3]
в) братчина – совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся в складчину [5]
Задание 2: Заполните таблицу, сформулировав контраргументы для заявленных утверждений. Используйте текст учебной статьи.
Является ли поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»
незавершенным произведением?
утверждения | контраргументы |
Будучи автором произведения, Н.А. Некрасов считал поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» неоконченной. | (1) |
Н.А. Некрасов настаивал на незавершенности замысла, потому что хотел изобразить народную жизнь во всех ее проявлениях. | (2) |
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
8 баллов = «отлично»
7 баллов - 6 баллов = «хорошо»
5 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: В задании № 2 каждая верно заполненная ячейка оценивается в один балл.
«Почвенничество» Достоевского
(с. 225 – 227, часть 2)
Задание 1: Охарактеризуйте три стадии в истории развития человечества, выделяемые Ф.М. Достоевским.
название стадии развития | характерные черты стадии развития |
| |
| |
|
Задание 2: Используя текст учебника, напишите, чем отличаются идеи социалистов XIX века от «почвенничества».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3: Выберите и обведите в кружок правильный вариант ответа.
Имеет ли «почвенничество» националистичный характер?
да нет
Задание 4: Используя текст учебника, ответьте на вопрос.
Кто и почему, по мнению Ф.М. Достоевского, является идеалом русского человека?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
7 баллов = «отлично»
6 баллов - 5 баллов = «хорошо»
4 балла = «удовлетворительно»
Примечание: Максимальное количество баллов за задание № 1 – три балла (каждая верно заполненная ячейка оценивается в один балл). Максимальное количество баллов за задание № 4 – два балла (верный ответ на каждый из двух вопросов оценивается в один балл).
«Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов
(с. 280 – 284, часть 2)
Задание 1: Заполните подстановочную таблицу.
народ | толпа | |
- это (1)________________ | - это (6)________________ | |
единство народа основано на (2)___________________ | единство толпы основано на (7)__________________ | |
характеристика народа:
память
| причина возникновения толпы – (8)______________ примеры появления толпы из романа-эпопеи:
_______________________
_______________________
_______________________ |
Наполеон и Кутузов
Задание 2: Заполните подстановочную таблицу, используя предложенные варианты.
критерии сравнения | Наполеон | Кутузов |
характерная черта (по-народному мудрый; тщеславный) | (1) | (2) |
символическое значение образа (стихия индивидуалистического обособления; духовные ценности единения людей) | (3) | (4) |
Задание 3: Вставьте пропущенные слова и выражения.
- По мнению Л.Н. Толстого, _____________________________ - чуткий организм, угадывающий тенденции развития истории.
- «Мысль народная» тесно связана с мыслью _________________________.
- _______________________________________ связывает верующий народ в единый организм.
- Русская формула героического заключается в том, что историческая личность должна отречься от _________________________________________
во имя проникновения в _____________________________________________.
- Мудрая человеческая активность Кутузова проявляется в том, что он ___
_____________________________________ направлял события в нужное русло.
- Кутузов наделён талантом «_____________________________________» с вверенным ему соборным единством людей.
- В __________________________________________________ проявляется человечность и доброта Кутузова.
- Как и известный русский писатель ________________________________, Л.Н. Толстой считает безобразным освобождение «великих личностей» от нравственного контроля и оценки.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
23 балла – 22 балла = «отлично»
21 балл – 17 баллов = «хорошо»
16 баллов – 15 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: Максимальное количество баллов за задание № 3 – восемь баллов (каждое правильно сформулированное предложение оценивается в один балл).
Исторические истоки «новой драмы»
(с. 363 – 364, часть 2)
Задание 1: Используя текст учебника, заполните пропуски в тексте.
Возникновение «новой драмы»
Рубеж XIX – XX веков – период наступления (1) ____________________
_____________________________ подъема.
Драмы Антона Павловича Чехова отражают признаки (2) ______________________________ пробуждения. Доказательством этого утверждения служат четыре аргумента:
Во-первых, пробуждение является (3) ____________________________, потому что вовлекает в себя разные слои русского общества.
