Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_ovz.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе
Автор: учитель русского языка и литературы Богомазова О.А.
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Роль законов тайги в жизни человека.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст в контексте духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь определить значение картин природы в рассказе, давать характеристику герою, объяснять смысл названия рассказа, учиться ориентироваться в тексте, определять идею рассказа, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнений и эпитетов).
Метапредметные УУД :
- Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, воспитание любви к родному краю, любви к природе ,родному языку; осознание значения природы в жизни человека.
- Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, определять и формулировать цель на уроке, строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текста, понимать информацию, представленную в разных формах, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
***Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) построена с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей:
- индивидуальное домашнее задание - тест (выполняет то, что лучше получается);
- на уроке включен в группу, но имеет свое индивидуальное задание соответствующего уровня сложности, если что-то не получается, то имеет возможность проконсультироваться с участниками группы;
- работа с иллюстрациями – выбрать на выставке рисунок, иллюстрирующий конкретный эпизод;
- учитывая медленную запись в тетрадь и дневник, обучающийся получает распечатанный материал;
- узнать по эпитетам, о чем говорится, и назвать одним словом.
К уроку готовится презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся. Наше настроение : жетоны( красный – тревожное, желтый – нейтральное, зеленый – отличное). -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения! Откроем рабочие тетради запишем дату, оставим 2 строчки для темы. | Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю, показывают жетоны учителю. | Личностные:
Коммуникативные:
|
2.Актуализация знаний, побуждение интереса к теме. Фронтальная работа СЛАЙД № 1, 2 | -Ребята, послушайте меня и догадайтесь о чем мы будем говорить сегодня на уроке!? ( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы): Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири. - Что это? (ТАЙГА) - Действительно, это тайга. - Как вы думайте, что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Продолжаем слушать музыку тайги… Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее. - Кто это? (Васютка) | Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока. Делают выводы. | Личностные:
Коммуникативные:
|
3. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. СЛАЙД № 3 Постановка проблемных вопросов. Фронтальное обсуждение | - Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 3) - Какие проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься Астафьев? (Что значит природа для человека? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки даёт природа герою и читателю? Каковы законы тайги?) - Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов , давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях. ( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» ) А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
|
| Регулятивные:
планировать деятельность с помощью учителя.
Познавательные:
• осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:
|
4. Самостоятельная работа с проверкой. Включение новых знаний в систему. Работа в группах. | - Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока. Мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5б класса, а защитники природы – юные натуралисты. В этом нам помогут наши зеленые галстуки. ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ! Задание для 1 группы
Задание для 2 группы
Прочитайте. Почему он важен для понимания состояния Васютки? Какое средство художественной выразительности использует автор?
Задание для 3 группы. Работа с пейзажем.
Задание для 4 группы.
На исходе второго дня Васютка заметил среди мха стебли травы. Приметой чего является трава в тайге? На что надеялся Васютка? Что это оказалось?
Задание для 5 группы.
( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.) Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты: Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, и Озеро как символ чистоты Тебе откроется. Почувствуешь истоки очищения. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцанье, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сиянье! | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки). Зрительная гимнастика. | Зрительный тренажер Базарного В.Ф. | Учащиеся выполняют зрительную гимнастику. | Личностное:
|
6. Подведение итогов урока. | Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.) Выполнили ли мы эту цель? Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?
И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера: Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она - союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Учащийся читает наизусть заранее подготовленное стихотворение В. Шефнера. | Познавательные:
Регулятивная:
Коммуникативные:
Личностные:
|
7.Рефлексия. | Устно:
- Чему мы научились сегодня? - Что нового открыли для себя? - Что больше всего вам понравилось в характере героя? - Пошли бы вы с Васюткой в поход, в разведку? | Регулятивные:
| |
8. Домашнее задание. | Домашнее задание:
1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль. 2. В основе произведения лежит а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя. 3. Васютка бродил по лесу а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия. 4. Птица, которая "увела" Васютку в тайгу: а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка. 5. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду. 6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а) речка; б) болото; в) озеро. 7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
8. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться. 9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря а) богатейшей природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя. 10. Найдя озеро, Васютка а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принёс пользу стране. 11. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге: а) "С тайгой надо дружить!"; б) "Тайга хлипких не любит!"; в) "В тайге одному делать нечего!". Спасибо за работу! Молодцы! Наше настроение? (Жетоны) | Делают выбор, записывают домашнее задание. | Регулятивные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе(5 класс) по теме: "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Роль законов тпйги в жизни человека."...
Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе (5 класс)
В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР)....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
"Дыхание растений" Технологическая карта урока биологии в инклюзивном классе. 6 класс
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме "Дыхание растений" в инклюзивном 6 классе....