Во-вторых, неуклонно (4) _____________________ недовольство существующей жизнью.
В-третьих, изменяется понимание героизма: освободительные порывы и духовное прозрение становятся характерны для (5) ______________________ человека.
В-четвертых, люди постоянно ощущают (6) ________________________
_________________________________________.
Герои А.П. Чехова переживают духовный кризис по причине утраты (7) ___________________. Вследствие этого они действуют нерешительно в столкновениях с (8) ____________________________. Таким образом, автор подводит читателя к логичному выводу: сначала нужно навести порядок в (9) ______________________________, а потом действовать.
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
9 баллов = «отлично»
8 баллов - 7 баллов = «хорошо»
6 баллов = «удовлетворительно»
Особенности поэтики «новой драмы»
(с. 364 – 366, часть 2)
Задание 1: Ответьте на вопрос, заполнив схему и указав схожие признаки «новой драмы» и жанра фуги.
Почему чеховские драмы часто называют «социальными фугами»?
в «новой драме» отсутствует (1) ________ ___________ событие, но возникает внутреннее единство, потому что судьбы героев (2) ______ ______________________ ______________________ | в фуге развиваются две – четыре (3) ________________ _________________________, но возникает внутреннее единство, потому что это происходит (4) ____________ _________________________ |
Задание 2: Ответьте на вопрос, обведя в кружок верные утверждения.
В чем проявляется исчезновение классической одногеройности?
а) герои делятся на положительных и отрицательных,
б) герои не делятся на положительных и отрицательных,
в) есть один главный герой,
г) нет одного главного героя,
д) герои не делятся на главных и второстепенных,
е) герои делятся на главных и второстепенных.
Задание 3: Используя текст учебника, заполните таблицу.
Изображение человеческого характера
как основа приема «подводного течения»
критерии сравнения | в классической драме | в «новой драме» |
способ раскрытия человеческого характера | в борьбе за (1) _________ ______________________ | в переживании (2) _________ _________________________ |
вид пафоса | пафос (3) _____________ ______________________ | пафос (4) ________________ _________________________ |
особенности речевой характеристики героев | слова резко (5) ________ _____________________, лишены (6) ____________ ______________________ и (7) __________________ ______________________ |
_________________________,
_________________________,
_________________________,
_____________ значений |
Задание 4: Ответьте на вопрос, обведя кружком верное утверждение.
Чем характеризуется чеховское мироощущение?
а) А.П. Чехова интересует сложность повседневного течения жизни, поэтому он не касается в пьесах глубинных противоречий.
б) В пьесах А.П. Чехова отсутствуют столкновения и конфликт, поэтому автор не затрагивает глубинные противоречии жизни.
в) Столкновения и конфликты в пьесах А.П. Чехова часто не затрагивают глубинные противоречия жизни, поэтому и не разрешают их.
Задание 5: Охарактеризуйте динамику четырехактного построения драм А.П. Чехова, подставив пропущенные слова.
№ акта | характеристика |
первый |
|
второй |
|
третий |
_______________________ |
четвертый |
|
Соответствие балльной и оценочной шкалы:
28 баллов – 27 баллов = «отлично»
26 баллов – 21 балл = «хорошо»
20 баллов – 18 баллов = «удовлетворительно»
Примечание: Максимальное количество баллов за задание № 3 – три балла (каждое верно указанное утверждение оценивается в один балл).
Ключи
Художественный мир Пушкина
(с. 48 – 56, часть 1)
Задание 1:
- немецкая
- итальянская
- Расин
- Шекспир
- Пушкин
- (возможный вариант) воплощается национальный идеал писателя и человека со свойственным ему чувством меры, с безупречным ощущением границ дозволенного и недозволенного в жизни и в искусстве.
Задание 2:
- «Война и мир»
- «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов
- А.И. Герцен
- Рудин или Лаврецкий
- Обломов или Райский
- И.А. Гончаров
- и 9) Наталья Ласунская, Елена Стахова
10) Марфенька
Задание 3:
- и 2) культурный опыт Западной Европы, многовековая национальная традиция
3) литературного языка
4) церковно-славянский язык
5) светской русской литературы
6) и 7) Петра I, М.В. Ломоносова
8) Отечественной войны 1812 года
Задание 4:
- отчетистый и смелый
- ассоциативная
- церковно-славянской формой и народным речением
- стилистических находок или поэтических заимствований
- предвечная
- восприимчивости
- отзывчивость
- совести
- Добром и Правдой
Задание 5:
- и 2) тщеславие, самомнение
3) и 4) стыдливость, смиренномудрие
5) гордыня
6) Божьим даром
7) служению 8) творческий путь
Поэма «Медный всадник»
(с. 142 – 146, часть 1)
Задание 1:
- государственной мощи
- вздернутую державной уздой Россию
Задание 2:
- «Полтава» 2) «Медный всадник»
Задание 3:
- в 1824 году
- во время наводнения
- в Петербурге
Задание 4:
Петр I, Евгений и Нева или власть, личность и стихия
Задание 5:
- автор не поддерживает ничью сторону или автор выступает за гармонию личного и государственного интереса
Задание 6:
- личного
- роде или предках
- историческому призванию
- исторического прогресса
- патриаршества и дворянства
- самовластие
Задание 7:
- (возможный вариант) ответственность за судьбу России несут и Петр I, и Евгений, потому что на них обоих – и царе, и дворянине - лежит груз государственных забот.
Задание 8:
- декабристов
- самовластия
- Голодай
Задание 9:
(возможный вариант) С падением дворянской аристократии неминуем крах российской государственности, потому что представители этого сословия были носителями культуры и патриотизма.
О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова
(с. 161 – 164, часть 1)
Задание 1:
пункты плана | возможный вариант конспекта |
| … он пришел в русскую литературу со стихами «Смерть поэта» (1837). |
2. преобладающий мотив творчества М.Ю. Лермонтова | Преобладающий мотив творчества М.Ю. Лермонтова – бесстрашный самоанализ и связанное с ним обостренное чувство личности, отрицание любых ограничений, посягательств на ее свободу. |
3. сквозная тема творчества М.Ю. Лермонтова | Тема противостояния поэта светской черни … пронизывает всю поэзию. |
4. различие пушкинской и лермонтовской эпохи | Такого неверия и гордого презрения к людским недостаткам не знала поэзия пушкинской эпохи, более доверчивая к жизни. Молодость Пушкина совпала с торжеством России в Отечественной войне 1812 года. Эту молодость окрылял исторический оптимизм. … Лермонтов входил в жизнь, не имея твердых мировоззренческих опор. |
5. сходство образа поэта-пророка в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Лермонтовский пророк на деле пытается исполнить тот Божественный призыв, который получил пророк Пушкина. |
6. сходство гения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Лермонтов как будто унаследовал от него (А.С. Пушкина) широту ренессансного творческого диапазона: он и поэт, и прозаик, и лирик, и драматург, и создатель лироэпических поэм. … личность широкая и универсальная. |
7. отличия творчества М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина: а) тематика, б) психологичность в) эмоциональность | а) В тематическом отношении творчество Лермонтова значительно уже пушкинского. б) Лермонтов активизирует психическое начало. в) … но в них уже нет надежды, они поражают читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни к избытку чувства (В.Г. Белинский) |
8) близость творчества М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского | Лермонтов предвосхищает проблемы, остро поставленные и разрешенные Достоевским. … Лермонтов говорит о трагической судьбе высокой поэзии, зовущей человека на трудное дело и часто остающейся не понятой и не принятой людьми в силу их слабостей и склонностей к пороку. |
9) связь истории и внутреннего мира отдельного человека, по концепции М.Ю. Лермонтова | История дышит не только в грандиозных событиях или глубоких социальных переворотах. Она обнаруживается в том, как думает и что чувствует «герой нашего времени», как он любит, как ненавидит, как дружит или ссорится, как видит мир. По состоянию отдельной души можно судить о положении общества, государства, нации в ту или иную историческую эпоху. |
10) предмет изображения в творчестве М.Ю. Лермонтова | На первом плане у Лермонтова … самоанализ замкнутого в самом себе, обдумывающего каждый свой шаг и поступок героя. |
11) цель рефлексии в понимании М.Ю. Лермонтова | … сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. |
Призвание Гоголя-писателя
(с. 212 – 216, часть 1)
Задание 1:
- писатель
- поэт
- мелочи повседневности
- гармония
- обличение жизни, которая вступает в противоречие с собственными потенциальными возможностями
- утверждение гармонических идеалов
Задание 2:
- религиозным
- грешна
- нельзя
- причина
- религии
- Ф.М. Достоевского
- пошлости современного человека
- духовного измерения жизни
- преображения человеческой личности
- литература
Реализм как художественное направление
(с. 287 – 288, часть 1)
Задание 1:
- проникнуть и художественно познать законы объективной действительности
- автор отделяется от героя, смотрит на него не только изнутри, но и со стороны, видит в нем порождение объективных жизненных обстоятельств
- поступки и переживания человека обусловлены его характером, а сам этот характер сформирован средой
- – 7) бытовой, социальный, нравственный, индивидуально-психологический уровни
8) – 9) во взаимосвязи и в развитии
10) человек – порождение определенной исторической эпохи или носитель духа исторического времени
Задание 2:
- вычленение из жизненного потока наиболее значимых связей и отношений, раскрывающих существенные проявления жизненных закономерностей
- изображение человека и общества в развитии
Задание 3:
Национальное своеобразие русского реализма
(с. 299 – 302, часть 1)
Задание 1:
- национального самоопределения
- западноевропейских
- общенациональном
- характеров
- антропоцентризм
- духовному видению мира
- социальная
- исторический
- национальные
- православно-христианская
- первородным грехом
- образ Божий
- Провидение или Бог
- праведности
- и 16) любви и христианского долга
17) гордыня
18) нигилизм
19) несовершенство окружающего мира
20) божественного или творчески-созидательного
О народных истоках характера Катерины
(с. 14 – 16, часть 2)
Задание 1:
- славянская языческая 2) христианская
Задание 2:
- принципы Домостроя
- поведение Катерины
Задание 3:
|
|
Задание 4:
- Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится! или Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится.
- Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу.
- Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
- А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка.
- Такая я уж зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.
- Какая я была резвая! … Я у вас завяла совсем.
«Отцы и дети» в русской критике
(с. 76 – 79, часть 2)
Задание 1:
утверждения | либералы и консерваторы | демократы |
доказывали правоту «отцов» | × | |
указывали на слабости «аристократии» | × | |
упускали из виду относительность правоты «отцов» | × | |
считали, что И.С. Тургенев «выпорол отцов» | × |
Задание 2:
|
|
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
поэмы-эпопеи
(с. 134 – 136, часть 2)
Задание 1:
- б
- а
- в
- в
- в
- б
Задание 2:
- Ощущение неудовлетворенности всегда бывает у автора, и чем масштабнее замысел, тем оно острее.
- Жанр эпопеи предполагает изображение с максимальной полнотой целой эпохи народной жизни, а она неисчерпаема в своих проявлениях или Для эпопеи характерна незавершенность и незавершаемость.
«Почвенничество» Достоевского
(с. 225 – 227, часть 2)
Задание 1:
- первобытные, патриархальные общины или люди жили коллективами, подчинялись авторитарному закону
- в человеке проснулось личное сознание; отрицание авторитарного закона; теряется вера в Бога
- «достигнуть полного могущества сознания и развития, вполне сознать свое я – и отдать это все самовольно для всех» или «все отдавая, ничего себе не требовать»; братское христианское единение, согласие
Задание 2:
(возможный вариант) Социалисты взяли у христианства идею братства, но поставили нравственное совершенствование общества в прямую зависимость от экономического строя, то есть низшую экономическую область превратили в высшую. Они сняли с человека бремя тяжелого повседневного труда внутреннего совершенствования. «Почвенничество» (как и христианство) стремится к братству через духовное очищение человека независимо от условий его жизни вопреки влиянию среды.
Задание 3:
нет
Задание 4:
(возможный вариант) Идеалом русского человека, по мнению Ф.М. Достоевского, является А.С. Пушкин, потому что он всемирно отзывчив, то есть способен перевоплощать свой дух в дух чужих народов, ведь сила духа русской народности – в ее стремлении ко всемирности и ко всечеловечности (речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 году).
«Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов
(с. 280 – 284, часть 2)
Задание 1:
- целостное единство, скрепленное православно-христианскими традициями жизни «миром»
- культурных традициях
- христианской «простоты, добра и правды»
- историческая
- национальные святыни
- люди, наполовину утратившие человеческий облик, одержимые агрессивными, животными инстинктами
- агрессивных, индивидуалистических инстинктах
- утрата народных черт: чувства христианской «простоты, добра и правды», исторической памяти, веры в национальные святыни
- - 11) светская чернь во главе с князем Василием Курагиным; люди из низов (эпизод расправы с Верещагиным); часть французского народа в эпоху революционных потрясений
Задание 2:
- тщеславный
- по-народному мудрый
- стихия индивидуалистического обособления
- духовные ценности единения людей
Задание 3:
- народная жизнь
- христианской
- христианская любовь
- собственных эгоистических желаний и страстей – «дух народа» или общий смысл совершающихся событий
- своим согласием или несогласием
- жизни миром
- наступательной пассивности
- Ф.М. Достоевский
Исторические истоки «новой драмы»
(с. 363 – 364, часть 2)
Задание 1:
- общественного
- общественного
- массовым
- нарастает
- обыкновенного или каждого здравомыслящего
- неудовлетворенность своим существованием
- веры
- жизнью
- своих душах
Особенности поэтики «новой драмы»
(с. 364 – 366, часть 2)
Задание 1:
- ключевое
- перекликаются друг с другом
- музыкальные темы
- одновременно
Задание 2:
верные утверждения: б, г, д
Задание 3:
- достижение цели
- противоречий бытия
- действия
- раздумья
- индивидуализированы
- и 7) двусмысленности, недоговоренности
8) размыты
9) душевный подтекст
10) одухотворена
11) много
Задание 4:
в
Задание 5:
- быстрое или бодрое
- наращивается
- приглушены
- раздумье
- оживленное
- кульминации
- замедляется
- будничное
- развязка
Использованные источники
- http://beautyart.ucoz.ru/_si/0/61802194.jpg
- http://cdn.static1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/264.jpg
- http://enc-dic.com/history/Shodka-Obschiny-Mirskaja-Shodka-Mirskoj-Shod-40105/
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/710/114710696_large_original.jpg
- www.ethnomuseum.ru/prazdniki/bratchina
- www.interpretive.ru/dictionary/401/word/othodnichestvo
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 365 с.: ил.
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 383 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по информатике
Рабочая (авторская) тетрадь по информатике может использоваться на уроках информатики в начальных классах. Также может изменяться и корректироваться самим учителем. Рабочая тетрадь имеет большое...
Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...
Рабочая тетрадь классного руководителя
Всё что нужно для работы классного руководителя.....
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая тетрадь по технологии и работа школьника в тетради
Зарисовки моих наблюдений за работой школьников в тетради...
Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....